Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Урок литературного чтения «М.Пришвин «Ребята и утята»

Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Средняя общеобразовательная школа № 25
Учитель начальных классов
Волгова Оксана Владимировна
 

Цели:

  • познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

1. Организационный момент

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

 

2. Проверка домашнего задания: В. Бианки «СОВА».

Работа с картинками на магнитах: сова, старик, шмель, коровы (откормленная и тощая), мыши.

— Назовите героев сказки «Сова» (по мере называния, фигурки крепятся на доску).

— Как доказать, что это сказка?

 Чтение-обсуждение.

У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? (По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются).

Чтение отрывка

У.Что произошло дальше? (Вышли мыши).

Почему?

Чтение отрывка

У.Что произошло дальше? (Улетели шмели).

Почему?

Чтение отрывка

У.Что произошло дальше? (Не стало клевера).

Почему?

Чтение отрывка.

У.Что произошло дальше? (Корова отощала). (Заменить фигурку сытой коровы, на фигурку тощей).

Почему?

Чтение по ролям: старик, мыши, сова, автор.

У. Как изменилась жизнь старика?

Почему?

У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

3. Знакомство с портретом и краткой биографией М. Пришвина.

Слайды.

4. Психологический настрой на восприятие нового произведения.

Включается запись криков самца и самки уток – чирков.

— Кто догадался, что вы услышали?

Игра. 
Поиграем. Я называю животных, а вы мне хором называете детёныша.
У кошки – котёнок
У собаки – щенок
У зайчихи — зайчонок
У утки – утёнок
У овечки – ягнёнок
У курочки – цыплёнок
У ежихи – ежонок
У коровы – телёнок
У лисы – лисёнок
У лосихи – лосёнок
У волчицы – волчонок

-А чтобы стало понятно, о ком именно у нас пойдет речь,отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок).

— Вы сейчас услышали голоса очень интересных птиц – уточек-чирков. Что это за птицы, нам расскажет Маша Сурина.

 

Включается слайд с изображением уток, ребенок читает наизусть рассказ:

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия — кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки  с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

5.  Целеполагание. Словарная работа.

— Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова. А так же мы увидим трудные для чтения слова. Это значит, что мы не только узнаем что – то новое и интересное, но и улучшим свою технику чтения.

Слайд.

6. Выразительное чтение рассказа учителем:   стр. 92, сопровождение слайдами с иллюстрациями.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

7. Проверка восприятия.

 

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– 
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– 
Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– 
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– 
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– 
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– 
А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– 
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?

8. Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ?

– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

9.  Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:(слайд )

«Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родин»

Какова главная мысль?

                            ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЭТО ЗНАЧИТ НАБЛЮДАТЬ И ПОНИМАТЬ ЕЁ; ПОМОГАТЬ ЖИВОТНЫМ: ПТИЦАМ, НАСЕКОМЫМ

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

10. Домашнее задание: стр.92 – 94 (читать, пересказывать).

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *