Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Программа кружка «Умелые руки»

Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район, с.Улкен Нарын
КГКП «Дом творчества»
Педагог дополнительного образования
Мухамедова Жанар Нурлановна

Пояснительная записка

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по  4 часа – 136 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10-15 человек

 

Цель программы — создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

Обучение умению планирования своей работы;

Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

воспитание аккуратности;

экологическое воспитание;

развитие любви к природе.

 

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

 

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);  наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

— узнают о народных промыслах.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся:
  • Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
  • Творческий отчет руководителя кружка
  • Проведение мастер-классов;
  • Участие в тематических выставках
  • Участие в конкурсах.

 

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.

Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Программа рассчитана на 1 год.

  1. 1. Работа с природным материалом

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

 

  1. 2. Папье – маше

Папье-маше — это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит «жеванная бумага». Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

 

3.Декупаж

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет, как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу — cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т. д. или декорировали шнурами и тесьмой.

 

  1. Плетение из газетных трубочек

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек — оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

Учебно– тематический план

ТемаКоличество часов
1.Введение Техника безопасности на уроке1
2.Работа с природным материалом15
3.Папье – маше20
4.Декупаж15
5.Холодный фарфор. Изготовление цветов15
6.Ганутель. Изготовление цветов15
7.Оригами.  Модульное оригами15
8.Квиллинг. Объемная аппликация15
9.Плетение из газетных трубочек5
10.Джутовая филигрань5
11.Картины из пенопласта15
Всего136 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Группа «Умелые руки»

 

Тема урокаСодержаниеКол-во часовДата
1Вводное занятиеБеседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.1 
Всего:1 час. 
2Работа с природным материаломТехника безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, шилом, иглами и булавками.1 
Изготовление поделок с использованием природного материала4 
Аппликация из сухих растений4 
Топиарий из шишек4 
Изготовление картины «Виноград» 2 
Всего:15 час. 
3Папье-машеИстория возникновения папье-маше. Соблюдение техники безопасности. Технология изготовления поделок  в технике папье-маше2 
Изготовление поделки «Черепаха»6 
Художественное оформление2 
Изготовление поделки «Сова»6 
Художественное оформление2 
Бусы из папье-маше 2 
Всего:20 ч. 
4ДекупажИстория возникновения техники декупаж. Соблюдение правил техники безопасности. Технология изготовления декупаж.1 
Оформление бутылок в технике декупаж6 
«Часы» в технике декупаж4 
Оформление новогодних игрушек в технике декупаж 4 
Всего:15 ч. 
5Холодный фарфорСоблюдение правил техники безопасности.  Правила изготовления теста для холодного фарфора2 
Изготовление цветов. Сушка. Художественное оформление. Лакировка.7 
Холодный фарфор – игрушки. Сушка. Художественное оформление. Лакировка.8 
Всего:15ч. 
6ГанутельСоблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом.  Технология изготовления..1 
Цветы в технике ганутель. Художественное оформление. 7 
Деревья 7 
Всего:15 ч. 
7Модульное оригамиИстория возникновения модульного оригами. Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление модулей.1 
Модульное оригами «Байтерек»5 
Модульное оригами «Мухоморы»4 
Модульное оригами «Олень»5 
Всего:15час. 
8КвиллингИстория возникновения. Соблюдение правил по технике безопасности.1 
Картина в технике Квиллинг 6 
Топиарий в технике квиллинг8 
Всего:15 ч. 
9Плетение из газетных трубочекСоблюдение правил по технике безопасности. Изготовление газетных трубочек. Плетение1 
Корзина из газетных трубочек4 
Всего:5 час. 
10Джутовая филиграньСоблюдение правил по технике безопасности. Знакомство с джутовыми нитками. 1 
Изготовление картины с применением джутовых ниток 4 
Всего:5 час. 
11Картины из пенопластаСоблюдение правил по технике безопасности при пользовании канцелярским ножом, ножницами, клеем.1 
Ровное и правильное вырезание пенопласта2 
Изготовление картины «Цветы»4 
Изготовление панно «Птицы»4 
Изготовление панно «Байтерек»4 
Всего:15 час. 
Итого:136 ч. 

 

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *