Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Дифференцированный или разноуровневый подход в обучении

Казахстан, г. Алматы

Международная школа «Мирас»

Учитель русского языка и литературы

Дембаюк А.Д.

Много лет работаю учителем русского языка и литературы в Международной школе «Мирас» ( в начальной школе) города Алматы. Основным направлением деятельности нашей школы является внедрение полилингвизма, всестороннее развитие личности и умение применять полученные знания на практике.

Одним из важных аспектов улучшения уровня обучения в нашей школе является принцип дифференциации обучения и воспитания. Мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Все люди рождаются разными и. учитывая это, необходимо развивать индивидуальные возможности познавательной деятельности, то есть применять в процессе обучения разноуровневые задания.

Понятие «Дифференцированное обучение” в переводе с латинского «different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Важным моментом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в учебном процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Так что же это такое- дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

 Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня.

 Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

 Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

  Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы. Именно на это нацелено дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении.

  То, что обучение всегда связано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который оспорить просто невозможно.

  Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями и способностями.

  Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

   Как же построить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

  Работа эта сложная, кропотливая, ежедневная, то есть систематическая и требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

   Для себя я разделила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических, психологических и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности.

Для этого я использую личные наблюдения (заметки), анкетирование, тестирование, очень тесно работаю с нашими психологами и логопедом.

 2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

— различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 4. Постоянный осуществляю контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к организации групп учащихся.

 С моей точки зрения, ни в коем случае не делим детей на «слабых» и «сильных», а относим их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа – дети не самостоятельные и требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справиться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

  Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

 Дети 3 группы обладают «одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

 Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

  Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

   Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем и помним о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Обучение с использованием разноуровневых заданий может осуществляться в следующих формах работы: коллективной (все учащиеся выполняют одно задание), групповой (каждая из групп получает свое задание), индивидуальной (отдельные учащиеся получают персональные задания).

Можно использовать дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Примеры.

1.Наиболее удобное средство работы – это карточки.

Русский язык. Тема «Безударные гласные».2 класс

   1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

     В…лна, в..сна, д..мишко,       Волнистый, волноваться,

л..сной. с..сновый, в..дичка.        волны, вёсла, домище,

                                                        весенний, домовой, дом,

                                                        лесок, лес, сосны, вода,

                                                         сосенки, водный.

     2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

б-гун —                   Алгоритм.

х-дить-             1. Прочитай слово.

сл-ды-              2. Поставь ударение.

в-да —                3. Выдели корень.

б-да  —               4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна  —                 проверочные слова.

                        5. Напиши слово, вставь букву.

                        6. Обозначь орфограмму.

   3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

прол-тать-

д-ждливый-

в-сенний-

гр-зовой-

тр-винка-

стр-ла-

 Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Русский язык. 2 класс. Тема: «Проверяемые гласные».

    Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

 1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.

 2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

 3 группа. Распредели слова на две группы.

 Русский язык. 3 класс. Тема: «Предложения по цели высказывания».

Составить предложения по цели высказывания:

1 группа. Повествовательное.

2 группа. Вопросительное.

3 группа. Побудительное.

2. Нестандартный урок

Русский язык. 3 класс. Тема: «Части речи. Имя существительное. Повторение. Обобщение. / Rotation» -урок-путешествие.

ROTATION/Перемещение по станциям:

Работа по станциям в группах (Самостоятельная работа в группах):

-Карточки с заданием, тематические картины (каждая группа- разные дифференцированные задания).

1. Станция « Распределяйкино»5мин

1 команда. Найдите имена существительные в этих столбиках.

Определите их род (ж.р., м.р., ср.р.) и распределите на 3 группы:

высокая прыгает гроза

карандаш цапля радуга

клубника узкий думать

2 команда. Найдите имена существительные в этих столбиках.

Определите их род (ж.р., м.р., ср.р.) и распределите на 3 группы:

праздник любовь бег

праздновать радость дружный

хорошо в рост

2. Станция «Составляйкино ….». Работа по сюжетной картинке —5мин

 Составить предложение по картине. Найти имя существительное и определить: падеж, число, одуш./неодуш.

(каждая группа работает со своей картиной)

3. Игра «Найди лишнее слово».5мин

Объясни почему оно лишнее?

1 команда. 1 Лук, чеснок, варить, яблоко, молоко.

(варить-это слово-действие, глагол)
2. Заяц, лиса, хитрая, волк, белка. -Какое слово лишнее? Почему?

(хитрая-это слово-признак, прилагательное)

2 команда. 1 Лебедь, ворона, спать, аист, сорока.

(спать-это слово-действие, глагол)
2 Ромашка, роза, круглый, астра, тюльпан-Какое слово лишнее? Почему? (круглый-это слово-признак, прилагательное)

4. Игра «Магазин».-5мин

 Игра «Магазин» купить 10 существительных из предложенных тематических карточек- только Ж.р.и М.р, неодуш., Ед.ч.

 Игра «Магазин» купить 10 существительных из предложенных тематических карточек -только неодуш., Мн.ч.

5. Станция «Скороговоркино»-5 мин

 Сделать «смешную» зарядку для рта

 Выучить скороговорку (каждой группе своя скороговорка)

 Найти имя существительное и выделить в кружок

 Презентация скороговорки

3.  Новые методики-элементы драмы на уроках литературы

Литературное чтение. Тема «С.Я.Маршак «Сказка про козла». 4 класс.

Как вы думаете, что можно сделать со стихотворным произведением большого объема?

Можно: 1.просто выучить отрывок, 2.просто рассказать его в классе, 3. подготовить выразительное чтение и получить за это заслуженную оценку.

Ученики сами решили, что будем ставить спектакль по этой сказке. И это при том, что дети с самым различным уровнем подготовки и знания русского языка. Чем не простор для дифференцированного подхода к обучению!

Ребята распределили роли, учили слова (сами!!!). Кто с замечательным визуальным восприятием – рисовали декорации и маски. Аудиалы помогали тем, у кого не совсем получалась роль. Самые активные оказались в главных героях-Дед (Соня), Бабка (Дария), Козёл (Алан). Задействован был весь класс. Получилось полноценное представление: с костюмами, масками и реквизитом. Мы показали 8 мини-представлений по всей школе. Это было сделано с юмором и очень весело!

Результатом этой работы стали такие достижения:

-появилась уверенность в себе и пропал страх аудитории у очень стеснительных студентов-они поверили в себя и свои силы;

-окрепла дружба в классе между мальчиками и девочками;

-научились работать в группе и в коллективе, проявляя взаимопонимание и поддержку.

   Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока.  Во время уроков стараюсь организовать занятия так, чтобы детям было интересно познавать новое и хотелось еще позаниматься. Использую в процессе обучения различные методы, которые содействуют активизации мышления детей и способствуют его развитию. В занятия вносятся игровые ситуации, элементы таинственности, необычности и сказочности.

  Из нестандартных жанров уроков часто использую уроки-игры, уроки-путешествия, занятия-сказки, с элементами драмы.

Различные формы работы с учащимися развивают любознательность и творческие возможности, интеллектуальные навыки, нацеленные на решение самых сложных и неожиданных задач, критическое и самостоятельное мышление.

Все знания, которые приобретаются на таких интересных уроках, всегда связаны с реалиями жизни и носят прикладной характер, могут быть применены в любой жизненной ситуации.

  Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/raRK_sX5wzNA6


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *