Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Самостоятельные и служебные части речи

Казахстан, Алматинская область, Талгарский район
ГКУ «Общеобразовательная средняя школа №17 с ДМЦ»
Учитель русского языка и литературы
Князева Екатерина Васильевна

Цель урока: выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте.

Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически; 
развивать языковые и лингвистические компетенции.
• Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества путём работы в группах. 

Задачи:  
— исследовать тему и обосновать выводы;

— совершенствовать устную и письменную речь;

— воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. 

Этапы урока:

  1. Орг. момент.
  2. Определение темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Закрепление темы.
  5. Информация о домашнем задании.
  6. Итоги урока. Рефлексия.
  7. Оценивание.
Этап урока время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.  Приветствие. Настрой на урок.
1 мин  Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на уроке.

Прозвенел звонок и смолк, 
Начинается урок. 
Вы тихонечко все сели, 
Друг на друга поглядели, 
Улыбнулись, раз и два, 
Начинаем, детвора? 
– А девиз у нас, каков? 
« Больше дела, меньше слов».

Кивают головой

Садятся

Повторяют девиз урока

«Больше дела, меньше слов».

II. Определение темы и целей урока. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа по теме урока. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Информация о домашнем задании

 

 

 

 

VI. Итоги урока.

VII. Оценивание учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

3 мин.

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

1 мин.

1 мин.

— Ребята, внимание на лист оценивания.

Ставьте себе баллы от 0 до 3-х за каждое выполненное задание.

Критерии у вас на листах обозначены.

— Ребята, у вас на партах лежит стихотворение Ольги Высотской «Веселая грамматика».

— Читайте его вместе со мной.

Оно поможет формулировать тему урока .

Существительное – школа.

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

 

— Вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

-Ребята, посмотрите на доску.

Задание 1: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму. 
— Прочитайте получившийся текст. 
— Из каких частей речи состоят данные предложения? 
— Что общего между всеми этими частями речи? 


-задание 2:

-Надпишите названия частей речи над словами. 


Задание 3:

— Попробуйте составить предложения из данных слов: 
в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как .

 

— Удалось ли вам это? Почему?

— Вы можете сказать, как называются эти части речи? 
Попробуйте сами сформулировать тему урока.

— Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи».

— Давайте определим цель и задачи урока

— Ребята, у вас на партах лежат таблички ЗХУ — вам необходимо заполнять её.

Знаем: Хотим узнать: Узнали:


— Ребята, откройте учебник и прочитайте теоретический материал § 32
Прежде чем прочитать материал учебника, внимательно изучите вопросы. На которые вам надо дать ответ.
какой раздел русского языка изучает части речи?

-Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

— Какие служебные части речи вам известны? Почему они так называются?

— В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?

 

— А теперь развернитесь друг к другу и прочитайте стихотворение «Служить бы рад».

— Какую информацию о служебных частях речи оно несет?

— Найдите в тексте служебные части речи.

— Какова их роль в предложении?

 

Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут.

 

 

— Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения – загадки.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

— Это? (Предлог)

— Ребята, если вы знали, ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОГ, занесите эту информацию в таблицу ЗУХ в графу «Я это знал».

Если узнал, то в графу «Узнал». Если вам хочется узнать о предлоге, то в графу «Хочу узнать».

 

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз. (Союз)

— Ребята, если вы знали, ЧТО ТАКОЕ СОЮЗ, занесите эту информацию в таблицу ЗУХ в графу «Я это знал».

Если узнал, то в графу «Узнал». Если вам хочется узнать о союзе, то в графу «Хочу узнать».

 

 

Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ. 

 

  1. Редактирование текста. 

Развернитесь к товарищам и работайте в группах.

(отрывки у групп разные)
1-ая группа

-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. 
Солнце … небу гуляло 
… … тучу забежало. 
Глянул заинька … окно, 
Стало заиньке темно. 
Наступила темнота, 
… ходи … ворота: 
Кто … улицу попал – 
Заблудился … пропал. 

2-ая группа

— Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Ветер … ночи собирался;

Иван ночлег собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

он поля достигает

Руки … боки подпирает

… … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

коней … … бывало;

игрушка – горбунок

его вертелся ног.

— Восстановите текст, используя слова для справок.

Слова для справок:

К, на, по, да, вот, в, и, с, словно, но, как, не, лищь, у.

 

 3-я группа

Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты? 
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.

— Редактируйте тексты в листах.

А ТЕПЕРЬ СВЕРЬТЕ СВОИ РАБОТЫ С ДРУГИМИ ГРУППАМИ.

-РЕБЯТА, У КОГО ТЕКСТ ИЗ СКАЗКИ «Конек-горбунок»?

— У кого отрывок из сказки «Краденое солнце»?

— У кого стихотворение Пушкина?

-ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА ТЕКСТЫ

ПРОЧИТАЙТЕ ИХ.
— С помощью каких слов вам удалось восстановить текст? 
— В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? 

— Для чего служат в предложении предлоги? 

— Какую роль в предложении выполняют союзы? 

— Можно ли обойтись без служебных частей речи?

— Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.

 

  1. Упражнение 224. Распределить данные слова на 2 группы: самостоятельные и служебные, и составить из данных слов предложения. Каждые 2 парты выполняют по 1 предложению.
  2. Упражнение 225. По образцу указать, какие части речи использованы в предложениях. Вписывают слова в готовые таблицы

 


Упр.226 по заданию.

Ответьте на вопрос: «В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи?» Напишите мини-сочинение: «Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы» 

 

Для чего используют служебные части речи? 

Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы ЗХУ. 

Оценивание учащихся.

— Ребята, подсчитайте баллы. Результаты на доске.

Учащиеся говорят свои итоговые баллы.

Спасибо за урок!!!

Ученики слушают стихотворение и читают его сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся составляют из данных слов предложения. Из 3-х полученных предложений получается текст.

Бабушка, любить, свои, внуки. 
Она, рассказывать, они, русские, сказки. 
Готовить, они, вкусный, угощение . 

 

2. Указывают над словами названия частей речи.

 

3. Пробуют составить предложения из данных слов: 
в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как 

Учащиеся дают ответы на заданные вопросы.

 

Дети формулируют тему урока.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

 

Дети определяют цели урока.

ОТВЕЧАЮТ – познакомиться с частями речи, доказать их значимость в русском языке.

Ученики работают с таблицей ЗХУ

 

Ребята читают теорию на стр. 79 – 80.

 

Морфология

Ответы детей

Самостоятельные части речи

имеют лексическое значение; 
имеют морфологические признаки; 
являются членами предложения; 
всегда можно задать вопрос; 

служебные части речи

не являются членами предложения; 
невозможно задать вопрос; 
не имеют морфем; 
не изменяются. 

 

Читают стихотворение , находят служебные части речи. Говорят о том, для чего нужны служебные части речи в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

Предлог

Заполняют таблицу ЗУХ

 

 

Союз

 

 

Заполняют таблицы ЗХУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты) 

Ученики письменно работают над текстами. Восстанавливают их с помощью служебных частей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечер к ночи пробирался; 
На ночлег Иван собрался;
 
Вдоль по улице идет,
 
Ест краюшку да поет.
 
Вот он поля достигает,
 
Руки в боки подпирает
 
И с прискочкой, словно пан,
 
Боком входит в балаган.
 
Все по-прежнему стояло,
 
Но коней как не бывало;
 
Лишь игрушка-горбунок
 
У его вертелся ног.

 

 

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 

 

 

 

СРАВНИВАЮ ТЕКСТЫ ДРУГ С ДРУГОМ

 

 

(без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно) 

 

(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении) 

 

 

 

 

(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте) 

 

 

 

Учащиеся работают с предложениями.

 

 

Выполняют упражнение. Делят между собой предложения.

Вписывают слова в готовые таблицы

Делят между собой предложения.

 

 

 

 

Записывают в дневники домашнее задание.

 

 

1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.З. Частицы вносят различные оттенки значений в предложение. 

Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы ЗХУ. 

Дети читают свои таблицы ЗУХ.

Под

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *