Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Урок русского языка по теме: «Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению»

Казахстан,Карагандинская область,город Балхаш

КГУ «ОСШ № 4 имени Н.К.Крупской г. Балхаш»

Учитель русского языка

Фролова Ирина Викторовна

Цель урока: систематизировать  и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

Образовательная:

  1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий.
  2. Познакомить с разрядами наречий по значению.
  3. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.
  4. Напомнить о синтаксической роли наречий. Объяснить на примерах, со словами какой части речи можно перепутать наречия, и выстроить алгоритм рассуждения во избежание дальнейших ошибок.

Развивающая:

  1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.
  2. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.
  3. Развитие творческих способностей в процессе составления синквейна.

4.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска;
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.

Ход урока

Организационный момент.

Формулирование темы и цели урока.

Приём «яркое пятно».

Стихотворение Осипа Беленького, звучит музыка

Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Осип Беленький

— Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

— Чувством радости, счастья, восторженности!

— Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?

— Пломбирны.

— Есть ли такое слово в русском языке?

— Нет.

— Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

— По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

— Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

 

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.

Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
— Наречие.

Назовите наречия.

— Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.

Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

— «Наречие как часть речи».

 

— Открываем тетради и записываем число и тему урока.

С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые.

— Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

— Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.

Мы дадим определение наречию, поговорим о морфологических признаках и синтаксической роли наречий. И совсем новым для вас будут разряды наречий по значению.

 

Изучение нового материала

 

Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?

— Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.

Каково же грамматическое значение наречий?

Вернёмся к стихотворению. Выпишите словосочетания

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

Трогают (как?) щекотно

— Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

— Глагол.

— Что обозначают глаголы?

Действие.

Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

-Признак действия.

— Определите тип подчинительной связи словосочетаний?

 

— Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.

 

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

 

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

— Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

 

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

 

Чтение, взгляд – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

 

Я предлагаю дополнить определение, данное в начале урока, учитывая те знания, которые вы получили.

— Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: как? где? куда? откуда? насколько? и другие.

Работа в группах

— По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

1 группа – определит разряд

2 группа – вставит вопросы

3 группа – подберет примеры

РазрядВопросыПримеры
Наречия местаГде? Куда? Откуда?Внизу, направо, издалека
Наречия времениКогда? Как долго?Утром, допоздна, завтра
Наречия причиныПочему? По какой причине?Сгоряча, впопыхах, сослепу
Наречия целиЗачем? С какой целью?Назло, нарочно, специально
Наречия образа действияКак? Каким образом?Громко, быстро, шёпотом
Наречия меры и степениНасколько? В какой степени?Очень, слишком, чересчур

 

— Сколько разрядов имеет наречие?

Промежуточное закрепление.

Работа в парах

-Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

 

ФразеологизмНаречиеРазряд
Положа руку на сердцечестноОбраза действия
У чёрта на куличкахдалеконаречие места
Битый часдолгонаречие времени
Бок о бокрядомнаречие места
Душа в душудружнонаречие образа действия
Кот наплакалмалонаречие меры и степени
Ни свет ни заряранонаречие времени

 

Актуализация изученного и изучение нового материала

— Мы уже сказали о том, что разряд – это постоянный морфологический признак наречий.  А есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки?

 

— Для этого выполним морфемный разбор наречий: тихо, направо, сослепу, по -моему

Наречие –неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков. Поэтому не имеет окончания.

Исследовательская работа

  1. Зимнее царство необычайно, спокойно и величественно.
  2. Посреди поляны вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и тор̣жес̣твен̣но оглядывал залитую солнцем поляну.

 

— Сейчас я предлагаю вам и в первом, и во втором предложении найти и подчеркнуть наречия как члены предложения.

В  первом предложении слова «таинственно», «спокойно», «величественно» являются сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.

— Чем отличаются  краткие прилагательные от наречий.

 

— С какой целью мы выполняли это задание?

Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия.

Алгоритм рассуждения выводится на экране.

НаречиеКраткое прилагательное
1. Задаём вопрос.
Как?Каково?
2. Морфологические признаки.
Неизменяемая часть речиСредний род, единственное число.
3 Синтаксическая роль.
ОбстоятельствоСказуемое

 

— Наш разговор о синтаксической роли наречий будет неполным, если мы не вспомним словосочетания, построенные по схеме наречие + существительное.

Чтение вслух

Взгляд исподлобья

— Какова синтаксическая роль наречий в данных словосочетаниях?

— Определение.

Обобщение изученного материала

Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

Тест

1) В каком из нижеприведенных слов нет окончания? Окно, дефис, плотно, прыгнул.

2) Какое наречие обозначает причину? Невольно вскрикнул; старательно учил; бегут вприпрыжку; сделал назло.

3) Какое наречие обозначает цель? Специально оставил; идет направо; очень прекрасно образован; холодно посмотрела.

4) Какое наречие обозначает место? Написать аккуратно; приехать издалека; изобразил более ярко; дружно выбежали.

 

А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.

  • На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
  • Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
  • Пятая строка включает слово, связанное с первым,  отражающее сущность темы, выражающее личное отношение автора синквейна к теме.

 

Выставление мотивированных оценок.

Рефлексия

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *