Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Урок русского языка для 8 класса (эксперимент 12-летка), тема «Стили речи»

Казахстан., Павлодарская область, Павлодарский район, с.Розовка
ГУ «Розовская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
Поминова Татьяна Александровна

Стили речи

Цели:

  1. углубить понимание стилей речи, дать понятие об особенностях различных стилей речи и сфере их применения; учить дифференцировать тексты разных стилей;
  2.  развивать языковое чутье при выборе стиля речи, формировать умения определять стилевые черты текста
  3. воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций.

Ход урока.

1.Организационный этап. Целеполагание.

— Здравствуйте, ребята! Наш урок развития речи мы традиционно начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Нужно стили речи знать!

Ученики: Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

Учитель: Верно,у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

Учащиеся: Устная и письменная.

Учитель: в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

Учащиеся: Разговорный стиль и книжный стиль.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о стилях речи. Какую цель вы для себя поставите?

2. Актуализация знаний: Повторение сведений о стилях речи, распознавание стилей прочитанных текстов (упр.109). Прочитать тексты. Указать, к какому стилю относятся тексты.

3. Беседа по вопросам. Работа с презентацией. 1. Что такое стиль речи? 2. Какие стили речи выделяются в русском литературном языке? 3. Вы написали по Интернету письмо своему другу. Каким стилем речи вы будете пользоваться? 4. Вы решили написать расписку о получении на прокат коньков. Какой стиль речи вы используете? 5. Какую книгу вы сейчас читаете? Каким стилем она написана? (упр.*110).

При усвоении понятия «стиль речи» необходимо обратить пристальное внимание на понятия «речевая ситуация (ситуация общения)», «компоненты речевой ситуации» (обстановка (где?), цель (зачем?), собеседник (с кем?)).Речевую ситуацию можно представить в виде формулы: почему – зачем – кто кому (кого, для кого) – что (о чем) – когда – где – при каких обстоятельствах – как говорит (слушает, пишет, читает). Именно ситуация общения предопределяет выбор языковых средств того или иного стиля для выражения мыслей.

4. Решение в группах. Решение стилистических задач.

— Работать вы будете в группах. Каждой будет дана определенная ситуация. Ваша задача – попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации и описать правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Помощником будет раздаточный материал №1 с направляющими вопросами. У вас 3 минуты.

(групповая работа в течение 3 минут)

Ситуация 1.

Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.

Ситуация 2.

Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.

Ситуация 3.

На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.

Ситуация 4.

Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.

Ситуация 5.

Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земляка.

5. Работа над текстом художественного стиля (упр.113): Прочитать отрывок из стихотворения Олжаса Сулейменова. Какой образ возник у мужчин, когда они увидели яблоки? Выписать эмоционально-выразительные средства (метафоры, сравнения) художественного стиля (лохматые, как метели; яблокам в щеки, как детям, смотрели).

Выделенный фрагмент («Арыки, ущелья, проспекты, аллеи!..») создает образ родного города Алматы: перечисление существительных, называющих его части, создает впечатление быстро сменяющихся картин родных уголков Алматы.

6.Рефлексия

7. Задание на дом: упр.112.

Скачать

 

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *