Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Интегрированный урок самопознания и литературы в 5 классе «Мир семьи»

Казахстан,Западно-Казахстанская область,Зеленовский район

Чеботаревская основная школа

Учитель самопознания

Аябова Г.С.

Учитель русского языка и литературы

Султанова Нурсауле Абильевна

Цель урока:

Образовательная: расширить представления о роли семьи в жизни человека; продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русской литературе при работе с поэтическим текстом. 
Развивающие: 
1. Раскрытие значимости семейного очага для каждого человека;

развитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях; 
2. Овладение практическими умениями и навыками научно-художественной деятельности, умением анализировать, высказывать своё мнение; 
3. Развивать культуру речи через активизацию словаря; 
4. Создание условий для работы учащихся с разными предметами на уроке. 
Воспитательные: 
1. Воспитание ответственного отношения к родным и близким; 
2. Создать условия способствующие формированию творческой личности. 
Задачи: 
Углубить представления учащихся о ценности семьи. 
Актуальность 
Проведение урока Самопознания по теме « Мир семьи» актуально. В современном мире, характеризующимся быстрыми изменениями и резкими социальными противоречиями, проблема духовно-нравственного воспитания, поиска наиболее эффективных средств передачи культуры следующим поколениям стоит очень остро. Поэтому главная роль в воспитании, развитии, становлении личности отводится семье. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды, свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Семья – самое главное в жизни для каждого человека 

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.

Психологический аспект: положительный эмоциональный настрой, развитие умения слушать, развитие памяти, обеспечение поисковой деятельности, развитие коммуникативных способностей, развитие навыков сотрудничества, развитие навыков работы в команде. 
Оборудование: фонограммы песен «Совершите чудо», «Я, ты, он, она…»,рисунки на тему семья, пазлы пословицы, анаграммы, презентация «Правила для семьи».

Ход урока

1. Круг радости               

Учитель Самопознания:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете моё сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдёт очень весело и хорошо.

Дети, встанем в круг и споём песню «Совершите чудо». Звучит музыка.

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек…

Совершите чудо: руку протяните-

Надо, чтобы в дружбу верил человек!

Обогрейте словом, обласкайте взглядом-

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом,

Станет добрым и весёлым хмурый человек!

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век.

Совершите чудо: пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!

2. Поговорим

Учитель литературы

Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке, нам поможет стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
Вот и вся моя … (семья) дети должны продолжить

Ø Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.

¨А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

ØДействительно ,ребята, дом — это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с любовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить Родину и все, что их окружает.

Вставьте пропущенные слова и запомните пословицы:

  1. В гостях хорошо, а дома …..
  2. Без хозяина дом ….
  3. Дом вести, не бородой ….
  4. Дом не велик, да лежать не …
  5. Дом построить — не шапку на голову ….
  6. Домой придёшь — хлеб-соль …
  7. Не красна изба углами, а красна ….
  8. Вся семья …. , так и душа ….
  9. Кто сеет …. , пожнёт счастье.
  10. Без корня и …. не растёт.

Слова — подсказки: лучше, вместе, мир, найдёшь, сирота, месте, не велит, трава, трясти, надеть, пирогами.

3. Работа над пословицей

Учитель самопознания

Народная мудрость гласит:

Отбасы тату болса, байлықтың да керегәжоқ.
Не нужен клад, когда в семье лад.

— Как вы понимаете её?

Данные задания направлены на закрепления ключевых мыслей, раскрывающих ценность понятия «семья».

4. Чтение произведения. Золтан Зелка «Какой хороший вечер»

Учитель литературы

ØДавайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно-

И это очень страшно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…..

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

О какой ценности говорится в этом стихотворении?

Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей).

Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Ответы детей).

ØПравильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе.

ØА теперь давайте ответим на вопрос что такое «семья»? (Ответы детей)

Молодцы, спасибо за ответы. А сейчас я предлагаю вашему вниманию видео с мнением других ребят по данному вопросу

Обобщив вышесказанное давайте запомним следующие определение «Семья — это совокупность двух и более людей, объединенных родственными связями, чувством любви, привязанности и заботы друг о друге. В идеальном представлении семья состоит из матери, отца и их ребенка (детей), а также бабушек и дедушек и других близких родственников.». Запомните это определение.

Учитель литературы

Презентация «Правила для семьи»

5.Рассказ о своей семье

Учитель самопознания
Упражнение «Семейные фотографии»
— До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте — увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина», «Род» — однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Семейные фотографии теперь хранятся в фотоальбомах. (Рассказы детей о своей семье, сочинения о маме, бабушке и т.д.)

6. Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель литературы

Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…

7. Релаксационная минутка.

8. Упражнение «Разгадай кроссворд».

Учитель литературы

Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

1. Сын моей матери. (брат)
2. Мой родитель. (отец)
3. Брат отца или матери. (дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (мать)
6. “Святая кровь” – мать мужа. (свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (тёти)
8. Сын моего ребенка. (внук)
9. Мой наследник. (сын)
10. Сын моей сестры или брата. (племянник)
11. Отец мужа.(свёкр)

9. Игра «Пазлы». Учитель самопознания

Учащиеся класса делятся на группы по 3-4 человека. Каждому члену команды выдаётся по пазлу (учитель заранее подготовил картинки с какой — нибудь яркой картинкой по теме урока). Задача команды — собрать картинку как можно скорее. После выполнения задания каждая команда рассказывает, что помогло или наоборот мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения в развитии коммуникативных навыков, сплочённости внутри команды, умении согласовывать свои действия с другими и решать поставленные задачи.

10.Творческая деятельность. Учитель литературы

Ученикам предлагается разгадать анаграммы, обозначающие качества присущие личности, связанные с темой урока.

РОДСТАГОБЛО (благородство)

ПВРДАА (правда)

ДРООБАТ (доброта)

ЖЕНУВАИЕ (уважение)

ТОРАТЕВИТ (авторитет)

МРАЬЛ (мораль)

ОНЬТСТВЕОСТТВЕН (ответственность)

Рефлексия. Учитель литературы

Для подведения итогов осмысления роли семьи в жизни человека, а также обобщения впечатлений учащимся предлагается вместе с семьёй (члены из семей присутствуют на уроке) нарисовать газету «Дом семейного счастья». В углах фигур поместить заповеди для семьи. Учитель читает стихотворение «Семь правил для семьи»

11. Домашнее задание

Придумать и записать в тетрадь рецепт семейного счастья.

12. Круг «От сердца к сердцу»

Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Исполнение песни

Я, ты, он, она
Вместе — целая страна,.

Спасибо за активное участие и внимание, до свидания!

 

 

Правила для семьи

Что значит для меня семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня, лишь только семь, но очень – очень важных!

Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем и душой всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по разному.

Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолжение рода. Пусть струиться!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобой, а не где-то

Четвертое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды…

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое – ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, где полностью счастлива


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *