Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Абылай хан — Н.А.Назарбаев: одна страна, одни правители, один народ

Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район, с. Отрадное
Отрадненская средняя школа

Учитель истории

Жапаркулова Дарина Токбергеновна

ученики 5 класса

Карина Камила

Муратова Ариана

абылай хан

Цели исследования:  1)  изучение и анализ проблемы «разное время хана Абылая и Назарбаева»,учитывая схожесть задач, стоящих перед Казахстаном в эпоху Абылая и на современном этапе;

2) расширить знания учеников об Абылай хане ,как о самом значимом государственном деятеле в истории Казахстана

Задачи исследования: изучить жизненный путь Абылай хана, факторы, определившие его становление как крупного государственного деятеля;

изучить и проанализировать политическую биографию хана Абылая и Н.А.Назарбаева,

провести анкетирование с целью выявления области знаний учащихся и педколлектива школы, а так же населения села о периоде правления Абылай хана, о его вкладе в укрепление Казахского ханства;

Гипотеза: связывает ли Абылай хана и Н А Назарбаева идея общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности Казахстана ?

Методы исследования: описательный (такие приемы,как опрос,сопоставление,обобщение анализируемого материала): метод систематизации и истоической интерпретации исследуемого материала. Практический:  анкетирование, проведение внеклассного мероприятия.

Объект исследования – сравнительная характеристика правления Абылай хана и Н А Назарбаева

Предмет исследования: «Разное время Абылай хана и Н.А.Назарбаева»:схожесть задач,стоящих перед Казахстаном в эпоху Абылая и на современном этапе.

Результаты работы,выводы: из различных источников литературы и сети интернет мы узнаем об истории Абылай хана и его эпохи правления.Изучали политическую биографию двух великих людей,находили сходства и различие правления Абылай хана и Н А Назарбаева.Изучив и проанализировав,мы пришли к таким выводам: 1.Опыт Абылай хана предствляется интересным и для современников.

2.Идея общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности тесно связана как с именем Абылай хана так и с Лидером нации,так как благодаря дальновидной и прагматичной политике Н А Назарбаева современное поколение достигло целей,поставленных ранее Абылай ханом.

Область праткического применения: материал может быть использован на факультативах по истории Казахстана, на классных часах.

Abstract

          The objectives of the study: 1) study and analysis of the problem of «different times of Ablai Khan and Nazarbayev» ,given the similarity of tasks facing Kazakhstan in the era of Abylai and at the present stage;
2) to increase knowledge of students about Abylay Khan ,as the most important statesman in the history of Kazakhstan
        Objectives: to study the way of life of Abylai Khan, the factors which led to his becoming a great statesman;
to study and analyze the political biography of Abylai Khan and N. And.Nazarbayev, conduct a survey to identify the area of knowledge of students and teachers of the school, as well as the population of the village about the reign of Abylai Khan, his contribution to the strengthening of the Kazakh khanate;
          Hypothesis: if links Abylai Khan and N. Nazarbayev And the idea of nationwide unity,state independence and territorial integrity of Kazakhstan ?
          Research methods: descriptive (such methods as survey,comparison,synthesis of the analyzed material): the method of systematization and historical interpretation of the material. Practical: survey, conducting extra-curricular activities.
Object of research – the comparative characteristic of the reign of Abylai Khan and Nazarbayev
          Subject of research: «Different times Abylai Khan and N. And.Nazarbayev»:the similarity of tasks facing Kazakhstan in the era of Abylai and at the present stage.
            Results,conclusions: from various sources of literature and Internet we learn about the history of Abylay Khan and his era.Studied political biography of two great people,find the similarities and differences of the reign of Abylai Khan and N. Nazarbayev.Studying and analyzing,we came to such conclusions: 1.Experience Abylai Khan introduces himself interesting to his contemporaries.
2.The idea of nationwide unity,state independence and territorial integrity is closely linked with the name of Abylai Khan and the Leader of the nation,thanks to the visionary and pragmatic politics N A Nazarbayev the current generation has reached the goals previously Abylai Khan.
Predecesora area of application: material can be used in the electives on the history of Kazakhstan, in classroom hours.

 

Введение

В этом году у нас в расписании появился новый предмет – история Казахстана. На одном из уроков мы узнали о выдающейся личности казахской истории –Абылай хане. С его именем связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. Велика заслуга Абылай хана в построении единого государства, именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись природные дарования  Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Благодаря своим незаурядным способностям Абылай возвысился до титула хана, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи.

Но на  сегодняшний день, к сожалению, мы можем констатировать тот факт, что о заслуге Абылай хана знают не многие , ведь именно на его наследии, поучениях и мыслях сегодня базируется как внутренняя ,так и внешняя политика.В этом отношении наш президент Н. А. Назарбаев в своей статье  подчеркивает, что современный Казахстан во многом является олицетворением идеи великого Абылай хана.

«Нынешнее поколение казахстанцев получило возможность жить в независимой стране, мечту о которой бережно защищал и почитал Абылай хан.»,-говорится в статье Главы государства.

Таким образом возникла актуальность данного исследования, в ходе которой мы задались вопросом-  связывает ли Абылай хана и Н А Назарбаева идея общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности Казахстана ?

Исследование проводилось на базе Отрадненской средней школы.

Цели исследования:  1)  изучение и анализ проблемы «разное время хана Абылая и Назарбаева» ,учитывая схожесть задач, стоящих перед Казахстаном в эпоху Абылая и на современном этапе;

2) расширить знания учеников об Абылай хане ,как о самом значимом государственном деятеле в истории Казахстана

Задачи исследования: изучить жизненный путь Абылай хана, факторы, определившие его становление как крупного государственного деятеля;

изучить и проанализировать политическую биографию хана Абылая и Н.А.Назарбаева,

провести анкетирование с целью выявления области знаний учащихся и педколлектива школы, а так же населения села о периоде правления Абылай хана, о его вкладе в укрепление Казахского ханства;

Методы исследования: описательный (такие приемы,как опрос,сопоставление,обобщение анализируемого материала): метод систематизации и истоической интерпретации исследуемого материала. Практический:  анкетирование, проведение внеклассного мероприятия

Нами была поставлена проблема: необходимость выявления взаимосвязи  идеи общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности Казахстана  Абылай хана и Лидера нации. Выполнив все поставленные задачи,  мы выяснили, что: идея

общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности тесно связана как с именем Абылай хана так и с Лидером нации,так как благодаря дальновидной и прагматичной политике

Н А Назарбаева современное поколение достигло целей,поставленных ранее Абылай ханом.

  1. 1. Теоретический аспект исследования

1.1. Почему имя хана Абылая занимает особое место в нашей истории ?

Приступая к изучению  нашей работы, мы сочли необходимым выяснить почему имя хана Абылая занимает особое место в нашей истории.

Хан Абылай по праву считается самой значимой личностью  в истории казахского народа, его усилия в первую очередь были направлены на создание сильного и независимого  государства. По словам российского исследователя нового времени И. Крафта, «…он (Абылай — авт.) умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому». Хан возглавил объединительные процессы казахов и способствовал централизации государственной власти в Степи. Ему принадлежит важная роль в деле разгрома джунгар и волжских калмыков. Ему удалось не только остановить движение китайских армий по территории Казахстана, но и вернуть традиционные пастбища на Тарбагатае и в долине реки Или. Хан Абылай пользовался огромным уважением не только среди казахов, но и соседей.

По словам Ш. Уалиханова, подданные называли Абылая «как воплотившийся дух, ниспосланный для свершения великих дел».

«…Султан Аблай в то же самое время становился день ото дня сильнее. Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростью и опытностью, известным умом, сильный числом подвластного ему народа и славным в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским богдыханом, Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды. Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностью своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властителем независимым. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом».

Полувековая государственная деятельность хана Абылая ,его внутренняя и внешняя политика были подчинены одной цели-объединению казахских жузов в одно независимое государство. Его усилия по укреплению государственности казахов, активные дипломатические и торговые связи с Россией, Китаем и другими соседними странами повысили международный авторитет казахского ханства и роль самого хана Абылая в политической жизни народов Центральной Азии. Современники, высоко оценив деятельность Абылая, избрали его ханом, потомки с признательностью назвали его Великим и именно поэтому в сегодняшнем Казахстане Абылай –это не просто имя прославленного хана,а символ единства и независимости.

  1. Как они начинали свой великий путь… 

2.1 Краткая политическая биография Абылай хана.

АБЫЛАЙ, Абилмансур (1711 (в русских источниках — 1713) — 23.05.1781) — крупный государственный деятель, полководец, дипломат.  В годы «Ақтабан шубырынды» («Годы Великого бедствия»), оставшись сиротой, нашел приют у Толе би,  Абылай уже в молодости стал известным воином. В сражениях 1730 — 1740 годов против джунгар Абылай обрел славу батыра. В одном из сражений Абылай убил Шарыша сына (в некоторых источниках — зятя) джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна. После победного боя стал султаном Среднего жуза. В августе 1740 году вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства.

Новый этап укрепления власти Абылая (1744) совпал с переездом Абулмамбет хана в Туркестан. В 1752 году руководимое Абылаем войско (примерно 15–20 тысяч человек) отбило нападение ойратов. В декабре 1753 года успешно сражаясь с джунгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков.  В 1756 году под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном из сражений потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу. В 1757 воины Абылая численностью 6 тысяч человек успешно боролись против китайских войск, в состав которых входило 40 тысяч человек. В результате китайцы попросили у Абылая мира. После очередного поражения кыргызов в 1764 году, Абылай установил сохранившуюся до нашего времени границу между казахами и кыргызами от Нарынкола до Кордая. В 1765 — 1767 годы война Абылая с правителем Коканда Ерденбеком увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Шымкент и обязательством Ташкента платить дань Казахскому ханству. Абылай вел длительную борьбу с калмыками. В 1771 в тяжелых боях с калмыками на побережье реки Мойынты Абылай одержал очередную победу. В 1771 году волжские калмыки под предводительством Убаши и Галдан-Цэрэна обратились к Абылаю с просьбой о перемирии и мирном пересечении земель казахов в сторону Джунгарии. Вблизи озера Балкаш, на военном совете, созванном для обсуждения предложений калмыков, Абылай старался убедить присутствующих в том, что нет необходимости в истреблении врага. Он предлагает прийти к соглашению с калмыками, дать им возможность перекочевать (170 — 180 тысяч, войско 40 тысяч человек) в Джунгарию через казахские земли. В 1771 году скончался Абулмамбет. По установленной традиции ханом Среднего жуза должен был стать один из братьев или старший сын Абулмамбета Абилпеиз. Однако, по желанию главных султанов, старшин и самого Абилпеиза, влиятельные представители всех трех жузов провозгласили ханом Абылая.  В 1772 году Абылай повторно присягнул на верность России, что позволило, с одной стороны, обезопасить юго-восточные рубежи от возможной китайской агрессии, а с другой — вести отношения с Россией в рамках, существовавших в то время правовых установлений. Все свои силы отдавал укреплению Казахского ханства. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс в Южно-Казахстанской области. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи. У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен.

 

2.2. Краткая политическая биография Н. А. Назарбаева 

Нурсултан Абишевич Назарбаев (род. 6 июля 1940, с. Чемолган, Каскеленский район, Алма-Атинская область Казахская ССР) — президент Республики Казахстан.

Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области КазССР в семье крестьянина.

В 1960 — окончил ПТУ № 22 г Днепродзержинск
В 1967 окончил завод — ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате.

Трудовой путь начал в 1960 рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в г. Темиртау Карагандинской области.
Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе.

В 1965–1969 — вновь работал на Карагандинском металлургическом заводе (с 1966 г. — комбинат): диспетчер,газовщик, старший газовщик доменного цеха.
В 1969–1973 — на партийной, комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области.

В 1973–1977 — секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината.
В 1977–1979 — секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии.

В 1979–1984 — секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
В 1984–1989 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

В 1989–1991 — первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
Депутат Верховного Совета СССР 10-го, 11-го созывов.Народный депутат СССР с 1989 по январь 1992. В феврале — апреле 1990 — одновременно Председатель Верховного Совета Казахской ССР.

С апреля 1990 года — Президент Республики Казахстан.
1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н. А. Назарбаев получил поддержку 98,7 процентов избирателей. В 1995 в результате состоявшегося 29 апреля 1995 референдума президентские полномочия Н. А. Назарбаева были продлены до 2000 года.
10 января 1999 Н. А. Назарбаев был избран Президентом Республики Казахстан, получив 79,78 процента голосов избирателей.

4 декабря 2005 года Н. А. Назарбаев был избран Президентом Республики Казахстан, получив 91,15%  голосов избирателей.

Жена Назарбаева Сара Алпысовна — инженер-экономист. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Бобек».

2.3. «Преемственность времен: разное время -одни цели».

Изучив все материалы, мы можем сравнить нашего президента и Абылай хана- хотя они и жили в разное время, но у них были и есть одни цели.

Несмотря на то, что речь идет об историческом прошлом ,опыт хана Великой степи вполне актуален и для современников.

Велика заслуга Абылая в построении единого государства. Сложив сопротивление сепаратистских сил , Абылай сумел восстановить территориальное единство и осуществил коренные преобразования в управлении государством. Главная цель правителя состояла в обеспечении независимости Казахского ханства. В целях сохранения территориальной целостности  Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая, при этом ранее  в 1740-1742 гг, он принял подданство России. Решение Абылай хана в этом случае мы рассматриваем как дипломатический ход ,так как Казахское ханство на тот период находилось в «тисках» двух империй-Российской и Цинской. Рассмотрев свершения Абылай хана мы пришли к любопытным выводам. Эти выводы способствуют установлению чёткой преемственности времён: хан Абылай и президент Н.А.Назарбаев одинаково укрепляют казахскую государственность, они оба одинаково прилагают множество усилий в этом направлении. Занимаясь вопросами государственного обустройства два казахских  лидера совершают незаурядные действия. Хотя каждая эпоха имеет собственные особенности, тем не менее острота проблем, стоящих перед казахской нацией в 18 веке и в начале 21 столетия требует максимального напряжения сил. Однако, два казахских лидера- Абылай хан и Н.А.Назарбаев успешно справляются со своей исторической миссией по защите нашей Родины.
Бесспорно, имя Абылай хана золотыми буквами вписано в историю Казахстана. На его наследии, поучениях и мыслях сегодня базируется как внутренняя, так и внешняя политика. В этом отношении Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье подчеркивает, что современный Казахстан во многом является олицетворением идеи великого Абылай хана.

«Нынешнее поколение казахстанцев получило возможность жить в независимой стране, мечту о которой бережно защищал и почитал Абылай хан. Сегодня нам прежде всего следует сказать за это слова благодарности, не забывать о своих корнях и о великой силе единства. Ведь впереди нас могут ждать не менее серьезные вызовы», – говорится в статье Главы государства.

Действительно, благодаря дальновидной и прагматичной политике Лидера нации современное поколение достигло целей, поставленных ранее Абылай ханом. Сегодня наша страна известна во всех уголках мира и признана мировым сообществом как независимое успешно развивающееся суверенное государство. А закрепленные границы и равноправные отношения Казахстана с сопредельными странами свидетельствуют о заслуженном успехе руководства страны во внешнеполитической сфере. И при этом народ Казахстана сохранил свое единство и согласие.

 

  1. Практический аспект исследования

3.Мы должны помнить и ценить вклад Абылай хана

Заслуги Абылай хана перед казахским народом неоценимы и поэтому долг каждого из нас знать и помнить бесценный вклад Абылай хана.

Мы в исследовательской части в первую очередь решили выяснить, а все ли знают Абылай хана и в чем его заслуги ?

3.1 Опрос учеников и учителей Отрадненской СШ  , а также населения села Отрадное .

Мы провели анкетирование среди учащихся 5- 11 классов нашей школы и учителей ,а так же жителей села Отрадное.( приложение 1).Мы приготовили анкеты со следующими вопросами:

1.Знаете ли вы, кто такой Абылай хан?

2.Почему  Абылай хана считают самым значимым государственным деятелем в истории Казахстана?

3.В чем сходство и различие по –вашему мнению в политике  как  Абылай –хана  так и действующего ныне президента Н А Назарбаева?

По результатам анкетирования  из 41 опрошенных ,50 %  не знают об Абылй хане практически ничего.

На вопрос «Почему  Абылай хана считают самым значимым государственным деятелем в истории Казахстана?», 19 %  учащихся и  15 % учителей ответили что именно Абылай хан помог сохранить территориальную целостность и независимость ханства, 9 %  (учащиеся 9,10 классов и жители села)  -затруднялись с ответом, 7% -сохранил дружеские отношения с двумя государствами с Китаем и Россией.

Также по результатам анкеты мы узнали ,что 35 % считают что у Абылай хана и нашего презаидента были и есть общие цели,а именно сохранение территориальной целостности , государственной независимости и единства народов и 6% (учащиеся 8,9,10 классов) затрудняются с ответом.

Изучив все ответы на вопросы  мы решили,что следующим этапом нашей работы будет прведение внеклассного мероприятия  и выставка.

3.2.Внеклассное мероприятие  в рамках научного проекта

« Абылай хан – Н А Назарбаев: одна страна, одни правители, один народ»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей учеников, обобщить, систематизировать знания учеников по теме Абылай хан ,развивать мышление, смекалку

Задачи: Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях. Повышение эрудиции.  Развитие творческих способностей. Приобретение навыков саморазвития.

Оборудование : презентация, буклет, карточки,карта Казахстана

Камилла: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии в рамках научного проекта « Абылай хан – Н А Назарбаев: одна страна, одни правители, один народ»!

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Ариана :В истории казахской земли немало замечательных государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению народа. В этой плеяде особо яркой звездой светит имя хана Абылая, искусного дипломата, вся жизнь которого была посвящена борьбе за целостность и независимость казахского ханства.

Аңсағаны – азат күнің,

Абылай ханы қазақтың.

Алашты жиып бір тауға,

Арқасын бұзған азаптың.

Камилла :Абылай хан родился в 1711 году в Туркестане. Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда Абылай хана – Каншера, прозванного «Канишер Абылай» за неодолимую храбрость и ярость в бою. Его отец Коркем Уали-султан. У Абылай хана было двое сыновей – Уали и Касым.

Бухар-жырау красочно описывал: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда, удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон.» Абилмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках.

О Абылай хан — великий хан,

Казахского народа радость,

Изгнал джунгар ты из степи,

И подарил свободы сладость.

Тяжёл и труден был твой путь,

И сил и пота пролил много,

Батыром все тебя зовут,

Ты хан-кумир для своего народа.

Любовь ты наша и оплот,

Мы у тебя должны учиться,

В Истории оставил след,

Наш Казахстан тобой гордится!!!

Выступление учеников 2 класса с песней « Мой Казахстан»

Камилла : В августе 1740 года вместе с султаном Среднего жуза Абилмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства.

Все свои силы Абылай отдавал восстановлению независимости страны. Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом 18 века.

В 1742 году Абылай попал в плен к джунгарам, в битве против которых он всегда отличался с положительной стороны. За время нахождения в плену Абылай успел выучить монгольский и, возможно, маньчжурский языки, а также был частым гостем у хунтайши Галдан-Цэрэна. Кроме того, там же, Абылай подружился с впоследствии легендарным ойратским нойоном Амурсаной.

Ариана

Абылай біздің батыр бабамыз

Қазақ халқын қорған

Хан болып сайланып

Қазақтың атын шығарған.

Абылай имел хорошее мусульманское образование. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат. Абылай, избранный ханом в 20 лет, с честью управлял ханством около полувека. Абылай известен как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил немало кюев.

Камилла: Аблай умер в 1781 в Ташкенте. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи. Его имя носят казахстанские улицы, в том числе в Алматы и Астане, ему посвящен популярный фильм «Кочевник», одноименный национальный оперный спектакль в ГАТОБ им. Абая и многие другие художественные произведения.

Проспект Абылай хана в столице – один из самых просторных и зеленых в городе – ведет на Карагандинскую трассу. По всему Казахстану находятся немало памятников Абылай хану. Бюст Абылая есть в посёлке Боровое, в Боровом есть поляна Абылай хана, конный памятник в Алматы.  Абылай хан изображен на почтовой марке независимого Казахстана, 2001.

По мотивам биографии Абылай хана в 2005 году в Казахстане снято кино «Көшпенділер» — «Кочевник», режиссёры Иван Пассер и Сергей Бодров.

В августе 2008 года в Петропавловске президент Назарбаев открыл музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» с бронзовым конным памятником хану.

Имя Абылай хана носит Казахский университет международных отношений и мировых языков. Наш долг – гордиться достижениями современного Казахстана, являющегося воплощением мечты Абылая!

Итак,у нас сегодня участвуют две команды – одна сборная из учеников нашей школы и вторая из учителей , дайте им название.

А оценивать команды будет наше доброе жюри, в составе:

Учителя истории Поповой Р С ,учителя казахского языка и литературы Нугмановой К М  и учителем русского языка и литературы Щербы Ю П.

Первый конкурс – конкурс  Приветствие. Команды должны себя представить. Максимальный бал за приветствие 10 баллов. Для начала проведем жеребьевку и выясним какая команда будет выступать первым во всех конкурсах. Капитаны команд сделайте свой выбор.

Итак, команда____________________будут выступать первыми.

2)    Блиц-опрос  «Абылай»:

1.Годы жизни Абылай хана?

2.Как в действительности звали Абылая?

3..Какое прозвище в народе получил Абылай,?

4..Сколько лет было Абылаю, когда он потерял отца?

5.Каким городом владел дед Абылая?

  1. Кто являлся соратниками Абылая?

7.В каком году Абылай совершил ряд походов против китайских войск?

8..В каком году Абылайп присягнул на верность России ?

9.Поcле смерти Абылая кто стал его приемником?

10 .Где был похоронен Абылай хан?

                                        3) конкурс «Узнай историческое лицо».

Начнем:1) Учёный и путешественник, обогативший мировую науку открытием и изучением неведомых ранее земель, родился в 1835 году. Правнук хана Абылая, выходец из казахской знати «ак суйек» — «белой кости», его  мусульманское имя было Мухаммед – Ханафия, получил начальное мусульманское образование и по окончании Омского кадетского корпуса начал службу офицером по особым поручениям при омском генерал-губернаторе. Кто это?    (Чокан Валиханов)

2)   Он родился 6 июля 1940 года в Алматинской области. Он с детства знал свою родословную до двенадцатого колена: Абиш, Назарбай, Салакбай, Едил, Кенбаба, Мырзатай, Айдар, Кошек, Карасай, Алтынай, Тохтар, Ескожа. Его жена инженер-экономист. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Бобек». У него статус «Лидера нации». (Н.Назарбаев)

3) Он был ханом Среднего жуза. В пятом колене его предком является Есим-хан.Его настоящее имя — Абилмансур, но его называли по боевому кличу в честь деда, прозванного за неодолимую храбрость и ярость в бою. В  13 лет потерял отца, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана. Ещё в молодости он был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (Сабалак) (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений. Он сел на трон в 25 лет. Кто это? (Абылай хан)

4) Он не был воином, но его мудрость помогла объединить лучшие силы казахов для борьбы с джунгарами.. В народе его прозвали Карлыгаш -би Когда джунгары вошли в  аул, он один не покинул его. Вошедшим в его юрту врагам он указал на гнездо ласточки по ее куполом и сказал, что не может бросить птенцов  (Толе-би)

4 конкурс «Мудрость и красноречие»

Команды состязаются в знании пословиц, поговорок, изречений великих казахских деятелей на тему «Отан және ел». Каждая команда по очереди называют одну пословицу о Родине Повторятся нельзя. Это будет продолжаться до тех пор, пока одна из команд не остановиться. Дается 10 секунд для обдумывания. Побеждает команда, которая называет больше всего  пословиц и поговорок. Этот конкурс оценивается  50 баллов, т.е. победитель получает 50 баллов, а проигравшие 25 баллов.  Начинает команда_____________.

 5 конкурс   «Лови ошибку»:

Найти в тексте ошибку и исправить ее.

Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства.

Ответ : Настоящее имя Абылай Абилмансур. В 13 лет он лишился отца. С 15 лет активно участвует в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годы Абылай находился в плену у джунгар. В 1771 году был провозглашен ханом Казахского ханства. Находился в подданстве Российской империи и Китайской империи, сохраняя независимость Казахского ханства.

                                                 Последний конкурс « Кластер»

Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

Сын султана Среднего жуза Уали  Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков. Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич «Абылай» он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.  При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата — «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.

Казахское ханство в период правления Абылая

После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.  Хан Абылай (1771 — 1781) — последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти.  Чокан Валиханов писал, что «Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве. Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.

Абылай еще в молодости  был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений. Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.

Задание: составить кластер

Камилла:. Подведем итоги. Выиграла команда _________________! Давайте поздравим ее Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке. И мы в своей научной работе  докажем что , идея общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности тесно связана как с именем Абылай хана так и с Лидером нации,так как благодаря дальновидной политике нашего Елбасы современное поколение достигло целей, поставленных ранее Абылай ханом! Спасибо,за внимание!

Заключение

Собрав и систематизировав материал , мы убедились в том, что многие факты истории  являются яркими иллюстрациями важнейших этапов развития и становления хана Абылая  как дальновидного мудрого с удивительными дипломатическими способностями  политика. Выяснили, что существует так называемая «преемственность времен» между двумя великими политиками: Аьылай ханом и Н А Назарбаевым,у которых,несмотря на разное время правления были и есть одни цели. Этот вывод убедительно доказывает выдвинутую нами  в начале работы гипотезу, а именно идея общенационального единства,государственной независимости и территориальной целостности Казахстана связывает как  Абылай хана  так и нашего действующего президента Н А Назарбаева..

Наследие и опыт великого правителя представляется интересным для наших современников, где в концентрированной форме выражены принципы успеха правления. И в этом ключе можно сказать, что Абылай хан – это не только исторический герой, но и кладезь для современного поколения казахстанцев и несомненно на сегодняшний день работы подобные данной ,всегда будут актуальными.

Список используемой литературы

 

  1. Интернет-источники: http://akmolinka.narod.ru/2011_n118-119_20_08/history.htm
  2. http://e-history.kz/kz
  3. М.Б. Касымбеков., Первый. Очерки о Президенте Республики Казахстан. Изд-во «Атамұра» Астана, 2008. с.100-135.
  4. М.Б. Касымбеков ., Назарбаев Нурсултан Абишевич – основатель независимого государства. – Алматы: ТОО  Қазақ энциклопедиясы, 2010».
  5. ЗаркынТайшыбай.,»Казахский хан Абылай»  Алматы Изд-во  «Ел-шежіре»

6.М.Б.Касымбеков.,Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности, Изд-во ТОО «Деловой Мир Астана», 2011 г


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *