Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Урок русского языка «Причастие как особая форма глагола»

Казахстан,Северо-Казахстанская область,Мамлютский район,с.Белое
Беловская средняя школа
Учитель русского языка и литературы
Бердогулова Бакыт Абдыгасымовна
Цель:

знакомство с причастием как с особой формой глагола.

Задачи:  

дать понятие о причастии;

-формировать умение отличать причастия от прилагательного и глагола;

-научить находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки.

-воспитывать культуру речи и бережное отношение к языку.

 «Они служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе

имени и глагола силу».

 М.В.Ломоносов

 Ход урока

l. Проверка домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний

1)Беседа по вопросам:

— Какая часть речи называется глаголом?

-Каковы его морфологические признаки?

-Что такое прилагательное?

-Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?

-Какую роль выполняют глаголы?

Какую роль выполняют прилагательные?

2)У доски два ученика выполняют  морфологический разбор слов осеннего (неба) и засияла.

III.   Мотивация учебной деятельности

  1. Слово учителя.

-Обратимся к эпиграфу урока

«Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Эти слова М.В.Ломоносова посвящены причастию, с которым  сегодня на уроке мы начинаем знакомство.

-Какую же силу имени и гла­гола заключает в себе причастие?

IV. Изучение нового материала

1.Объяснение учителя

— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательно­го и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. М. Шанский считает, что прича­стие — это часть речи, а другой учёный, Т. М. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.

 (рисунок воздушного шара)

-Назовите признаки шара: по форме, величине, назначению. (Уча­щиеся называют имена прилагательные: большой, круглый, воздушный.)

-Что мы можем сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Посто­янные.)

-А если мы отпустим шар, какие признаки приобретают он?

(Летящий, падающий, лопнувший — это признаки шара по тем действиям, которые мы с ним совершаем.)

-Постоянные эти признаки или нет? (Нет,  летящий — тот, который летит сейчас, время настоящее; лопнувшийй — тот, который лопнул, время прошедшее.)

 

2.Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательного тем, что обозначает временной признак.

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (стр.22-23)

-составление алгоритма или схемы к теоретическому материалу.

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений.

1.Выразительное чтение сказки (стр.23)  «Перевести» сказку на язык науки.

2.Практическая работа

Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. (Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.)

Стройка, строящий, строили, постройка; передать, передавая,  передаваемый, передали; двигает,  движимый, двигательный,  движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

3. Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись

ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой.

8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся

4.Работа с упражнениями учебника

Упражнение 50 (устно), упражнения 51 (письменно).

5.Словарная работа: чудесный, многочисленный, просека, шипящий, необыкновенный.

VI.Рефлексия. Подведение итогов урока

1.Беседа по вопросам:

-Что обозначает причастие?

-От какой самостоятельной части речи образуется причастие?

-Что общего у причастия с прилагательным и глаголом?

-Каким членом предложения может быть причастие?

2.Заключительное слово учителя

— Итак, сегодня вы узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глаго­ла и прилагательного. Такие слова в грамматике называются причасти­ями. Они образуются от глаголов и сохраняют некоторые их признаки. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.

VII.   Домашнее задание

Выучить теоретический материал учебника (С. 22-23).

Выполнить упражнение 52 (письменно).

Скачать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *