Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Методическая разработка открытого урока по физике на тему » Механические колебания»

Казахстан,Атбасарский район

КГУ «Полтавская средняя школа отдела образования Атбасарского района»

Учитель физики и информатики

Ермошина Наталья Анатольевна

Цели урока:

  1. Образовательная: ввести понятие механических колебаний, рассмотреть колебания на примере математического и пружинного маятников;

Сформировать у учащихся представления о свободных и вынужденных колебаниях.

  1. Воспитательная: воспитание мировоззренческого понятия (причинно – следственных связей в окружающем мире)
  2. Развивающая: развитие самостоятельности мышления и интеллекта, развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления, грамотной устной речи, содержащей физическую терминологию.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

 

Техническая поддержка урока:

  • «Методическая копилка» преподавателя, план-конспект урока, мультимедийный проектор, маятники математический на нити; маятник пружинный, грузики, штативы.
  • Презентации к уроку «: Колебательное движение. Свободные и вынужденные колебания. Маятники».
  • Закрепление изученного материала: контрольный лист обучающегося.

Демонстрации:

  1. Маятник математический на длинной и укороченной нити;
  2. Маятник пружинный с разными грузиками..
  3. Показ слайдов с помощью информационно – компьютерных технологий.

 

План изучения новой темы:

Организационный этап (1 мин)

  1. Повторение пройденного материала. (3 мин)
  2. Проверка домашнего задания. (Электронное тестирование с помощью программы VipTest)
  3. Актуализация знаний. (2 мин)
  4. Новый материал. Колебания. Виды колебаний – свободные, вынужденные.
  5. Колебательная система. Изучение механических колебаний на примере колебаний математического и пружинного маятников (3мин)
  6. Основное свойство колебательных систем (2мин)
  7. Условия колебаний (2мин)
  8. Гармонические колебания (2мин)
  9. Основные характеристики колебательного движения (5мин)
  10. Закрепление (Повторение и контроль изученного материала:

презентация «Колебания» , контрольный лист обучающегося) (15мин)

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (1мин)
  2. Домашнее задание. (1мин)

Ход урока

Организационный этап (1мин)                                                                                         Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.

Сегодняшний урок я хотела бы провести  под девизом:

Думать — коллективно!

Решать — оперативно!

Отвечать — доказательно!

Работать — старательно!

И знания нас ждут обязательно! (слайд 1)

 

  1. Повторение изученного ранее материала по теме «Законы сохранения»: (слайд 2)

1 .Единица измерения потенциальной, кинетической энергии?

2.Кинетической и потенциальной энергией обладают тела?

3.От каких величин зависит потенциальная энергия поднятого над землёй тела?

4.От каких величин зависит кинетическая энергия тела?

  1. Систему тел, в которой тела взаимодействуют только между собой, не испытывая действие со стороны других тел, называют?
  2. Какое топливо используется для двигателя ракеты?

7.Кому принадлежат первые идеи по освоению космоса?

8.Кем реализованы идеи Циолковского по освоению космического пространства?

9.Движение тела, возникающее при отделении от него с какой – либо скоростью некоторой части, называется…

10.По какой формуле можно рассчитать импульс  силы, импульс тела?

11.Характеристикой механического состояния тела,  является….

 

  1. Проверка д/з (слайд 3)

Откройте тестирующую программу VIP Test. Вам предстоит ответить на                          10 вопросов теста.

 

 

  1. Актуализация знаний. Мотивация (3мин) (слайд 4)

Ребята, послушайте  песню и посмотрите что общего между картинками?

 

Сегодня на уроке мы поговорим о колебаниях:

 

Запишите тему урока в тетрадь.

 

  1. Постановка цели урока:

 

  1. Изучение нового материала:
  2. Колебания. Колебательная система. Виды колебательных систем

Что происходит сегодня в мире, в котором мы живем? Вокруг нас происходят различные процессы и явления, которые имеют особенность повторяться.

Колебания – это один из самых распространенный процессов в природе.

 

Механические колебания — движения, которые периодически или почти
периодически повторяются через определенные интервалы времени.

 

Давайте рассмотрим примеры колебаний.  (Просмотр видео – слайд 8)

 

Ребята, подумайте и ответьте, в каких ситуациях мы употребляем,  данное понятие — колебание:

  • Природа —    Землетрясение, приливы и отливы, насекомое машет крыльями и др.

 

  • Человек — Биение сердца, колебание голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.

 

  • Бизнес — Колебание курса валют
  1. По способу возбуждения и характеру физических процессов выделяют:

Свободные колебания— колебания в системе под действием внутренних сил после того как система выведена из положения равновесия.

Например: 1. Колебания груза на пружине.

2.Колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия

 

Вынужденные колебания— колебания под действием внешней периодической силы.

Например: 1. Движение поршня в ДВС, 2.Раскачевание качелей

 

Задание: Составьте карту ума.

 

 

Выберите из предложенных вариантов свободные и вынужденные колебания, приклейте стикер с правильным ответом.

 

  1. колебания листьев на деревьях во время ветра;
  2. биение сердца;
  3. раскачивание качелей;
  4. колебание груза на пружине;
  5. перестановка ног при ходьбе;
  6. колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;
  7. колебания поршня в цилиндре;
  8. колебание шарика на нити;
  9. колебание голосовых связок;
  10. колебания щёток стеклоочистителя (дворники в машине);
  11. колебания иглы швейной машины;
  12. колебания корабля на волнах;
  13. колебания мембраны телефона;

А теперь давайте проверим обменяйтесь работами. (взаимопроверка) слайд – 13 (правильные ответы)

 

  1. Условия необходимые для возникновения колебательного движения.

(Просмотр видео) – слайд 14

  1. Параметры колебательного движения. (слайд 15)
  2. Решение задач
  3. Физминутка «Встреча».

Ребята, предлагаю вам  повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.

Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу-
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто
Марширую в строе. (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
… И продолжим наш урок.

7.Колебательная система – система тел, способных совершать колебательные движения. Пример: маятник.                                                                                                  Маятник – твердое тело, подвешенное на нити или на пружине, или закрепленное на оси, совершающее колебание под действием силы тяжести.

Виды маятников:                                                                                                                                                       I. Математический маятник— это материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити, находящаяся в поле тяжести Земли. l >> r m гр.>> m нити Колебательная система – опора, тело, нить, Земля.                                                                        II. Пружинный маятник— тело, подвешенное на пружине и совершающее колебания вдоль вертикальной оси под действием силы упругости пружины. Колебательная система — опора, тело, пружина, Земля.                                                      Задание 6. Составьте кластер.

  1. 8. Формулы:
  1. Практикум:

Задание.

 

План работы:

  1. Составьте гипотезу.

2.Вычислите Т (с).

 

  1. Вычисления занесите в таблицу.
  2. Запишите вывод.

 

  1. Независимость периода колебаний груза на нити и груза на пружине от амплитуды колебаний открыл в 1583 г. выдающийся итальянский физик Галилео Галилей.

(Просмотр  видео – слайд 20)

 

  1. Резонанс. Польза и вред резонанса.
  2. Сообщение учащегося.
  3. Просмотр видео (слайд 22)

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин). Рефлексия – из трех предложенных стихов выбери одно, характеризующее твоё состояние на конец урока.

 

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!
2. Не весел я сегодня,
В тишине взгрустнулось мне,
Все о колебаниях      Промчалось вдалеке.
3. Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что колебания в мире есть                       и нам их всех не счесть!

 

11. Домашнее задание: П 24 — П27  стр. 103  Упр.22 №2  Упр. 23 № 1
Изготовьте прибор, демонстрирующий колебательное движение

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *