Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

И.А. Бунин. Личность писателя. Тема Востока.

Казахстан, Карагандинская область, г. Балхаш

КГУ  Общеобразовательная средняя школа №10 

 учитель русского языка и литературы

 Изосимова Ирина Валентиновна

Цель: познакомить с основными этапами жизни Бунина, дать представление об особенностях бунинского Востока

Задачи урока:

Образовательные: выяснить особенности творчества при рассмотрении темы Востока, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в данных произведениях

Развивающие: развитие функциональной грамотности через интеллектуальные карты,

закрепить умение работать с художественной и справочной литературой;

развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;

совершенствовать навыки монологического высказывания.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской классической поэзии; дисциплину, взаимоуважение.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Эпиграф

Я человек: как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен. 

стихотворение «Собака» (1909)

Я, вообще, люблю Восток… И. А. Бунин.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Сегодня прекрасное мартовское утро, давайте возьмемся все за руки, чтобы энергия космоса, весны, солнца, радости прошла через наши сердца и передалась каждому присутствующему.

Садитесь. Перед вами лежит листок с изображением человека, давайте определим, на каком уровне познания нашего урока мы находимся, покажите этот уровень. Я хочу пожелать Вам новых открытий.

ИТАК

  1. Актуализация знаний ( просмотр отрывка из фильма «Афанасий Фет» (жанровое видио, 2007 год)

Среди звезд

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирожденных числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
 
Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы, 
Излишние средь жалких нужд земных,
 
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: «Вечность — мы, ты — миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной 
Ты думы вечной догоняешь тень;
 
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
 
К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно, 
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где все темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».

22 ноября 1876, Афанасий Фет

Вступительное слово учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока
«И.А. Бунин. Личность писателя. Тема Востока».

Цель урока: перелистать несколько страниц из жизни замечательного писателя Ивана Алексеевича Бунина, который, как последний огненный метеорит, промелькнул на фоне русской классической литературы, оставив после себя значительный след. Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Творчество Бунина высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта, так как его можно назвать космополитом, то есть Человеком с большой буквы, которого многие страны и народы считают по — истине своим, родным. Недаром он говорил о себе «Я человек: как Бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен» и замечал А «Я, вообще, люблю Восток…»

Словарик урока

Космополит — сторонник идеи мирового гражданства, тот, кто считает весь мир своим отечеством, ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации или отдельного государства.

Давайте вместе приоткроем книгу жизни писателя и определим, как его жизненные принципы и мировоззрение отразились в творчестве.

Работа оценщиков

Задание: в течение урока ребята, которые сидят на стуле с табличкой ОН, дают оценку своей группе и заполняют табличку, по которой мы сможем сделать вывод о работе каждого участника в группе

  1. Работа по новой теме

Проверка домашнего задания

  1. Индивидуальное задание

Задание: представить поэта. «Знакомьтесь. Бунин» (слайд фильм)

2.Определение критериев оценки первого задания — Интеллектуальная карта

Задание: разработать критерии оценки первого задания — Интеллектуальная карта

1. научность

2. хронологичность

3.доступность

4. содержательность

5. интересная подача материала, наглядность

6. выступление модератора

Оценщиками- наблюдателями будут являться те ученики, у которых на стульях будет табличка ОН

3. Работа по функциональной грамотности. Создание Интеллектуальной карты

Задание:

  1. Познакомиться со страничкой биографии (раздаточный материал)
  2. Озаглавить словами из текста этап жизненного пути
  3. Подобрать эпиграф, пользуясь учебником (стр.234- 236) и раздаточными материалами
  4. Представить свою работу в виде Интеллектуальной карты
  5. Выбрать из текста «Особенности творчества И.А.Бунина»
  6. Презентация Интеллектуальной карты модератором группы
  7. Пополнение копилки «Особенности творчества И.А.Бунина» (одним из участников группы)

Презентация модераторами интеллект- карт

  1. Заполнение копилки «Особенности творчества И.А.Бунина»

Задание:

  1. На листочках напишите ту особенность творчества, которая характерна для данного периода
  2. На слайде записаны все особенности, назовите, что вы не перечислили

Особенности творчества И.А.Бунина

1. тяготение к классическим традициям (1 группа)

2.ностальгическая поэтичность ( 2 группа)

3.художественная отточенность

4.чувственно-конкретный образ

5. картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков (звукопись и цветопись)

6. эпитет, субъективный и наделенный убедительностью чувственного опыта ( 3группа)

7. бинарность мышления сообщает сюжетам интенсивность развития и напряженность

(Бинарность бунинского мышления — представление о драматизме жизни, связанное с представлением о красоте мира, — сообщает бунинским сюжетам интенсивность развития и напряженность)

8.чувственная достоверность художественной детали (4 группа)
 9. предельный лаконизм, предельная смысловая насыщенность, смысловая «вместимость»

10. новый синтетический жанр из слияния поэзии, прозы, музыки

11. миниатюры — поэтический текст, пронизанный системой лексических и звуковых повторов. 

  1. Мини- проект учеников

Слово учителя

Елена Борисовна Смольянинова в своей работе «Буддийский Восток в творчестве И.А. Бунина» пишет:
« Загадочный мир Востока с его мистицизмом, созерцательным мировосприятием, фатализмом и фанатизмом, идеей верности своему пути был необыкновенно притягателен для русского человека. Он хранил тайну зарождения человечества, истоков религиозных верований, морально-этических устоев, философских воззрений и эстетических представлений».

Сейчас, ребята, проведем с вами ЭКСПЕРИМЕНТ: попробуем совместить 2 проекта

Задание: в течение презентации проектов Вы должны подготовить вопросы к выступающим.

1 проект, который мы хотим вам представить, Жакыпбаева Диаса «Мысли, навеянные Востоком»

Цель: создать произведения, посвященные Востоку

ГИПОТЕЗА: Если я изучу творчество И.Бунина, то смогу создать музыкальное и поэтическое произведения, посвященные Востоку, так как своей работой выражу личное отношение к Родине и свой патриотизм.

2 проект- Абильмажинова Санжара «Паломничество в страну Востока» (Тема Востока в творчестве Бунина)

Цель проекта: показать, какую роль сыграло знакомство с Востоком в духовной и творческой биографии Бунина.

Задачи проекта: 1.выяснить истоки и причины, побудившие И. А. Бунина обратиться в своём творчестве к миру Востока

2.изучить маршруты путешествий И. А. Бунина по Востоку

3.установить, какое влияние оказало пребывание на Востоке на мировоззрение поэта в целом

4.исследовать темы, мотивы, образы Востока в стихотворениях И. А. Бунина 1903—1922 гг.

5.определить их роль и значение в творчестве и мироощущении поэта

Гипотеза: Если мы изучим тему Востока в творчестве И. А. Бунина, то , так как

Вопросы к выступающим

  1. Анализ стихотворений (полный и частичный)

И сегодня на примере стихотворения «К востоку» мы убедимся в том, что действительно, поэт обожествлял и преклонялся перед обаянием Востока.

Проблемный вопрос: В чём же заключается прелесть бунинского восточного пейзажа?

  1. Частичный анализ стихотворения работа в группах

К востоку

Вот и скрылись, позабылись снежных гор чалмы.
Зной пустыни, путь к востоку, мертвые холмы.

Каменистый, красно-серый, мутный океан
На восток уходит, в знойный, в голубой туман.

И все жарче, шире веет из степей теплынь,
И все суше, слаще пахнет горькая полынь.

И холмы все безнадежней. Глина, роговик…
День тут светел, бесконечен, вечер синь и дик.

И едва стемнеет, смеркнет, где-то между скал,
Как дитя, как джинн пустыни, плачется шакал,

И на мягких крыльях совки трепетно парят,
И на тусклом небе звезды сумрачно горят.

Каждой группе раздается свое задание

Проблемный вопрос: В чём же заключается прелесть бунинского восточного пейзажа?

Задание 1 группе: определить тему, идею, размер стихотворения

Задание 2 : заполнить таблицу «Образы (символы, цвета, звуки, запахи) в стихотворении «К востоку»

Задание 3 : заполнить таблицу «Образы (Востока, фауны, флоры) в стихотворении «К востоку»

Задание 4 : заполнить таблицу «Поэтические приёмы, использованные при описании восточного пейзажа стихотворения

«К востоку»

Обсуждение выполненных заданий.

2.Полный анализ стихотворения «Айя-София» ( Абзалбекова Айжан)

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…


А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!


Слово учителя
: Вот, ребята, мы с вами и подошли к концу нашего урока. У нас еще будут встречи с Иваном Буниным
Заключение ( стихотворение читает Миловацкий Адиль)

Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель

Бегут кpесты — pаскинутые pуки.

Я слушаю задумчивую ель –

Певучий звон… Все — только мысль и звуки !

То, что лежит в могиле, pазве ты ?

Разлуками, печалью был отмечен

Твой тpудный путь. Тепеpь их нет. Кpесты

Хpанят лишь пpах. Тепеpь ты мысль.

Ты вечен.

Итог урока

Объявление оценок

Домашнее задание: дифференцированное домашнее задание

1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Буниным».

2. выучить стихотворение арабского цикла, проанализировать его

3. чтение стр. 244- 248 учебника

Исследование: какова эстетическая роль детали в изображении восточного пейзажа и жителей Востока

Рефлексия

Ребята, давайте вернемся к нашему человеку и определим, каких итогов мы достигли в течение урока.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/lQyrExRny5uyB

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *