Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Безличные глаголы»

Казахстан,Акмолинская область,город Степногорск
Многопрофильная школа — лицей им.С.Сейфуллина
Учитель русского языка и литературы
Туякова Анар Назымбековна

Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • дать понятие безличных глаголов, их лексическое значение, формы употребления,
  • привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
  • закрепление навыков синтаксического разбора

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;

Развивающая:

  • развитие речи;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Раздаточный материал .

Ход урока.

1.Организационный момент на уроке.

Здравствуйте, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

 

Что делать, что сделать

Учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.

 

Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола.

 

Но прежде, давайте вспомним, что мы узнали о глаголе  на предыдущем уроке.

 

  1. Повторение пройденного материала

С какими понятиями мы познакомились?

Сколько наклонений у глагола? Назовите их. Приведите примеры.

 

Сейчас декабрь месяц — конец года, и первый месяц зимы.

Я вам предлагаю послушать зимнюю песню и назвать глаголы повелительного и изъявительного наклонений, которые встречается в тексте песни.

________________________ ( Проверка) ( формат.оценивание)

 

Разогрелись, а теперь послушаем песню  «Кабы не было зимы» и назовем глаголы условного наклонения, но будьте внимательны, песня очень живая, исполняется в быстром темпе, постарайтесь назвать все глаголы условного наклонения

 

______________________( Проверка) ( формат.оценивание

3.Формулирование темы и целей урока.

Сегодня мы вновь обращаем свои взоры к глаголу.

Оказывается, в русском языке есть такие глаголы, которые мы с вами еще не рассматривали.

И прежде чем приступить к их изучению, посмотрим небольшую сценку.

А вы подумайте, как она соотносятся с нашей темой урока.

 

Заболела бабушка.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовался внук

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

 

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

________________________

Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны–  пока секрет, который нам с вами предстоит разгадать.

— Открываем свои рабочие тетради, пишем сегодняшнее число, «классная работа»,  тему урока –« Безличные глаголы»

Наша цель с вами познакомиться с термином безличные глаголы, узнать что же обозначают безличные глаголы, в каких формах грамматических употребляются безличные глаголы.Выработать умение употреблять безличные глаголы в роли главного члена предложения

4.Объяснение нового материала.

Давайте представим себе картину зимнего леса.

Чтение под музыку ( по цепочке)

  1. Морозит.

2.Потеплело бы скорее

  1. Мы выходим из дома.
  2. Нам легко дышится.
  3. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.
  4. Стоит тишина.
  5. Вдруг тишину нарушил снег.

8.Он упал с еловой ветки .

  1. И снова стихло.
  2. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу

 

-Давайте теперь поработаем с данным текстом. (Листочки с текстом лежат на парте. ) Подчеркнем в каждом предложении грамматическую основу.

 

( 1уч. у доски)

 

-Распределите предложения на две группы (принцип определите сами).

Работа в тетради.( запись только односоставных предложений)

Проверка – устно

-По какому принципу вы распределили предложения?

— Что вы можете сказать о грамматической основе 1,2,9 и 10 предложений?

(грамматическая основа представлена только сказуемыми, выраженными глаголами. )

-Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)

 

-Давайте вспомним определение глагола. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?)

 

— Обозначают ли глаголы 1 группы действие какого-нибудь предмета или лица?

Кто – то  или что – то  совершает данные действия?

-Есть  ли здесь действующее лицо, подлежащее?

(Нет).

 

Оказывается, в русском языке есть глаголы, которые обозначают действие, которое происходит само по себе без действующего лица.

-Как же можно назвать глаголы без лица? (Безличные).

 

-Сформулируйте  определение безличных глаголов?

Глаголы, обозначающие действие, которое происходит само по себе, без действующего лица, называются безличными.

Если перед нами в роли ска­зу­е­мо­го вы­сту­па­ет без­лич­ный гла­гол, то под­ле­жа­ще­го в таком пред­ло­же­нии про­сто быть не может! Такие  односоставные предложения, в которых нет не может быть подлежащее, называются безличными

Появление безличных глаголов находит объяснения в глубокой древности. Во­круг че­ло­ве­ка все­гда было много чего-то необъ­яс­ни­мо­го и непонятного.  В древности люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: знобит, лихорадит, светает, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди даже боялись назвать. Поэтому при подобных глаголах действующее лицо не употреблялось.

 

Посмотрите, ребята,  на предложения и определите, в каких формах глагола употребляются безличные глаголы. ( устно)

  1. Морозит. – изъяв. накл. наст.вр.-3-лицо, ед.ч
  2. Потеплело бы скорее – услов.накл , ср.род, ед.ч.
  3. Нам легко дышится.
  4. И снова стихло – изъяв.накл, прош.вр., 3л., ед.ч., ср.р

Хорошо прогуливаться по зимнему лесу- неопределенная форма глагола.

 

Безличные глаголы употребляются лишь в некоторых формах

  1. В неопределенной форме глагола

Смеркаться, темнеть

 

  1. В изъявительном наклонении (Они изменяются по временам)

в настоящ.вр. -светает

будущ.времени будет светать

прош.времени – светало

В настоящем и будущем времени Они употребляются только в форме 3 лица ед.числа

В прошедшем времени безличные глаголы стоят в форме среднего рода ед.числа

сильно похолодало

 

  1. В условном наклонении рассвело бы скорей, оттаяло бы.

 

Без­лич­ные гла­го­лы не из­ме­ня­ют­ся по лицам, чис­лам и по родам! Не имеют форм повелительного наклонения

Безличные глаголы не могут употребляться в повелительном наклонении, потому что человек, как считали древние не в силах побуждать к действию сверхъестественное  существо

Исследовательская лаборатория.

 

—    Давайте посмотрим, каково лексические значение безличных глаголов, что же они обозначают?

А узнаем мы это, выполнив следующее задание.

 

-Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы?

 

  1. Похолодало. 2.Смеркается. 3.Нездоровится. 4.Вечереет. 5. Взгрустнулось. 6. Думается.

 

-Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и составьте  с каким-нибудь глаголом простое предложение ( работа в тетради)

 

Безличные глаголы чаще всего обозначают явления природы и окружающей среды:

По ночам подмораживало.  С моря веет прохладой.    

состояние человека: Лодырю всегда нездоровится. 

Зачитываются составленные предложения.

Синтаксический разбор самого лучшего предложения.

 

  1. Закрепление

А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы, изобразите  на одной стороне листа безличный глагол, а на другой стороне личный глагол  так, как вы его представляете.

— Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам сейчас потребуются.

1.Немой опрос.

Зачитываются предложения.

При помощи рисунков показать используется в предложении личный или безличный глагол. (используются рисунки —  на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные).

  1. Солнце начинает спускаться.

2.Вечерело.

3.Приближался рассвет.

4.Как быстро рассвело!

5.Весь день идёт снег.

6.В лесу легко дышится

7.Мне долго не спалось.

8.Позвонили в дверь

9.Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух

10.Сегодня все хорошо работают!

 

  1. Преобразование личных глаголов в безличные глаголы

 

Следует отметить что собственно б\л глаголов в русском языке мало, поэтому в роли безличных  могут выступают личные глаголы
Сравните предложения:

  В значении безличных глаголов нередко употребляются и многие личные глаголы. Сравните:
Мы не хотели уходить из лесаНам не хотелось уходить из леса.
С утра был морозС утра морозит
Есть подлежащее – личный глаголнет подлежащего – личный глагол в безличном употреблении

 

  Волшебник

Через несколько дней наступит Новый год.

В Новогоднюю ночь все ждут  какого-то чуда, волшебства

И накануне Нового года  я вам предлагаю возможность стать настоящим волшебником.

– Превратите личные предложения в безличные, употребив личные глаголы в роли безличных.

 

Личные глаголыЛичные  глаголы в роли безличных
Ветер дует в окно.В окно сильно дует.
Ветер вырвал дерево с корнем 
От волнения мы долго не спали 

 

  1. Проверка усвоения теоретических знаний

Тезисы (Утверждения)

Работа с перфокартой. Я буду читать вам утверждения, если вы согласны со мной, то в первой строке перфокарты, в соответствуем столбике нарисуйте  снежинку. а если вы не согласны с утверждением, то снежинку нарисуете во второй строке в соответствующем номере утверждению столбике .

  1. Безличный глагол изменяется по родам, числам, лицам
  2. Смеркается – это личный глагол.
  3. Личный глагол может стать безличным.
  4. Безличный глагол обозначает действие предмета или лица.
  5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.
  6. Безличный глагол употребляется в предложении без подлежащего
1 2 3 4 5 6
ДА
НЕТ

6 б.- «5»

5 б.- «4»

4-3 б — «3»

  1. Домашнее задание

На оценку «4»-  1. Составить 5 безличных предложений, употребив в них все возможные  формы безличных глаголов

  1. Найти в художественных произведениях предложения с безличными глаголами

 

«5»  —  1.Сочинить стихотворение  о зиме, используя безличные глаголы.

  1. Придумайте рассказ, где бы было больше безличных глаголов, начав его со слов

« С вечера стало морозить ещё сильней»

 

  1. ИТОГ урока

Игра  «СНЕЖКИ»

Ученик, называя одноклассника, бросает ему «снежок». Тот должен сказать то, что касается изученной темы «Безличные глаголы». Затем ответивший ученик бросает «снежок» другому ученику и т.д.

9. Оценивание

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *