Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Разработка внеклассного мероприятия по физике «Путь к вершине»

Казахстан, Карагандинская область, город Сарань
КГУ»Средняя общеобразовательная школа №16 акимата г.Сарани»
Учитель физики
Гаврилишина Елена Анатольевна
 

Цель игры: Повысить познавательный интерес учащихся к изучению физики.

Задачи:

  • Актуализация знаний  по изученным разделам физики.
  • Формирование представления о применимости физических знаний в быту, технике, др. аспектах современной действительности. Развитие  интуиции, эрудиции, самостоятельности в суждениях, упорства в достижении цели.
  • Развитие интереса к занятиям физикой. Привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей. Формирование умения отвечать на нестандартные вопросы.

Ум заключается не только в знании,

 но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

Форма мероприятия: интеллектуальная игра.

 

Вид: индивидуальная.

 

Оборудование: мультимиедийный  проектор, экран.

 

Оформление кабинета:

Доска: плакат с изображением горы, на которую ведут 10 дорог (ручеек, дорога дорогого гостя, космическая дорога, теплотрассы, тропа тинейджеров, опасная тропа, дорога великих, лесная тропинка, скоростной лифт).

Стены: плакаты с высказываниями.

«То, что кажется странным, редко остается необъяснимым» (Лихтенберг).

«Знанию всегда предшествует предположение» (Гумбольдт).

«Мысль – только вспышка света… Но эта вспышка – все (Пуанкаре).

«Хорошо поставить вопрос – значит уже наполовину решить его» (Д.И.Менделеев)

«Без идей нет ума» (Гельвеций).

«Наука не знает, чем она обязана воображению» (Эмерсон).

 

Технология игры:

Целью игры является покорение вершины знаний. На вершину ведут 10 дорог (ручеек, дорога дорогого гостя, космическая дорога, теплотрассы, тропа тинейджеров, опасная тропа, дорога великих, лесная тропинка, скоростной лифт). На каждом этапе учащимся предлагаются  отборочные вопросы. Учащийся правильно ответивший на отборочный вопрос получает право выбрать свой путь к вершине ( оторвав от горы лист с соответствующим названием) и пройти по нему (ответить на 10 вопросов). Название дорог отражает тематику вопросов. Затем предлагается следующий отборочный вопрос и т.д. Все учащиеся прошедшие по одной из дорог считаются победителями игры.

Жюри фиксирует количество правильных ответов, объявляет итоги, подписывает грамоты.

Ведущий (учитель физики) знакомит учащихся с правилами игры, следит за регламентом, проверяет правильность ответов. В конце игры проводит рефлексию.

 

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Ознакомление участников с правилами игры.

Представление жюри.

 

2. Отборочные вопросы.

  1. Выберите из списка физические явления:
  • Запотевание стекол очков;
  • Скисание молока;
  • Плавление парафина;
  • Молния;
  • Переваривание пищи в желудке;
  • Превращение воды в пар;
  • Горение газа в плите.
  1. Плотность половинки кирпича, из которого построена наша школа 1,6 г/ см3. Какова плотность целого кирпича? (1,6 г/ см3)

ВЕС

СКОРОСТЬ

  1. Можно ли с помощью льда развести огонь? (да, если использовать его как лупу)
  2. Каким образом, стоящий на полу человек, может быстро удвоить давление своего тела, производимое на опору? (поднять одну ногу)
  3. В племени тумба-юмба в качестве эталонов веса приняты следующие значения: “можно поднять одним мизинцем”, “можно поднять одной рукой”, “можно поднять двумя руками”, “неподъемный”. Вопрос: В чем недостаток такой системы мер?(у каждого она разная)
  4. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть “камнем Магнуса”.

Но известно и другое предание о том, что это слово происходило от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии).

Задание. О чем идет речь? (магнит)

  1. Известна легенда о том, что, когда вражеский флот осаждал город Сиракузы, Архимед вызвал на крепостные стены всех женщин города, которые принесли с собой то, что всегда носит с собой женщина. По команде великого ученого, с помощью этих предметов был сожжен вражеский флот. Так гласит предание.

Задание. Что это за предмет?
Ответ. Зеркало. По команде Архимеда все навели солнечные зайчики на одну и ту же точку вражеского корабля.

 

  1. Дороги к вершине:

Ручеек.

Вопросы, предлагаемые учащимся на данной дороге, связаны с водой, находящейся в одном из трех состояний.

  1. «Носить воду в решете»… Как такое возможно? (если ее заморозить)
  2. Почему лед плавает на поверхности воды? (его плотность меньше)
  3. В каком состоянии находится тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму? (жидкое)
  4. Чем отличаются молекулы воды, пара, льда? (ничем)
  5. Прибор для измерения объема жидкости? (мензурка)
  1. Как в бане отличить по внешнему виду трубу с горячей водой от трубы с холодной водой? (на холодной будет конденсат – капли воды)
  2. Можно ли обжечься льдом? (да)
  3. Чему равна плотность чистой воды? (1000 кг/м3)
  4. Угадайте физическую величину по подсказкам:

Странно, но у льда она меньше, чем у воды.

У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.

У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.  (плотность)

  1.  Она жила и по стеклу текла,
    Но вдруг ее морозом оковало,
    И неподвижной льдинкой капля стала,
    А в мире поубавилось тепла.

Какая физическая ошибка допущена в стихотворении?
(Нарушен закон сохранения и превращения энергии. Уменьшилась внутренняя энергия капли, а теплота была передана в окружающую среду).

 

Дорога великих.

Вопросы связаны с именем одного из знаменитых ученых: физиков, астрономов.

  1. Ученый, в честь которого названа температурная шкала?

Цельсий

  1. “22 июня 1633 года от церкви монастыря святой Минервы подчиняясь приговору, коленопреклонённый, он прочёл отречение. То, что, поднимаясь с колен, он якобы крикнул: “А всё-таки она вертится!” — скорее всего, миф. От него ждали именно покаяния, смирения, требовалось не согнуть, а сломать его мысль…” (Г.Галилей)

 

И.Ньютон

  1. Угадай имя ученого по подсказкам:
  • Этот человек наблюдал движение мелких частиц.
  • Его открытие доказало, что тела действительно состоят из отдельных частиц – молекул.
  • Он рассматривал в микроскоп споры растений в жидкости.
  • Английский ботаник.
  • В честь его имени было названо открытое им движение очень мелких твердых частиц находящихся в жидкости.

Броун

  1. Французский физик или единица давления (Паскаль)
  2. Итальянский учёный и поэт, борец за науку, утверждал, что в космосе есть и другие звёздные системы и обитаемые миры, в своём сочинении “О бесконечности Вселенной и мирах” открыто противоречил установкам католической церкви, в 1600 году по приговору святой инквизиции сожжён на костре. (Д.Бруно)
  3. Он первым измерил атмосферное давление (Торричелли)
  4. Древнегреческий учёный, открыл закон рычага (Архимед)
  5. Гениальный ученый, художник, изобретатель (Леонардо да Винчи)

 

 

 

Космическая дорога.

Предлагаемые вопросы связаны с космосом, полетами человека в космос.

  1. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
  2. Что к нам ближе ЛУНА или СОЛНЦЕ? (Луна)
  3. Первый человек, полетевший в космос (Ю.Гагарин)
  4. Как называется явление природы, когда Луна находится между Солнцем и Землей на одной прямой линии? (Солнечное затмение)
  5. Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)
  6. Орбиты  каких  планет находится по соседству с земной? (Венера и Марс)
  7. Как называется космодром, расположенный на территории Казахстана? (Байконур)
  8. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне земли не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда земля переворачивается? (Им мешает сила притяжения)
  9. Верно ли выражение “Солнце всходит и заходит”? (нет, это Земля движется вокруг Солнца)
  10. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом? (нет, она уплывет, приняв шарообразную форму)

 

Скоростной лифт.

Предлагаемые вопросы связаны с техникой, различными видами транспорта.

 

  1. Отгадайте загадку. Ответьте на вопросы: о каком измерительном приборе идет речь, какую физическую величину он измеряет, какова основная единица измерения?

Весь век идет Еремушка

Ни сна ему ни дремушки,

Шагам он точный счет ведет,

А с места, все же, не сойдет. (часы)

  1. В какую сторону будут отклоняться пассажиры резко затормозившего автомобиля? (вперед)
  2. Какую величину измеряет спидометр автомобиля? (Скорость)
  3. Почему уменьшается длина рельса зимой? (при охлаждении объем уменьшается)
  4. Почему зимой на длительных остановках выливают воду из радиатора автомобиля?
    (Зимой воду из радиатора выливают для того, чтобы она не замерзла, превратившись в лед. Вода при замерзании увеличивается в объеме, и радиатор может лопнуть).
  5. …Голубой вагон бежит, качается.
    Скорый поезд набирает ход.
    Ах, зачем же этот день кончается?
    Пусть бы он тянулся целый год!

О каком виде движения поется в этой песне? (ускоренное)

  1. Зачем, прежде чем надеть железный обод на колесо телеги, его сильно нагревали? (чтобы он расширился и его было легче надеть на колесо)
  2. Это физический прибор для улучшения чего то… Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. У многих учителей нашей школы это есть, двое это имеют постоянно. Она полезна для имиджа (Очки)
  3. История их изобретения насчитывает тысячу лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость назвать себя их изобретателем. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть такая вещь. Эта вещь идёт, не сходя с места. Эта вещь не имеет единственного числа. (часы)
  4. Так древние греки называли отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение. (тормоз)

 

Тропа тинэйджеров.

Предлагаемый вопросы связаны с жизнью подростков, их досугом.

  1. Почему в походе опытные туристы предпочитают перешагнуть дерево, а не сначала залезть на него, а потом спрыгнуть? (чтобы не тратить силы на подъем тела вверх)
  2. Почему человек, выходя из воды, испытывает ощущение холода даже в жаркий летний день? (вода при испарении поглощает тепло)
  3. Мальчики забыли принести на урок учебники по алгебре, и учитель им дал один на парту. Кому достанется учебник до того, как вмешается учитель, если Петя тянет с силой 80 Н., а Вася с силой – 97 Н. (Васе)
  4. Перед началом хоккейного матча судья открывает дверцу и достает шайбу. О какой дверце идет речь? (дверца холодильника)
  5. Как можно определить, ровный ли пол в классе? (положить мяч или любое другое круглое тело, если пол неровный, то мяч покатится)
  6. Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (холодная вода замерзнет, не успев растечься)
  7. О том, что на борту космического корабля обычно царит невесомость, знают все. А вот Вовочка утверждает, что он в состоянии невесомости бывает по сто раз в день. Ну и врун, правда? (Не врун. Мы все находимся в невесомости когда не имеем точки опоры: бежим, прыгаем и т.д.)
  1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (сила притяжения между молекулами)
  1. Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
  2. На соревнованиях по бегу один из участников на заданной дистанции достиг скорости 9 м/с. С какой скоростью выбрасывал он при беге ступню каждой ноги? (18 м/с)

Теплотрасса.

Вопросы связаны с температурой, изменением температуры, передачей теплоты.

  1. Процесс перехода из твердого состояния в жидкое? (плавление)
  2. Прибор для измерения температуры (термометр)
  3. Температура таяния снега при нормальных условиях? (00С)
  4. Как называется процесс превращения пара в жидкость? (конденсация)
  5. В какой комнате запах распространяется быстрее в теплой или холодной? (в теплой)
  6. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему? (Высокую температуру человек легче переносит при низкой влажности, так как в этом случае пот испаряется быстрее, а при испарении пота человек охлаждается)
  7. Самая низкая температура в природе? (-2730С)
  8. В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины? (в трех рубашках)
  9. Почему вытянутое из кипящей воды яйцо некоторое время не обжигает ладони? (Вытянутое из кипятка яйцо, влажное и горячее. Вода, испаряясь с горячей поверхности яйца, охлаждает скорлупу, и рука не ощущает жара. Когда яйцо обсохнет, его высокая температура становится ощутимой).
  10. В США измеряют в этих единицах температуру (В градусах Фаренгейта)

 

Лесная тропинка

Вопросы связаны с животным и растительным миром.

  1. Оптический прибор, который есть у каждого из нас (глаз)
  2. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет со всадником, если лошадь споткнётся? (упадет вперед)
  3. Кто говорит на всех языках? (эхо)
  4. Назовите животных, которые “вооружены электричеством”. (электрический скат)
  5. Что страшнее птицам зимой : холод или голод? (голод)
  6. Почему бегущая в жару собака высовывает язык? (охлаждается)
  7. Я, как песчинка, мал,
    А землю покрываю.
    Я из воды, и в воздухе летаю.
    Как пух, лежу я на полях.
    И, как алмаз, блистаю в солнечных лучах.
    (Снег.)
  8. Большинство садоводов и огородников поливают растения и кустарники только вечером или ранним утром. С чем это связано? ( капли воды на листьях играют роль лупы и листья могут сгореть)
  9. В словаре «Брокгауза и Эфрона» есть такое любопытное определение: Это такое состояние нижнего слоя атмосферы, что совершенно прозрачный при обычных условия воздух теряет свою прозрачность. О чем идет речь? (туман)

 

Дорога дорогого гостя

Вопросы связаны с кулинарией.

  1. Сосуд, хранящий пищу горячей. (термос)
  2. На каком физическом явлении основана засолка овощей, рыбы и т. д.? (диффузия)
  3. Одно яйцо варят до состояния “крутое” 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
  4. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лёд не растаял, скажи, в скольких состояниях находится вода в чайнике? (жидкое, твердое, газообразное)
  5. Почему зубные врачи не рекомендуют, есть очень горячую пищу? (при расширении разрушается зубная эмаль)
  6. Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? (банка с водой играет роль линзы)
  7. Почему нельзя мясо сварить высоко в горах? (температура кипения воды меньше 100°С, а при низкой температуре мясо не варится)
  8. В сосуде с водой на дне лежит картофелина. Как можно изменить состав воды, чтобы она всплыла? (посолить)
  9. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
  10. Для чего отводящим трубам раковин придают коленчатую форму? (в колене остается вода, которая препятствует проникновению неприятного запаха из канализации)

 

Опасная тропа

Вопросы проверяют сформированность навыков безопасности жизнедеятельности.

  1. Вам с детства твердили: “Нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной!” Почему? (из-за явления инерции автомобиль не может резко остановиться)
  2. . А лисички
    Взяли спички
    К морю синему пошли,
    Море синее зажгли.
    Прибегали два курчонка,
  1. Для чего ботинки водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами? (чтобы он не всплывал)
  2. В какую сторону падает споткнувшийся человек? Поскользнувшийся человек? Почему? (вперед, назад, по инерции)

Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша,
Тушат, тушат — не потушат,
Заливают – не зальют.

В какой ситуации море действительно может гореть и его нельзя залить водой? (если в море горит нефть или другие нефтепродукты)

  1. Почему в ветреную погоду человек переносит мороз хуже, чем в тихую? (в тихую погоду воздух вокруг лица нагревается, в ветреную ветер уносит теплый воздух от лица)
  1. Вы пошли кататься на коньках, но лед еще недостаточно крепкий. Ваш друг оказался в беде – лед под ним провалился. Как помочь вашему другу? ( можно попробовать подползти к нему, увеличив площадь опоры)
  2. Почему под медицинскими банками вздувается кожа? (горячий воздух по банками остывает, его давление уменьшается)
  3. Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах? (на коньках)

 

  1. «Поднявшись в верхние слои атмосферы на воздушном шаре, воздухоплаватель сбросил на головы провожающих родственников 3 мешка с песком. Какую цель преследовал воздухоплаватель?» (подняться еще выше)
  2. Почему нельзя тушить горящий керосин нельзя тушить водой? (вода тяжелее керосина и будет опускаться вниз, не перекрывая доступа воздуха)

 

  1. Рефлексия.

Подведение итогов. Награждение участников.

Ссылка


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *