Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Казахстан, Алматинская область
КГУ «Общеобразовательная школа №17 с ДМЦ»
учитель математики
Сумина  Валентина Васильевна

В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Математика едина это известно всем и нет отдельной математики для физика или лингвиста. Вопрос заключается лишь в том, как ее преподавать в классах с разным профилем. В школах с углубленным изучением математики и классах естественно-математического направления ситуация представляется более или менее очевидной: имеются программы, учебники, дополнительная литература, опыт использования которой в изучении отдельных вопросов математики уже имеется, имеются методики преподнесения этих вопросов, наработанные формы проведения занятий с учащимися, которые выбрали естественно-математический профиль, с учетом их психологических особенностей, другими словами, есть опыт, который можно использовать при преподавании математики в классах естественно-математического направления.

Иное дело – вопрос об обучении математике в классах общественно-гуманитарного профиля. С момента принятия решения о переходе на профильное обучение появились и программы, и учебники по математике для общественно-гуманитарного направления, но трудности в преподавании математики остались. В данном вопросе прежде всего надо исходить из того, что математика – гуманитарная наука. Как это не покажется парадоксальным, но если вспомнить, что математика представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику. Кроме того, математические методы и идеи постепенно проникают в такие гуманитарные науки как логика, это лингвистика, социология, психология и т.д., прививая им строгий стиль мышления.

Рассмотрим особенностей обучения математике в классах гуманитарных профилей.

Больше всего трудностей возникает при организации обучения математике в гуманитарных классах, которые связаны с некоторыми особенностями познавательной деятельности учащихся-гуманитариев.

Для учащихся гуманитарного профиля имеет не маловажное значение содержание задачи, соответствие условиям реальной действительности. В этом плане проходит её первоначальное осмысление, затем начинается перевод на математический язык. Учащиеся видят решение конкретной задачи, а не приём решения.

По сравнению с учениками других профилей у гуманитариев наблюдается низкая способность при запоминании информации. Они стараются запомнить не способ доказательства теоремы, а всё доказательство полностью.

Этап мотивации изучения элементов математического содержания является в классах гуманитарного профиля наиболее важным. Поскольку дальнейшая деятельность учащихся классов этих профилей в основном не связана с математикой.

На этапе мотивации, цель которого, как известно, заключается в создании такой ситуации, которая послужила бы стимулом для «принятия» учащимися целей изучения нового материала. Эта ситуация в классах гуманитарных профилей может быть создана за счет исторических экскурсов или обращения к происхождению того или иного термина, которым обозначается математический объект (особенно это актуально в классах филологического профиля, где основное внимание уделяется углубленному изучению языков).

Вычислительный аспект математики в гуманитарной школе не играет первостепенной роли, но ее выпускнику, как и всякому современному всесторонне развитому человеку, придется производить разнообразные вычислительные операции. Кроме того, ученику гуманитарной школы необходимо познакомиться с некоторыми понятиями и методами вычислительного характера, которые непосредственно прилагаются к психологии, социологии, лингвистике и другим гуманитарным наукам.

Гуманитарный стиль преподавания требует, чтобы ученики свободно владели родным языком: умели четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, научиться правильно употреблять математические термины и т.д.

Разумеется, гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. В данном случае речь идет и об истории возникновения математических понятий, терминов, и о выдающихся гуманитариях, хорошо знавших математику и внесли в нее свой вклад. Например, Омар Хайям и Пятый постулат Евклида, А.С.Пушкин и особый математический ритм Онегинской строфы, архитектор А.Вознесенский – прекрасный математик, и потому не похожие на других его стихи, сложенные по особым математическим законам, и много других примеров.

О каждом встречающемся в тексте ученом — математике целесообразно подготовить краткое сообщение: в какое время и в какой стране он жил, в какой области творил и какое открытие сделал в математике и т.д.

Хотелось бы заметить, что вообще исторические экскурсы в классах гуманитарного профиля, особенно в классах с углубленным изучением предметов исторического цикла и литературы, очень полезны и важны. В классах с углубленным изучением языков особое внимание следует уделить лингвистическим аспектам математических терминов их происхождения и развития.

Нельзя говорить, что развитие логической составляющей мышления учащихся классов гуманитарных профиля находится на низком уровне. Углубленное изучение языков неизбежно приводит к развитию логического мышления, так как язык представляет собой структуру, организация которой подчиняется целому ряду формально-логических отношений. Кроме того, с одной стороны углубленное изучение языка связано с развитием целостного его восприятия, с другой стороны, с развитием структурного анализа материала. Изучение иностранного языка требует установления логических и причинно-следственных связей между лингвистическими формами родного и иностранного языка, изучение грамматических схем, которые упрощают во многом восприятие теоретического материала.

Таким образом, при изучении нового материала на уроках математики опора на логическое мышление является не только возможным, но и необходимым условием успешного восприятия нового материала. Установление и демонстрация логических связей между элементами математического содержания, объяснение внутренних связей при объяснении нового материала.

Не стоит забывать и о необходимости эмоционального воздействия при изложении нового материала учащимся гуманитарных классов. Поэтому привлечение яркого иллюстративного материала является также необходимым условием при объяснении нового материала.

Говоря об уровне сложности задач, являющихся средством усвоениятеоретического материала, нужно обратить внимание на то, что они не должны предполагать выполнения сложных технических преобразований, поскольку это затрудняет понимание смысла изучаемых понятий. Очевидно, что это в равной мере может быть отнесено к классам любого профиля, и гуманитарных, и математических, и естественно-научных. Поскольку основное внимание на этапе объяснения нового материала должно быть направлено на поиск средств, способствующих пониманию математического материала.

Говоря об изучении математики в школах общественно-гуманитарного направления, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний.

Необходимо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев.

1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление.

2. Восприятие красоты математики у гуманитариев направлено на ее проявление в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах.

3. Внимание на уроке у них может быть устойчивым около 12 минут.

4. Наибольшим интересом у учащихся-гуманитариев пользуются вопросы истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал.

5. В гуманитарном классе предпочтительно объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, индивидуальные задания с привлечением научно-популярной литературы.

6. Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные.

7. У гуманитариев богаче воображение, сильнее эмоции.

Задачи, являющиеся целью обучения, в том числе прикладные задачи тоже определяются спецификой профиля. Желательно, чтобы содержание этих задач соответствовало преимущественному направлению деятельности учащихся.

При таком подходе к обучению можно рассчитывать на его успех.

Список используемой литературы:

1. Антонова И.И. Обучаем математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2010.

2. Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Р. Атаханов. Под ред. В.В. Давыдова. Москва -Рига, 2002. — 208 с.

3. Вельмисова С. Л. Развитие мотивации к изучению математики учащихся классов лингвистической направленности: дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Вельмисова С.Л. – Нижний Новгород, 2005. – 183 с.

4. Горбунова Г. А. Формирование мотивации к учению. – Уфа, Восточный университет, 2005. – 127 с.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/iwttsP6CvGUDH


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *