Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Доклад на тему «Духовно- нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы»

Казахстан,ЗКО,Зеленовский район

Чеботаревская ОШ

Учитель русского языка и литературы

Султанова Нурсауле Абильевна

Сегодня педагоги обеспокоены тем, что образование перестало отвечать своему истинному предназначению. Задача первостепенной важности стало считаться достижение высокого процента успеваемости и качества знаний. И для этого весь процесс обучения свелся к заучиванию и сдаче всевозможных тестов, мониторингов и экзаменов.
Общаясь со школьниками определенного возраста, всегда остро чувствую, над какими нравственными направлениями становления  и духовного роста необходимо работать. В среде школьников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг другу.

И в тоже время школьники среднего возраста щедры душой, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. К сожалению , по мере того как ребенок взрослеет эти чувства притупляются , порой он даже начинает стесняться их , чтобы кто-нибудь не счел его слабым и сентиментальным . Ведь в современном мире больше востребованы такие качества как жесткость, брутальность , хладнокровие .
Плохие поступки возникают у них не по причине испорченности, а от незнания ,неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации..
Поэтому считаю, что немаловажной задачей, целью нашей работы является формирование у школьников такого образа жизни, который ориентирует растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.

Нельзя допустить, чтобы наши дети были обделены главной пищей для роста – духовной.
Духовность можно понимать как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать , сознавать и другие благородные качества личности , которые доказывают , что она заложена в человеке изначально.
Кто-то из великих сказал, что «духовность-это прародительница нравственности, а нравственность- это родительница человека в человеке» .
Еще раз хочу подчеркнуть, что развитие нравственных качеств в ребенке- это первоочередная задача всей образовательной системы:  педагогов, родителей и общества в целом.
И решению этой задачи может способствовать включение в воспитание на мой взгляд, как минимум несколько возможностей:
1 Настрой на позитивные мысли;
2 Чтение, обсуждение поучительных историй.

3 Совместное обсуждение нравственных понятий.
4 Задания, подчиненных данной теме.
5 Пропаганды общечеловеческих ценностей.

Уроки литературы и русского языка благодатная почва для духовного обогащения ребят.
На уроках русского языка мы часто используем синтаксические разминки. Предложение для синтаксического разбора можно подобрать такое, чтобы в нем фигурировало это  «ключевое» слово.
  Тему  « Роль прилагательных в речи» начинаю со строчек С.Я.Маршака:

Пусть добрым будет ум у вас,

а сердце умным будет.

Дается значение слово сердце.

Спрашиваю у детей:

-Как вы думаете. Что может сказать о сердце врач? (больное, здоровое, увеличенное)

-А как мы говорим о  сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живет интересами других людей?

Записываются  слова:доброе,ангельское,беспокойное,благородное,большое,великодушное,мягкое,орлиное,золотое…

Каждое прилагательное осмысливается, обсуждается.

Делаем общий вывод о людях с добрым сердцем. О людях  с горячим сердцем.

И здесь говорим о милосердии. Милосердие-это милость сердца, милосердный человек-это человек, который любит людей, это тот, кто чувствует  боль других людей.

Есть другой прием- это определение понятий.

Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поверьте, поиск определений , а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

Напишите на доске большими буквами Любовь. Попросите детей дать по одному определению любви. Например, светлая , нежная, волшебная, жертвенная и.т.д. Предложите каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, мама, свет, природа и т.д. Все ответы напишите на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений напишите общее определение любви. Таким образом ,можно давать определение любому понятию.

А вот другой вариант. Предложите ученикам написать слово любовь и дополнить его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь?». Например, любовь заботится, жертвует, приносит счастье, облагораживает и.т.д. После того, как каждый учащийся составит свой список, попросите зачитать его. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются.

Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.

К такому заданию можно относить незаконченное предложение, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках , во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления , сравнения его с другими , близкими и противоположными ему. Безусловно , учитель должен проделать эту работу сам , выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие , миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.

Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности , которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять , как их изживать.

Предлагается каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств, т.е. идет поиск противоположных понятий и по смыслу. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»- хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий , как «достоинство», т.е. гордость, самоуважение , самолюбие , честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие) помог ученикам осознать , что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, Гармония их с другими нравственными качествами.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.

Текстов на нравоучительные темы много, например, «Слова назидания» Абая,  произведения Януша Корчака, Распутина, Паустовского , М.Зверева.

Есть другой прием- это определение понятий.

Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поверьте, поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов — готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,

необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.

Богатому жадность не дает покоя.

Работая  над сказкой А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях», выносим на обсуждение вопросы:

-Подумайте, как называется то нравственное качество, которое заставляет королевича Елисея отправиться в путь? (верность, преданность)

— Какие словами вы можете охарактеризовать  царевну? (Воспитанная, скромная, благонравная)

-Какими словами можно определить отношение хозяев к царевне?

(гостеприимство, радушие)

— Дайте характеристику еще одному персонажу сказки царице?

(Самолюбивая, эгоистичная, завистливая, бесчеловечная,злобная)

После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии», «О зависти» Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир , актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание. ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *