Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Программа Факультативного курcа «Живое слово»

Исркепова Роза Толыбаевна,учитель начальных классов  

ГУ«Жайылминская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района»

Костанайская область,Казахстан

Пояснительная записка.

 

Усвоение определённой системы знаний, умений и навыков – вот одна из главных задач, которая ставится перед ребенком школой и родителями. Все дети хотят учиться, но к обучению все готовы по-разному. У ребенка  психологически не готового к школе возникают трудности в адаптации, трудности в усвоении школьной программы.

К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем неподготовленными. Отчасти это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу, так как нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем,  наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Разработанные  занятия направлены на стимулирование и актуализацию процесса развития интеллектуальных способностей детей: активного словаря, культурной осведомленности, осмысленности и структурности восприятия, произвольности внимания, осознанности процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данный факультативный курс построен так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, составляют… При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Содержание и методы обучения  факультативного курса «Живое слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на других уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель программы – развитие психических процессов ребенка, внимание , память, мышление, речь, его эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных качеств личности.

Задачи:

-Формирование учебной мотивации, направленной на развитие познавательных процессов, творческих способностей.

-развивать логическое мышление, память, речь, воображение.

— формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.

— совершенствовать общее языковое развития младших школьников.

— формировать умение нестандартно мыслить.

Методы:

  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);
  • словесные (беседа, объяснение, дискуссия);
  • практические (упражнения).

Формы работы: групповая,  парная, индивидуальная.

  Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника. .

 

Время проведения занятий:

Факультативный  курс -один раз в неделю . Количество занятий – 33, продолжительностью по 30 – 35 минут.

 

Содержание  курса:

Основой обучения является занятие. По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную части.

  1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона. Она проводится в виде интеллектуальной разминки (фронтальная и индивидуальная формы работы), которая направлена на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы» и т.д). Читаю вопросы «Разминки», а ребёнок в быстром темпе отвечает на них.

Продолжительность вводной части – 5 минут.

  1. Основная часть. Выполнение детьми специальных упражнений, составленных с учётом их направленности на развитие познавательной активности детей, интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы, творческих способностей После выполнения каждого упражнения следует обязательная проверка с обсуждением различных способов выполнения задании.
    Продолжительность основной части занятия – 20- 25 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Ребёнок сам оценивает всю выполненную на занятии работу и раскрашивает «Шкалу Знаний».

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Ожидаемые результаты:

  • развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления;
  • применение разнообразных, нестандартных способов решения при выполнении заданий;
  • внесение разнообразия в речь, использование синонимов, антонимов, родственных слов; соответствующих данной ситуации пословиц и поговорок, фразеологизмов.
  • уверенность в себе, своих способностях;
  • умение доказать свою точку зрения, адекватная оценка своей работы;
  • правильный подбор и использование нужных слов при общении;

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование  курса

«Живое слово» 1 класс (1час в неделю 33 часа)

 

Тема занятия кол-во

часов

Дата
1 Играем в слова 1  
2 Будь внимателен 1  
3 Говори быстро 1  
4 Волшебные фигуры 1  
5 Продолжи ряд 1  
6 Юный художник 1  
7 Играем в слова 1  
8-9 Сочиняем загадки 2  
10 В гостях у Мишки 1  
11-12 Придумай сказку 2  
13 Словесная фантазия 1  
14 Слушай и запоминай 1  
15 Не ошибись 1  
16-17 Маленькие рассказы 2  
18 Кто наблюдательнее 1  
19 Не оборви цепочку 1  
20 Юный писатель 1  
21 Не допусти ошибку 1  
22 Кто больше запомнит и не ошибется 1  
23 Говорящие рисунки 1  
24-25 Придумай рассказ 2  
26-27 Рассказы по картинкам 1  
28 Слова – мостики 1  
29 Кто самый смекалистый 1  
30 Говорим правильно 1  
31 Укрась слово 1  
32 Шифровальщик 1  
33 Сочиняем сказку 1  
Итого 33    

 

Тема: “Играем в слова”

Цель:

—          развитие слухового внимания;

—          развитие слуховой памяти;

—          развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса; умение подбирать родовые-видовые понятия);

—          развитие общей и мелкой моторики;

—          совершенствование коммуникативных навыков.

Разминка.

Цель:Знакомство с детьми.

Познакомиться сдетьми , предложив такую форму представления, назвать имя и фамилию и подумать о том , каким живым существом он бы хотел бы быть и почему.

 Игра “Узнай по голосу”.

Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени.

В случае угадывания водящий меняется местами. Команды: “Побежали!”, “Раз,два,три – в круг беги!”, “Ты загадку отгадай – кто позвал тебя – узнай!”

Игровое упражнение «Каскад слов». Дети стоят в кругу. Взрослый называет подряд от трех до шести слов. Ребенок должен повторить слова обязательно в определенной последовательности.

 Игровое упражнение «Назови слова, обозначающие…»

—          деревья;

—          относящиеся к спорту;

—          зверей;

—          домашних животных;

—          овощи;

—          фрукты и т.д.

 Гимастика мелкой моторики руки.

 Игры за столом. «Разрезные картинки»

Игра «Подбери пару к словам».

Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен подобрать слово, относящееся к определенной видовой группе. Например: игрушки – кукла; овощи – морковь; посуда – чашка и т.д.

  Упражнение «Пары слов».

Цель: развитие логического мышления.

— В чём смысл этих пар слов? Постарайся это понять и затем допиши недостающие слова.

ЧЁРНОЕ – БЕЛОЕ, ОГОНЬ – ………..

СИЛА – ДОБРОТА, ……….. – ЗЛОСТЬ

ВОЙНА – СМЕРТЬ, ………….. – ЖИЗНЬ

РЫСЬ – КОШКА, ВОЛК –  …………..

ЛАМПА – ……………, РАДИО – ЗВУК

БОЛЬНИЦА – БОЛЬНЫЕ, ПАРК – …………..

ЛАСТИК – РИСУНОК, ВРЕМЯ – ……………

ДЕТИ – ИГРА, ВЗРОСЛЫЕ – ……………….

ЗМЕЯ – НОРА, ……………. – КОНУРА

ДОСКА – АКСОД, ПАРТА – ……………..

МУЗЫКА – НОТЫ, СЛОВА – ……………..

Итог : Дети сами оценивают свою работу. Раскрашивают «Шкалу Знаний»

Тема: «Будь внимателен»

Цель:

—          развитие коммуникативных навыков;

—          развитие словесно-логического мышления и речи;

—          развитие пространственных представлений;

—          развитие и распределение внимания; увеличение объема внимания и развитие зрительной памяти;

—          развитие общей и мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы. Кто это? Что это?

1) Прыгун – трусишка, хвост – коротышка.

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки.

Одёжка в два цвета – на зиму и лето.

2) Полосатая африканская лошадь.

3) Ограда вокруг дома.

4) Что используется для защиты и от солнца, и от дождя?

5) холодное время года после осени.

6) Вечерний приём пищи мы называем ужином, а утренний?

7) В качестве какого необходимого в быту предмета использовала карпа Мальвина?

— Что общего между ответами? (начинаются с буквы «З»)

Игра «Будь внимателен». На доске: конец, кончить, кончать, конечный, копчик. Дети читают слова хором, выделяя голосом ударный слог, называют ударный гласный. Учитель ставит значок ударения, над некоторыми словами — ошибочно.

Слово перечитывается так, как поставлен знак ударения. Ошиб­ки исправляются.

Вывод’: Чтобы правильно поставить знак ударения, произнеси слово, послушай ударный гласный, поставь над буквой этого гласного значок, прочитай (проверь).

 

  1. Игра « Бывает —  не Бывает»

Взрослый, произнося фразу, бросает мяч ребенку. Тот должен

дать правильный ответ, бывает или не бывает – бросает мяч обратно взрослому.

-«Волк бродит по лесу»;

-«Волк на дереве сидит»;

-«В кастрюле чашка варится»;

-«Кошка по крыше гуляет»;

-«Девочка рисует домик» и т.д.

3.Игровое упражнение «Опиши картинку».

Взрослый показывает детям картинку, на которой расположены предметы. Дети должны правильно назвать, в какой части картины находится определенный предмет (например, в правом верхнем углу нарисовано солнце и т.д.). Предлагается 2-3 варианта.

Упражнение «Кроссворды».

Цель: развитие логического и образного мышления, внимания и воображения, расширение кругозора.

Работа с кроссвордами должна быть построена на совместной деятельности ребёнка и взрослого. Следует объяснить детям задание, проверить правильность его выполнения.

 

— Раскрась морских обитателей и разгадай кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Впиши в кроссворд названия животных. Где живут эти животные?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:«Говори быстро»

Цель:

—          формирование способности управлять своим поведением, развитие произвольного внимания;

—          развитие аналитического и конструктивного мышления;

—          развитие слуховой памяти; восприятия формы; творческих способностей;

—          развитие мелкой моторики руки;

—          развитие навыков общения.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Инструмент для забивания гвоздей.
  2. Школьная принадлежность для хранения ручек и карандашей.
  3. Домашнее животное с рогами и бородой.
  4. Без рук, а рисует, без зубов, а кусает.
  5. Что растёт у человека на голове?
  6. В ней сидят звери в зоопарке.
  7. Зарытое или спрятанное сокровище.
  8. Игра «Будь внимателен».

На каждую команду взрослого дети должны выполнять определенное движение:  «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать», «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад».

  1. Игра «Кто к чему подходит».

Взрослый предлагает детям назвать слова, которые больше всего подходят к названному. При этом взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, а тот должен подобрать правильное слово и бросить мяч назад. Например:

дождь —  зонтик; дом –крыша; лодка – река; посуда – обед; зима – санки; дорога – машина; огород – овощи; сад – фрукты; ноги – сапоги; лето – солнце; шапка – голова и т.д.

  1. Игровое упражнение «Повтори за мной».

Взрослый называет ребенку подряд 5-6 слов. Ребенок должен повторить слово в слово в строго определенной последовательности.

4.Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях (Ориентировка на листе бумаги).

Игра «Осенние слова»

Цель: развитие кругозора, зрительного восприятия, усидчивости и внимательности.

— Какое время года наступило? Назовите приметы осени.

— Назовите слова, которые можно отнести к теме «Осень».

— Среди предложенных рядов букв найдите спрятавшиеся слова: сентябрь, октябрь, ноябрь, дождь, рябина, листья. Обведите их ручкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:«Волшебные фигуры»

Цель:

развитие произвольного поведения и внимания;

-развитие аналитического мышления; логического мышления и речи;

-развитие зрительной памяти, представления о форме;

– развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы. Внимание! Все ответы на вопросы будут начинаться с буквы Д.

  1. Число между тройкой и единицей.
  2. Как называется музыкальный ансамбль из двух исполнителей?
  3. Что кончается под ногами у бычка из известного стихотворения А. Барто?
  4. Кто первым ухватился за репку в сказке?
  5. Как звали ловца пиявок из сказки «Золотой ключик»?
  6. Как называли мальчика Фёдора из Простоквашино?
  1. Игра «Четыре стихии»

Взрослый дает команды – дети должны на них выполнять определенные движения. «Земля» – опустить руки вниз; «Вода» – вытянуть руки вперед; «Воздух» – руки вверх; «Огонь» – вращательные движения рук.

  1. Игра «Исключение лишнего».

Взрослый говорит набор из 5 слов – дети должны определить, какое слово лишнее и почему.

  1. Стол, стул, пол, шкаф, полка.
  2. Река, озеро, мост, пруд, море.
  3. Мяч, кукла, кубики, песок, юла.
  4. Воробей, галка, сорока, заяц, голубь.
  5. Троллейбус, трамвай, самолет, автобус, машина.

Игра «Кто больше назовет предметов».

Взрослый предлагает детям пройтись по комнате и найти предметы, похожие на круглую, квадратную, треугольную формы. Выиграет тот, кто больше назовет предметов, не повторяясь. Усложнение: вспомнить по памяти.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

 

 Игра “Продолжи ряд”.

Взрослый называет два слова, которые относятся к одной группе. Дети должны продолжить, назвав следующие три слова, и обобщить:

—          диван,кровать…;

—          голубь, воробей…;

—          тарелка, вилка…;

—          кофта, юбка…;

  1. Работа в тетрадях. .

 

Рефлексия

Тема: «Продолжи ряд»

Цель:

—          развитие произвольного внимания и поведения;

—          развитие словесно-логического мышления;

—          развитие зрительной памяти;

—          умение ориентироваться на плоскостном пространстве.

—          развитие мелкой моторики руки;

—          развитие слуховой памяти.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Какие животные могут это делать?

1) Мурлычет — …

2) Мычит — …

3) Фыркает — …

4) Воет — …

5) Каркает — …

6) Чирикает — …

7) Квакает — …

  1. Игра “Запрещенное движение”.

Взрослый определяет, какое движение будет запрещенным. Например, команда “руки вместе”: на данную команду дети

должны остановиться; на другие команды дети выполняют соответствующие движения (руки вверх, руки вперед, вниз и т.д. При этом они ходят по кругу…).

 Игровое упражнение «Продолжи ряд».

 Игра «Выложи узор».

Детям предъявляется карточка, на которой выложены разноцветные круги в определенном порядке. Дается установка на запоминание в течение 20 секунд, затем карточка убирается, дети должны выложить у себя на бумаге точно такой же узор. Предлагается 2-3 варианта.

 Гимнастика мелкой моторики руки

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово – дети должны найти к этому слову противоположное значение.

Упражнение

Прочитайте предложение:

Хорошо ранней весной пускать кораблики в быстром ручье.

Составьте предложение на любую тему, но так, чтобы оно начиналось со слова «хорошо».

 

Рефлексия .

— Сегодня на уроке я узнал (а) …

— Сегодня на уроке мне было трудно …

— Сегодня на уроке мне было легк  

 

Тема: «Юный художник»

Цель:

—          обучение быстрому и точному реагированию на сигнал;

—          стимуляция внимания, способности к согласованному взаимодействию;

—          развитие слуховой памяти;

—          развитие зрительного восприятия;

—          развитие концентрации и объема внимания; аналитического мышления;

—          развитие мелкой моторики руки, умения ориентироваться на плоскости бумаги;

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

Ответьте как можно быстрее наследующие вопросы.

  • Назовите времена года.
  • Сколько месяцев в каждом из них?
  • Какой по счёту в году месяц январь?
  • Первый ли он в зиме?
  • Назовите все месяцы года, начинающиеся с буквы М.
  • Назовите средний цвет светофора.
  • Можно ли переходить улицу, когда он горит?
  • Какой цвет светофора запрещает движение?

 Игра «Будь внимателен».

Детям предлагается вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений рук, ног, всего тела тигра, зайчика, медведя, лису, волка.

 

Дети двигаются под музыку по кругу, произносится команда: «Тигр!» – выполняется соответствующее движение.

Игра  «Я положил в мешок».

Взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя.

Игра «Зашиваем ковер».

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Гимнастика мелкой моторики руки.

 Игровое упражнение «Исключение лишнего».

Ребенку предлагается послушать ряд (5) слов, дети должны сказать, какое слово лишнее и почему.

Кошка, собака, лошадь, медведь, корова.

Самолет, вертолет, корабль, ракета. и т.д.

 Игровое упражнение «Рисуем картину»

Детям предлагается нарисовать картину так, как будет говорить взрослый, например: «В правом верхнеи углу

нарисуй солнце, посередине листа нарисуй дом, слева от дома – цветок и т.д.»

Рефлексия

Тема:“ Играем в слова”

Цель:          

—      развитие слухового внимания и произвольного поведения;

—          развитие словесно-логического мышления; знакомство с разнообразием семантики слова;

—          развитие концентрации и объема внимания;

—          развитие мелкой моторики руки;

— работа в тетрадях

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  • Быстро запиши семь имён мальчиков.
  • Какая буква третья с начала алфавита?
  • А пятая с конца?
  • Друг Карлсона?
  • Что в голове у Вини-Пуха?
  • Сколько концов у двух палок?
  • А у двух с половиной?
  1. Игра «Запрещенное движение»

Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение доложно быть запрещенным из следующих команд: «Зайчики – прыгать, лошадки – скакать; раки – пятиться; птицы – махать руками; аист – стоять на одной ноге».

  1. Игровое упражнение «Дополнение фраз».

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен его закончить.

а) Девочка взяла кубик…

б) Если пойдет дождь, то…

в) В комнате погас свет, потому что…

г) Мальчик весело смеялся, потому что…

д) Если завтра будет мороз, то…

  1. Игра «Продолжи цепочку слов»

Ведущий называет слово, например, ЛЕС: ребенок должен придумать слово на последнюю букву «С» – СОН. Следующий ребенок придумывает слово на букву «Н» – НОСОРОГ. И так далее.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях «Я готовлюсь к школе»

  1. Игровое упражнение «Что это значит»

Взрослый предлагает детям словосочетание, а дети в свою очередь, должны  подобрать близкие по смыслу слова :

Свежий ветер – прохладный;

Свежая рыба – недавно выловленная;

Свежий хлеб – мягкий хлеб;

Свежая рубашка – выстиранная;

Свежая газета – только что вышедшая из печати;

Свежая голова – отдохнувшая;

Глухой старик – ничего не слышащий;

Глухая ночь – тихая, безлюдная.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Рефлексия.

 

Тема:«Сочиняем загадки»

Цель:

—          развитие произвольного внимания;

—          развитие конструктивного мышления; логического мышления и речи;

—          развитие концентрации и объема внимания;

—          развитие пространственного воображения;

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

1) Какие две рыбы в русских сказках исполняли все желания?

2) Как звали девочку, уронившую в речку мячик?

3) Как звали собаку Мальвины?

4) Как звали кота из сказки «Золотой ключик»?

5) Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

6) У лисы – ледяная, а у зайца — …?

7) Как фамилия у Кощея?

 Игра «Смотри на руки»,

которые показывает взрослый или ведущий. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук,

Игра «Выполни указание».Ведущий предлагает детям выполнить его указание: «Встать слева от стула. Положить книгу между ручкой и карандашом. Расположить карандаш так, чтобы синий оказался справа от красного, но слева от зеленого. Положить ручку на стол так, чтобы она лежала под карандашом, но над книгой…»

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях

  1. Игровое упражнение «Веселые загадки»

Взрослый предлагает детям послушать загадки и дать правильный ответ:

1.Катя выше Нины, а Нина выше Лены. Кто самый высокий?

2.Меня зовут Тамара. У моего брата только одна сестра. Как ее зовут?

  1. На сосне выросло одно яблоко, а потом еще два. Сколько всего яблок выросло на сосне?

Затем детям предлагается самим придумать забавные загадки.

Упражнение «Загадки-шутки».

Цель: развитие сообразительности, речи; расширение кругозора.

— Догадайся, о чём так говорят.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
  2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
  3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
  4. Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

Упражнение «Решаем задачи».

Цель: развитие логического мышления.

1) Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят ( если они стоят на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика 6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика? (Да. Волку бежать 7 минут, а поросятам 6 минут.)

2) В школу шли 5 мальчиков. На пути они встретили ещё 3 мальчиков. Сколько всего мальчиков шло в школу? (5 мальчиков)

3) В комнате 4 угла. В каждом углу – по кошке. Против каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек? (Четыре)

4) Вова и Дима решали по задаче за 10 минут. Сколько времени затратил на решение каждый мальчик? (10 минут)

Итог : Дети сами оценивают свою работу. Раскрашивают «Шкалу Знаний»

Тема: «В гостях у Мишки»

Цель:

—          формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движения;

—          развитие пространственного воображения;

—          развитие слуховой памяти и внимания;

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Вам известно множество сказок. Вспомните их и ответьте, каким литературным героям принадлежали:

1) Собака по кличке Бимбо, полученная в подарок на день рождения.

2) Умный и добрый северный олень.

3) Колпачок с кисточкой, сшитый из старого носка.

4) Хороший, умный и сильный осёл.

5) Пара сапог, чтобы легче было ходить по лесу.

6) Чудесные хрустальные туфельки, какие и не снились ни одной девушке.

7) Колыбелька из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха с фиалками вместо перинки и лепестком розы вместо одеяльца.

Ответы: Малышу, Герде, Буратино, Мельнику из «Бременских музыкантов», Коту в сапогах, Золушке, Дюймовочке.

Игра «По новым местам»

Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок (свое место) – разбегается по новым местам, оказываясь в новом кружке. Команды:

«На погулку!» – дети гуляют; «Но новым местам» – занимают новый домик; кто займет домик последним – проиграл.

Игра «Слушай и исполняй»

Ведущий один или два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях Упражнение

Составьте предложение, подбирая слова — ответы на воп­росы: когда? что? что делала? кого? каким? чем? /Бабушка, утром, меня, поила, молоком, парным/.

Спишите предложение, подчеркните в нем главные члены.

Назовите пары слов: поила /кого?/… , поила /когда?/… .

Игра «Мишка».

Детям  предлагается давать команды Мишке не в виде карты (мысленно представляя его передвижение), а затем попросить их сказать, в каком квадрате остановился Мишка.

Рефлексия

 

Тема: «Придумай сказку»

Цель:

—          развитие произвольного внимания;

—          развитие концентрации внимания;

—          развитие зрительной памяти;

—          развитие словесно-логического мышления, речи;

—          развитие мелкой моторики руки; работа в тетрадях.

 

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Постарайтесь придумать как можно больше слов, состоящих из трёх букв. Например: лук, нос, мир.
  2. Составьте цепочку из 10 слов, обозначающих животных, так чтобы последняя буква предыдущего слова была первой в последующем. Например: слоН – НосороГ – ГраЧ и т.д.

Игра «Зеваки».

Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого (удар в бубен) делают 4 хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

 Игра «Назови как можно больше отличий»

Детям предлагаются разные пары картинок, но с одинаковым количеством признаков отличия во всех парах. Названные детьми отличия фиксируются.

Игра «Запомни фигуры»

Взрослый некоторое время показывает детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами. Затем дети должны по памяти воспроизвести фигуры, каждый на своем листочке.

 Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа с тетрадями.

Игра «Придумай сказку»

а) детям предлагается рассмотреть несколько сюжетных картинок и сочинить по ним сказку;

б) каждому ребенку предлагается картинка. Дети соединяют все картинки в единый рассказ с переходом от одной картинки

к другой. Каждый внимательно слушает рассказ предыдущего, чтобы затем продолжить этот рассказ по сюжетной картинке. В конце дети придумывают название сказки

Тренируем внимание.

Цель: формирование целенаправленного внимания, развитие его свойств.

— К нам в гости пришли три братца из известной сказки С. Михалкова «Три поросёнка». Вспомните их имена.

— Представьте себе, что трём поросятам предложили на завтрак съесть морковку, огурец и репку. Каждый поросёнок выбрал свой любимый овощ. Догадайтесь какой! Не водя по линиям рукой, а лишь отслеживая их глазами, определите, кто что съел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Ответьте на следующие вопросы:

  • Есть ли в именах поросят одинаковые буквы?
  • Если да, то назовите их.
  • В слове ФОНАРЬ есть три буквы из имён братцев. Какие?
  • Кто из поросят съел именно этот овощ.
  • Какие из следующих гласных встречаются в именах наших героев: О У   Ы   А   Е   И
  • Сколько всего букв во всех трёх именах?

— Сидит девица в темнице, а коса — на улице.

— С чем сравнивают в популярной детской песенке сидящего в траве кузнечика?

— Этот овощ является главным героем русской народной сказки. Его пытались вытащить дедка с бабкой, внучка, Жучка и кошка. А помогла всем в этом тяжёлом деле маленькая мышка.

Развиваем пространственное мышление.

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

— Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы, связанные с передвижением поросёнка. (с.14)

  • Если поросёнок пошёл на одну клетку влево, то сколько морковок он нашёл?
  • Есть ли на картинке овощ, о котором говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?
  • В какую сторону надо идти поросёнку, чтобы найти огурец?
  • Один ли он изображён на рисунке?
  • Наш герой поднялся на одну клеточку вверх и одну влево. Что он увидел?
  • Что изображено в нижнем правом углу?
  • Сколько фруктов вы увидели на рисунке?
  • Как поросёнку быстрее добраться до ёлочки: идя вверх и направо или направо и вверх?

 

 Тема:“Словесная фантазия”

Цель:

—          развитие внимания и скоростной реакции;

—          развитие зрительной памяти;

—          развитие словесно-логического мышления;

—          развитие мелкой и общей моторики;

—          воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Внимательно послушайте вопросы и запишите ответы. — Кто это? Что это?

  1. Эту фамилию носит популярный детский писатель, автор «Дяди Стёпы» и «Трёх поросят».
  2. Она так похожа на пчелу, что их можно перепутать. Но мёда не даёт.
  3. «Висит груша – нельзя скушать»
  4. С какой буквы начинается третье число: 2, 5, 11, 6.
  5. Как называется время суток между утром и вечером?
  6. Герой русской народной сказки, который поймал щуку, исполнявшую все желания.
  7. Именно там на арене выступают дрессировщики, акробаты, клоуны.

— Выпишите первые буквы ответов. При правильном выполнении задания у вас должно получиться слово, которое употребляется при выражении похвалы и одобрения.

Игра “Большой луг”

Дети свободно передвигаются по группе, услышав свое имя, каждый ребенок должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Игра “Построй как было”

Дети стояли друг за другом в определенной последовательности. Водящий должен запомнить. По команде дети разбиваются по команде. По сигналу дети останавливаются, и водящий должен построить детей в том порядке, в каком они стояли.

  1. Игровое упражнение “Определи понятие”

Детям предлагают представить себе человечка, который не знает значения ни одного слова, ребенок должен объяснить человеку, что обозначают слова:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединить, бить, тупой.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях.

  1. Игра “Скажи какой…”(назвать не только предмет, но и его признаки и действия, делать речь более выразительной за счет включения прилагательных и глаголов)

3.1.  По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки (“Круглое, сладкое, румяное  – что это?”; «На спине иголки, длинные и колкие, а свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног»; «Мохнатенькая, усатенькая молочко пьет, песенки поет»)

3.2. Дополнить словосочетания словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар(какой?) … сладкий, снег… лимон…

3.3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая… солнце тепло

3.4. Назвать, какие в комитете вещи круглые, большие и т.д. Детям предлагается вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает; щука плавает; кузнечик прыгает; уж ползает), кто как голос подает (львы рычат; мыши пищат; коровы мычат).

 

Тема:«Слушай запоминай.»

Цель:

—     развитие слухового внимания и произвольного поведения;

—          развитие слуховой памяти;

—          развитие мышления и речи;-          развитие общей и мелкой моторики;

—          совершенствование коммуникативных навыков.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Кто это? Что это?

1)  У гуся – гусёнок, у утки — …, у курицы — …, у лошади — …

2)  Назовите противоположные по значению слова: ночь, стоять, поздно, белый.

3) В предложении «Каждый человек любит свой дом» назовите самое короткое слово.

4) Сколько в нём букв?

 Игра “Запрещенное движение”

Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение должно быть запрещенным из следующих команд: “Зайчики” – прыгать; “Лошадки” – скакать; “Раки” – пятиться; “Птицы” – махать руками; “Аист” – стоять на одной ноге.

 Игра “Я положил в мешок”

Взрослый начинает игру словами: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий играющий провторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь. “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя.

Игра “Говори наоборот”

Взрослый говорит детям: “Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький”:

веселый – грустный;                          трусливый – храбрый;

быстрый – медленный;                     белый – черный;

красивый – безобразный;                 твердый – мягкий;

пустой – полный;                              шершавый – гладкий;

худой – толстый;                              умный – глупый;

тяжелый – мелкий

  1. Гимнастика. Работа в тетрадях.
  2. Игра «Найди нужное слово»

Цель – подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например:

Сахар сладкий, а лимон…

Луна видна ночью, а солнце…

Огонь горячий, а лед…

Тополь высокий, а шиповник…

Река широкая, а груша…

Камень тяжелый, а пух…

Редька горькая, а груша…

Если суп не горячий, то значит, какой?

Если в комнате не светло, то в ней как?

Если сумка не тяжелая, то значит, она какая?

Если нож не тупой, то значит, он какой?

Что бывает широким?

Что бывает узким?

  1. Работа в тетрадях

Итог : Дети сами оценивают свою работу. Раскрашивают «Шкалу Знаний»

 

Тема: «Не ошибись»

 

Цель:

—     развитие произвольного внимания, поведения;

—     развитие зрительной памяти и увеличение объема внимания;

—     развитие словесно-логического мышления и речи (подбирать точные по смыслу слова);

—     развитие мелкой моторики руки; работа в тетрадях;

—     развитие навыков общения.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Из него видно, что делается на улице.
  2. Что получается, когда заплетают волосы.
  3. Опасная часть коровы.
  4. Где можно увидеть себя?
  5. Самое известное сумчатое животное.
  6. Съедобный герой русской народной сказки.
  7. Какой день недели был вчера?

 Игра «Слушай хлопки».

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимостями от команды ведущего:

1 хлопок – ходьба по кругу;

2 хлопка – поза лягушки;

3 хлопка – поза аиста;

4 хлопка – поза зайца

Игра «Найди лишнее слова»

Взрослый зачитывает детям серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Ребенку предлагается определить слово, которое является «лишним»;

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Молоко, творог, сметана, хлеб.
  3. Час, минута, лето, секунда.
  4. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка и т.д.

4.Гимнастика мелкой моторики речи. Работа в тетрадях «Я готовлюсь к школе»

3.Игровое упражнение “Какое слово заблудилось”? Взрослый читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук,                              Врач напомнил дяде Мите:

Маша мчится к маме:                                “Не забудьте об одном:

“Там ползет зеленый лук                           Обязательно примите

С длинными усами».                                   Десять цапель перед сном»

Жучка будку не доела. Забодал меня котел,

На него я очень зол.    Неохота. Надоело.

 

Рефлексия

Тема: «Маленькие рассказы»

Цель:

—          формирование моторно-двигательного внимания, скорости движений;

—          развитие речи (находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию). развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия;

—          развитие зрительной памяти;

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Какой по счёту в году сейчас идёт месяц?
  2. Девочка, вступившая в борьбу со Снежной Королевой.
  3. Ребёнок собаки.
  4. Мудрый питон и друг Маугли.
  5. Главный обитатель Цветочного города.
  6. Самая любимая пора школьников.
  7. Дедов сын.

. Игра «Подбери пару к слову».

Взрослый бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». ребенок ловит мяч  и отвечает «Кукла» (осень – дождь, зима – снег, овощи – помидор, мебель – стул и т.

 . Гимнастика мелкой моторики руки. Работа в тетрадях.

 Игровое упражнение (анализ ситуации).

Мама шла из магазина и несла в руках тяжелую сумку. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну сумку, а меня возьми на ручки». – Правильно ли решил мальчик?

  1. «Горькое лекарство»

У Таниной мамы заболело горло, и доктор прописал ей горькое лекарство. Увидела таня, что мама пьем лекарство и морщится, и говорит: «Давай я за тебя выпью». – Правильно ли поступила Таня? Почему?

  1. «Галка и голуби»

Услыхала галка, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби ее приняли, как свою, накормили, но она не удержалась и закричала по-галочьи. Тогда голуби ее погнали. Полетела она было к своим галкам, но и те ее не приняли.

Зачем галка выкрасилась в белый цвет? Почему галки прогнали ее?

 

Упражнение «Восстанови слова».

Цель: развитие словесно-логического мышления; расширение кругозора.

НАУЛ — __________  НОКУС — ______________   ФРАЖИ — _________

ЛАГФ — __________  СЕЛЬР — ______________   ТРАНОК — _________

ЛИОШ — _________  ЛОЕКЬ — ______________   БУРАЖД — _________

РКАО — __________   МАНЕС — ______________   ДРОВОП — ________

НЕАП — _________     ЛУТЕР — ______________   РЕГОЦУ — _________

Составь слова.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построить в чёткий ряд –

И с тобой заговорят.

Ответ: А О С Н В М Т К О ________________________________

Итог : Дети сами оценивают свою работу. Раскрашивают «Шкалу Знаний»

 

Тема: «Кто наблюдательнее?»

Цель:

—   развитие творческих способностей, восприятия формы;

—          развитие мыслительных процессов; развитие речи(точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы);

—          расширенпие объема внимания, развитие зрительной памяти;

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

1) Как гогочет гусь?

2) Зимой и летом одним цветом?

3) Что больше всего на свете любит медведь?

4) Жилище лисицы, суслика, барсука.

5) Водоплавающая птица на «ЧЭ».

6) Необходимая принадлежность для игры в хоккей.

7) Молочный продукт, начинающийся на «и краткое».

  1. Игра «Кто наблюдательнее».

Назови за одну минуту три предмета круглой, овальной, прямоугольной и квадратной формы.

  1. Игра «Чем похожи»

Каждый ребенок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства (картинки: Лиса – волк; скворец – грач; сапоги – ботинки; самолет – вертолет; врач – лекарство; чашка – чайник; дверь – окно).

3.Игра «Угадай, какой буквы не стало».

Любые 8 букв, каждая из которых наклеена на карточку размером 15х7 см, расположены на доске в свободной последовательности. Для запоминания дается 10 секунд. затем дети закрывают глаза, одна буква убирается. Предлагается 2-3 варианта.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

«Графический диктант»

2.Речевая игра “Найди другое слово”

  1. Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится. Она оборвется».

Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется».

—          Какую веревку взял папа?

—          Как можно про нее сказать?

  1. Послушайте два преложения:

Вова рос крепким мальчиком.

Он почувствовал под ногами крепкий лед.

—          Что означает слово «крепкий»?

—          Как можно сказать эти предложения по-другому?

Придумайте сами предложения со словом «крепкий».

Аналогичные задания даются на следующие предложения:Мальчик дрожит от холода.

Зайчик дрожит от страха.

 

Тема: «Не оборви цепочку»

Цель:

—      развитие активного внимания;

—   развитие зрительнйо памяти увеличение объема внимания;

—          развитие логического мышления;

—          развитие речи (подбирать наиболее находящие по смыслу образные слова и выражения);

 

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Кем для каждого из вас приходится мама вашей мамы?
  2. Кто для вас её муж?
  3. Перед вами два слова: МАМА и ДОЧЬ. В каком из этих слов больше букв?
  4. А гласных букв?
  5. А звуков?
  6. Как зовут маму телёнка?
  7. А маму ягнёнка?
  8. Кем была мама А гласных букв?
  9. А звуков?
  10. Как зовут маму телёнка?
  11. А маму ягнёнка?
  12. Кем была мама Ниф-Нифа?

 Игра «Овощи».

Детям раздаются картинки с изображением на них любых овощей. Каждый ребенок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинку держат перед собой в руках. Ведущий называет какой-то овощ, и тот ребенок, у которого

картинка с этим овощем, пускается бежать, а чтобы его не догнали, быстро произносит название какого-либо другого

овоща, картинка с которым есть у кого-то из ребят. Первый ребенок останавливается, а второй бежит и опять быстро называет какой-то из овощей. Игра продолжается до тех пор, пока один из ребят не будет пойман.

 Игра «Выложи узор из геометрических фигур».

Игра проводится аналогично, как игра «Выложи кружки» в той последовательности, как только что видел.

Игровое задание:

«Расставь в каждом ряду знаки, ни разу не повторяя его».

У каждого ребенка карта размером 20х20 см. На подносах – маленькие карточки 5х5 см в количестве 12 штук по 4 на каждый знак. Дети располагают знаки таким образом, чтобы ни в рядах, ни в столбцах одинаковых не было.

Гимнастика мелкой моторики руки.

 Речевая игра «Я начну, а вы продолжите…»

Взрослый  составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложения, использовав образные обороты речи.

  1. Был ясный морозный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел).
  2. Миша сел на санки и помчался с горы…(пулей, вихрем, стрелой, так, что дух захватывало, молнией).

3 Санки перевернулись, и мальчик…(шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

  1. Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук; без устали; в поте лица).

 

Тема: «Юный писатель»

Цель:

—          развитие моторно-слуховой и пространственной памяти;

—          развитие произвольного внимания и слухового памяти;

—          развитие речи (обогащение словаря образной лексикой);

—          развитие логического мышления;

—          развитие мелкой моторики руки

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Какая буква в алфавите стоит после «же»?
  2. Как звали мальчика – луковку из сказки Джанни Родари?
  3. Сказочный человек огромного роста.
  4. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.
  5. На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
  6. На верёвке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?

 Игра «Запомни свое место»

В комнате каждый ребенок запоминает каждый свое место. Дети свободно двигаются по комнате. По команде взрослого «Место!» дети бегут на свои места. далее игра усложняется. Во время движения детей взрослый переставляет предметы  на другие места.

 Упражнение

Составьте предложение, подбирая слова — ответы на воп­росы: когда? что? что делала? кого? каким? чем? /Бабушка, утром, меня, поила, молоком, парным/.

Спишите предложение, подчеркните в нем главные члены.

Назовите пары слов: поила /кого?/… , поила /когда?/… .

Упражнение 23.

Прочитайте предложение:

Красные лопасти пароходного винта шлепали по.воде.

О чем говорится в предложении? На что похожа лопасть винта?

Объясните правописание слова «лопата».

В пашей «волшебной коробке» есть еще два слова: ВЕСЕЛО и БЫСТРО. Попробуйте вставить их в наше предложение.

Прочитайте полученное предложение. Спишите его в тет­радь.

 

  1. Речевая игра «Первый снег» по стихотворению Е. Трутневой.

предлагаются примерные следующие вопросы и задания:

Яркий солнечный морозный день. Каким кажется снег? Расскажите (сверкающим, искристым,блестящим, серебристым, хрустящим, холодным).

Раз снег сверкающий, то как сказать, что с ним происходит? Что он делает?

(сверкает, блестит, искрится, серебрится, хрустит)

С чем можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? На что это похоже?

Подберите слова, чтобы сказать о снежинках. Какие они? Что делают снежинки? (порхают, кружатся, летят).

Когда сильно идет снег, то как это называется? (снегопад, вьюга, метель)

На что похоже движение снежинок, когда дует тихий-тихий ветерок? (на медленный танец)

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетерадях

  1. Игра  «Смысловые ряды»
  2. – бумага, мел – … (доска);/карандаш пишет по бумаге, а мел пишет по доске/
  3. Дом – крыша, книга – … (обложка);
  4. Птица – яйцо, растение -…(семя).
  5. Квадрат – куб, круг -… (шар).
  6. Электричество – выключатель, вода – … (кран).
  7. Одежда – голый, обувь – … (босой).
  8. Школа – обучение, больница – … (лечение).
  9. Человек – ребенок, собака – … (щенок).
  10. Птица – гнездо, человек – …(дом).
  11. Пальто – пуговицы, ботинок – … (шнурок).

 

 

Тема:«Не допусти ошибку»

Цель:

—          воспитание выдержки, волевого усилия;

—          развитие переключения и распределения внимание;

—          развитие словесно-логического мышления;

—          развитие речи (знакомство с фразеологизмами);

—          развитие конструктивного мышления;

—          развитие восприятия;

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  1. Расставьте буквы каждого ряда в алфавитном порядке:

С   В   А   Я   О   К   Б

Ю   Г   П   Э   М   И   Р

Ц   Т   Н   Д   З   Е   Л

 Игра «Слушай и выполняй».

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

 

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при  выключенной музыке.

 Речевая игра «Последовательные яйца».

Детям раздаются отдельные карточки; дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

4.Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетерадях Упражнение

Прочитайте предложение:

Дежурные дежурят в классе.

Найдите ошибки в этом предложении.

/Повторяются слова «дежурный», «дежурить». Это некраси­во/.

Подберите близкие по значению слова к слову «дежурят». /Дежурить — следить за порядком, убираться в классе/.

Исправьте предложение.

/Дежурные следят за порядком в классе/.

Анализ предложения, запись пар слов: следят /за чем?/ за порядком; следят /где?/ is классе. Списывание предложения.

 

 

  1. Речевая игра «Объясни, покажи».

Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая – там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и т.д.)

—          Что означает это  выражение?

—          Когда так говорят?

—          В каком случае так можно сказать?

—          Предлагают подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению.

 

  1. Игра «Сложи квадрат».

Детям раздают части разрезного квадрата, они должны сложить фигуры точно по образцу.

Рефлексия

 

 Тема: Кто больше запомнит и не ошибется»

Цель:

—          развитие активного внимания;

—          развитие смысловой и зрительной памяти;

—          расширение объема внимания;

—          развитие речи (знакомство с образными выражениями, умение находить смысловые неточности);

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.      

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

Ответьте как можно быстрее наследующие вопросы.

  • Сколько дней в неделе?
  • Каким в ней по счёту является воскресенье?
  • В названии какого дня есть удвоенная буква Б?
  • Как называется третья буква алфавита?
  • А вторая с конца?
  • Какая буква располагается перед О?
  • А какая после М?

Игра «Фрукты»

Игра проводится аналогично игре «Овощи» (правила см. занятие N 31).

 Игровое упражнение «Запомни фразу».

Взрослый называет фразы:

-Осенью идут дожди.

– Дети любят играть.

– В саду растут яблони и груши.

– В небе летит самолет.

– Мальчик играет на флейте. и т.д.

Выигрывает тот  ребенок, который больше повторит фраз.

. Игра «Собери разрезные картинки» (6 частей)

 Гимнастика мелкой моторики руки.

Речевая игра «Ошибка»

Детям говорят, что Незнайка, который приходит в школу в «Веселых человечках», написал им в письме, что научился составлять предложения.

— Маша целыми днями, не покладая рук, лежала в постели.

Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как нужно было сказать?

— Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула.

Где ошибка? Как сказать правильно?

-«Ах, Лев, вы такой смелый, у вас такая заячья душа!»

Как нужно сказать?

— Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

Все ли здесь правильно? Как нужно сказать?

 

 

Тема:“Говорящие рисунки”

Цель:

—          обучение быстрому и точному реагированию на сигнал;

—          развитие смысловой памяти;

—          развитие слухового внимания;

—          развитие словесно-логического мышления и речи;

—          развитие мелкой моторики руки.

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Закончи предложения:

1) Самолётом правит …

2) Трактор водит …

3) Стены выкрасил …

4) В шахте трудится …

5) В жаркой кузнице …

6) Обед готовит …

7) Рисует картины …

  1. Игра “Будь внимателен”
  2. Замена команд “Кенгуру”, “Кузнечик”, “Лягушка”
  3. Речевое упражнение “Повтори рассказ”

Детям предлагается послушать короткий рассказ и воспроизвести его по памяти. “Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки – а у нее ножка сломана. Позвали они дядю ваню, и он починил лошадку.”

Вопросы:

—          Что подарила мама детям?

—          Как они играли?

—          Почему они перестали играть?

—          Кого они позвали и зачем?

  1. Игра “Испорченный телефон”

Дети сидят по кругу, ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д.

Слово должно дойти до последнего игрока, ведущий спрашивает у последнего: “Какое ты услышал слово?” Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправлен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок “напутал”, испортил телефон.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки
  2. Игра “Говорящие рисунки”

Взрослый предлагает детям поиграть в “нарисованные истории”. Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранит и запомнить, они рисовали. Сегодня мы с вами поиграем. Рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными, только тогда они станут “говорящими”Давайте попробуем нарисовать начало одной истории, допустим, такой: “Красная Шапочка пошла в лес и встретила Волка

-> Что было потом?

  1. “Нарисуй картину и прочти”.

Дети  рисуют простой сюжет и располагают по всему листу, затем ребенку предлагается прочитать рисунок, то есть рассказать, в какой части листа расположены предметы

 

Тема: «Придумаем рассказ»

Цель:

—          развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения;

—          развитие слуховой памяти;

—          развитие понятийного мышления и речи;

—          развитие воображения;

—          развитие мелкой моторики руки;

Разминка.

Цель: проверить репродуктивный уровень знаний; развивать умение быстро и чётко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени.

— Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы.

  • Что находится в середине капусты?
  • Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц в одной кастрюле?
  • Камни в море какие?
  • Как называется место, где зимой выращивают овощи?
  • Как называется полосатая африканская лошадь?
  • Прошло три дня после воскресенья. Какой наступил день?

 Игра “Лиса с лисятами и Сокол”

Выбираются по желанию Лиса и Сокол. Сокол уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, изображающий Лису, ведет за собой лисят по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. Лисята в точности повторяют. Кто не успевает повторить,  того Сокол забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой лисенок.. Игра “Я положил в корзину”.

Усложнение игры состоит в том, что слова подбираются по: 1) видовым; 2) родовым понятиям.

  1. Игровое упражнение “Закончи предложение”

Взрослый предлагает детям послушать начало предложения. А конец они должны придумать сами. Прослушиваются все варианты детей и отмечаются самые удачные.

 

— Если завтра пойдет дождь, то …

– Когда наступит лето, то …

– Девочка пролила воду на пол, потому что…

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.
  2. Игра “Волшебный лес”.

– Как аукнется, так и откликнется.

Каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе, кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается нарисовать

волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

3.Игровое упражнение “О чем говорит пословица?”

После беседы о значении какой-нибудь пословицы детям предлагается небольшой рассказа или сказку, в которой кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу:

— У страха глаза велики.

– Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

 

Тема: «Рассказы  по картинкам»

Цель:

—          развитие воображения;

—          развитие логического мышления;

—          развитие умения сравнивать предметы и устанавливать причинно-следственные зависимости;

—          развитие слухового внимания  и памяти;

—          развитие мелкой моторики руки.

  1. Игра «Придумай движение»

Дети придумывают движения на слова: «нахохлившийся воробышек», «сугроб», «мороз», «снег». На команду «Снег» дети выполняют придуманное движение и т.д.

  1. Игра «Найди ошибку».

Ведущий зачитывает предложение, дети должны найти предложение, в котором допущена ошибка:

  1. Девочка ушиблась о камень.
  2. Веревочка прыгала через девочек..
  3. Девочки прыгали через веревочку.
  4. Дерево спряталось под ящерицу.
  5. Ящерица спряталась под дерево.
  6. Туча спряталась за солнце.
  7. Солнце спряталось за тучу.
  8. Собака залезла в конуру.
  9. Конура залезла в собаку.
  10. Лужа перепрыгнула через меня.
  11. Я перепрыгнул через лужу.
  12. Машина свернула за угол.
  13. Угол свернул за машину.
  14. Стул залез под котенка.
  15. Котенок залез под стул.
  16. Теремок читал сказку про меня.
  17. Я читал сказку про теремок.

 

 Гимнастика мелкой моторики руки.

 .   Упражнение

Прочитайте предложение:

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы.

Из какого оно произведения? /Сказка А. С. Пушкина «Сказ­ка о золотом петушке»/.

О ком говорится? Что говорится о петушке? «Стеречь» — что это значит?

Подберите близкие по значению слова /охранять, беречь/. «Границы» — от какого слова? /грань — край, конец/.

На чем, где сидит петушок? /На высокой спице/.

Что это? /Это острие, игла на самой высокой башне терема/.

Прочитайте предложение выразительно.

Выпишите пары слов:

Границы /какой?/

Стеречь /что?/

 

  Игровое упражнение «Придумай историю»

Детям раздаются картинки, связанные одним и  тем же сюжетом. Ребенку предлагается разложить картинки по

порядку (что было сначала, что потом, чем закончилось), после чего заслушиваются придуманные истории.

 

Тема: «Слова-мостики»

Цель:

—          формирование способности к самоконтролю;

—          развитие скорости мышления;

—          развитие мыслительных ассоциативных связей;

—          развитие механической памяти и способности к осмысленному запоминанию;

—          развитие мелкой моторики руки.

 . Игра «Исправь ошибки».

Детям предлагается найти предложения, в которых допущена ошибка, например: зубную пасту чистят зубами; нос вытирают носовым платком;

— Сливочное масло поливают оладьями.

– Стиральный порошок стирают бельем.

—  Огурцы поливают водой.

– Одеяло укрывается мною.

—  Воду поливают луком.

– Ножницы режут бумагой.

– Платок машет девочкой.

– Самолет управляет пилотом.

– Рыба дышит жабрами.

– Начинку сделали с пирогом

  1. Игровое упражнение.

Взрослый предлагает детям послушать пары слов. Затем проговариваются только первые слова, а дети называют к ним только парные слова:

тарелка – суп; почта – письмо; зима – снег; булка – мука; карандаш – бумага; машина – дорога; мультфильм – телевизор; буквы – книга; сапог – нога; рыба – вода.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях Упражнение

Прочитайте текст:

Моя бабушка живет в деревне. Недалеко от ее дома есть

пруд. Он большой и круглый, как голубое блюдо. Мне правится…

Что такое пруд? С чем он сравнивается в тексте? Почему?

Продолжите последнее предложение.

Спишите текст. В мерном предложении подчеркните -.глав­ные члены.

 

Игра « Придумай по картинкам предложение»

Взрослый показывает две карточки, на которых нарисованы какие-то предметы. Задача состоит в том, чтобы придумать слово, служащее как бы переходным мостиком от одного к другому предмету. Дети отвечают по очереди, чтобы получилось предложение, например: показываются две картинки, на одной – зайчик, на второй – морковка; переходным мостиком могут быть следующие слова(ест, любит).

 

 

Тема: «Кто самый смекалистый»

Цель:

—          развитие слухового внимания;

—          развитие логического мышления;

—          развитие зрительнйо памяти;

—          развитие мелкой моторики руки;

 

  1. Игровое упражнение  «Ответь на вопросы».

Детям по очереди предлагается ответить на вопросы ведущего:

—          Учитель наказал мальчика. Кто провинился?

—          Собаку укусила оса. Кто кусался?

—          Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице?

—          Витю слушал учитель. Кто говорил?

—          Петя ударил Ваню. Кто драчун?

—          Володю ждет Лена. Кто задержался?

—          Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?

—          Лес позади дома. Что впереди?

—          Автобус впереди грузовика. Что позади?

—          Кошка больше собаки. Кто меньше?

—          Мальчик ниже девочки. Кто выше?

—          Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

—          Дуб выше березы. Что ниже?

 

  1. Игра «Я – фотоаппарат»

Каждому ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет. В течение нескольких секунд ребенок  внимательно рассматривает предметы, находящиеся на столе, затем закрывает предметы и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях

  1. Игровое упражнение «Ответь, что я сделала раньше»

Я позавтракала после того, как приняла душ.

Я выпила чаю после того, как пришла с улицы.

Я много тренировалась, прежде чем выступить на соревнованиях.

Я поздоровалась прежде, чем начать разговор.

Я зашла в магазин прежде, чем поехать домой.

 

Тема: «Говорим правильно»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции;

развитие восприятия, слуховой памяти;

развитие словесно-логического мышления;

развитие мелкой моторики руки.

 Игра “Море волнуется”

Каждый из детей занимает круг; взрослый ходит между детьми, некоторым игрокам дается команда: ”Море волнуется!” Все, кому даются эти команды, выстраиваются цепочкой, и , взявшись за руки, ходит за ведущим вдоль оставшихся детей. Звучит команда: “Море спокойно” – дети

занимают пустые круги, а кто остается без круга, становится водящим.

 Игра “Классификация фигур”

Детям предлагается три задания поочередно:

  1. разложить геометрические фигуры по цвету;
  2. разложить их по величине;
  3. разложить по форме.

 Игровое упражнение. “Придумай предложение”

Детям предлагаются наборы слов, из которых они должны будут составить предложени

  1. Утро, дождь, мальчик, окно.
  2. Кукла, дети, улица, играть. и т.д.
  3. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях

  1. Игра “Как сказать правильно”

 

Тема: «Укрась слово»

Цель: развитие активного внимания и произвольного поведения;

развитие воображения, словесно-логического мышления;

развитие зрительной памяти;

развитие мелкой моторики руки.

  1. Игра “Птицы”

Проводится аналогично игре «Фрукты»

  1. Игровое упражнение “Выведение следствий”

Взрослый предлагает детям ряд вопросов, начинающихся со слов: “Что произойдет?” Задача ребенка состоит в том, чтобы дать как можно более полный и оригинальный ответ.

Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

Что произойдет, если вдруг все горы превратятся в сахарные?

Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?

Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?

Что поизойдет, если оживут все сказочные герои?

Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях

Игра “Укрась слово”

Взрослый говорит детям, что нужно подобрать к определенному слову как можно больше определений.

Стихотворение- красивое, лирическое, интересное, любимое, большое…

Солнце – яркое, большое, горячее, жаркое, желтое…

Котенок – маленький, пушистый, игривый, скучающий…

 

Тема:«Шифровальщик»

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять существенные, главные признаки предмета;.

развитие словесно-логического мышления, речи(умения соотносить глагол с действием, которое он обозначает);

развитие произвольного внимания, зрительной памяти и процессов анализа –синтеза;

развитие мелкой моторики руки;

  1. Игра “Кто летает?”

ребенок доолжен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого. Команда “Внимание!” – сейчас мы выясним, кто или что может летать, а кто(что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например, стрекозу, отвечайте: “Летает” и показывайте, как она это делает. Если я вас спрошу: “Поросенок летает?” – молчите, не поднимайте руки.

Список слов: ОРЕЛ, ЗМЕЯ,ДИВАН, БАБОЧКА, МАЙСКИЙ ЖУК, БАРАН, ЛАСТОЧКА, САМОЛЕТ, ДЕРЕВО, ЧАЙКА, ДОМ, ВОРОБЕЙ, МУРАВЕЙ, КОМАР, ЛОДКА, УТЮГ, СОБАКА, ВЕРТОЛЕТ и т.д.

  1. Игра “Почта”

—          Динь, динь,динь!

—          Кто там?

—          Почта.

—          Откуда?

—          Из Рязани (любой город).

—          А что там делают?

—          Танцуют (поют, плавают, смеются, летают, прыгают, квакаютб ныряют, барабанят и т.

Все играющие должны изобразить названные действия.

  1. Гимнастика мелкой моторики руки.

Работа в тетрадях “

  1. Игра “Шифровка слов”

Детям предлагаются карточки с условным изображением букв алфавита (например, букве А соответствует изображение елочки; букве Б – грибочка; В – мячика и т.д.) и листы бумаги, на которых печатными буквами написаны слова из 3-5 букв. Дети должны зашифровать каждое слово, пользуясь условными обозначениями букв, вместо букв рисовать соответствующее изображение.

 

 

Тема: «Сочиняем сказку»

Цель: развитие произвольного внимания и поведения; развитие распределения внимания;

закрепление умения собирать из частей целое;

развитие моторно-слуховой памяти, координации движений;

развитие творческого воображения,

 Игра “Большой мяч”

Игра “Квартет”

“Сейчас мы поиграем в игру “Квартет”. В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздаются по кругу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунки. Оставшиеся части складываются в стопку рисунком вниз на “кон” для дальнейшего их разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части. Среди игроков с помощью считалки устанавливается очередность. Первый играющий показывает всем одну часть открытки, остальные игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек все карточки – части открытки- к той первой, которую показал первый игрок. Если же частей открытки к показанной очередным игроком ни у кого нет, то очередной берет одну карточку из стопки “кон”, и если взятая карточка оказалась 4-ой к трем имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется “квартет” – целая открытка. В случае получения “квартета” играющий имеет право на дополнительный ход. В противном случае уже следующий

игрок показывает свою часть открытки. Утаивать части нельзя. Прежде, чем начать игру, рассмотрим все целые “квартеты””.

  1. Игра “Разведчики”

В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют разведчики, командир, отряд. Ребенок-разведчик придумывает маршрут (прохождение между расставленными стульями), а командир, запомнив дорогу, проводит отряд.

Гимнастика мелкой моторики руки.

”Рисуем волшебный лес”

  1. Игра “Сочиняем сказку”

Можно использовать несколько вариантов:

— придумать новую концовку к знакомым русским народным сказкам (например,

“Колобок”, “Репка”, “Курочка Ряба”);

—          придумать сказку с помощью графического изображения;

—          придумать сказку на заданную тему.

Упражнение «Переставь буквы».

Цель: развитие внимания, словесно-логического мышления; расширение кругозора.

— Переставьте буквы в словах, чтобы получилось новое слово. Вы быстрее справитесь с заданием, если напишете слово. Сложнее выполнять задание устно.

УРОК — …………………………………
УКОР — …………………………………
КОЛУН -……………………………….
УБОРКА — ………………………………

УГАР — …………………………………
УДАР — …………………………………
УЛАН — …………………………………

АКТЁР -…………………………………
БАЯН -…………………………………..
БАНКА -…………………………………

ВОБЛА -…………………………………
ВОЛОС -…………………………………
ВХОД -…………………………………..
ВЫЗОВ -…………………………………

ВЕС -…………………………………….
ВРАГИ -…………………………………

ВОДОПАД -…………………………….
ЛУЧОК -…………………………………
САЧОК -…………………………………

РУЧКА -…………………………………
МАНИШКА -……………………………

Рефлексия .

— Сегодня на уроке я узнал (а) …

— Сегодня на уроке мне было трудно …

— Сегодня на уроке мне было легко…

 

 

 

Литература.

Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.-М

Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.-М

Ш.В. Журжина., Н.В Костромина  «Дидактический материал по русскому языку», 1 класс ,

Вартаньян Э.А «Путешествие в слово» М., «Детская литература»

   Учебная программа для 1 классов уровня начального  образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 11 с.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *