Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Развитие связной речи дошкольников через театрализованно-игровую деятельность

Лашко Эльвира Нильевна
Воспитатель
ТОО «Жаңа толқын Орал», ясли /сад №1 Вольдорфской ориентации
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Связная речь предполагает овладение словарным
запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е.
овладение грамматическим строем, а также практическое
их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым
материалом, связно, последовательно и понятно для
окружающих передавать содержание готового текста или
самостоятельно составлять связный текст.
Театрализованная деятельность в детском саду тесно
связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании
ряда театральных приёмов, а именно: знакомство с литературными
произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных
чувств.
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку. Поэтому одним из
направлений в моей работы по теме творческого поиска «Игровая
деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
является создание условий для развития речи детей через творческую
активность в театрализованной деятельности.
Задачи:

  1. Воспитывать творческого, раскованного, эмоционального,
    общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и
    понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Развивать техники актера в каждом ребенке.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую
    культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучать морфо
    эпическим нормам современной сценической речи, эффективному общению
    и речевой выразительности.
  4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность
    детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных
    спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
    В своей работе для развития выразительной стороны речи я стараюсь
    создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои

эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре,
но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме
того, при обучении детей средствам речевой выразительности я обязательно
использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю
совокупность выразительных средств языка и предоставляют ребенку
возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой
народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться
разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев,
мимика, пантомимика, движения). Работу в этом направлении я провожу
начиная с младших групп.
Работу по организации театрализованной игры я провожу в три этапа:
1.Художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений.
2.Освоение специальных умений для становления основных («актер»,
«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель»,
«костюмер»).
3.Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры
– драматизации и режиссерские игры.
Видами драматизации являются:
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной
подготовки.
В своей работе я использую настольный, плоскостной, пальчиковый
театр, театр в коробке, кукольный театр, театр игрушек.
В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все
учебные и режимные моменты. В организованную учебную деятельность я
включаю специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,
– съешьте кислый лимон (дети морщатся);
– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
– полетим как птицы;
– волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации.
Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую
уверенность.
Провожу игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос»,
«игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети
произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой
вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями,
делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и
диалогическая речь.
Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные
действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и
темп произношения.
При пересказе произведения добиваюсь того, чтобы дети, воспроизводя
диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты,
мимику.
При разучивании потешек, прибауток, стихов я учу детей не только
правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Играя в подвижные игры, я использую маски – шапочки или
необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси –
гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью
также развивают диалогическую и монологическую речь.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают
слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их
становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать
новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых
ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что через театрализованную
игру дети освоили:

  • невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);
  • речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный
    запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с
    началом года;
  • у детей появился интерес к театру как к виду искусства;
    -формируется опыт нравственного поведения, расширяются и
    углубляются знания детей об окружающем мире.
    Считаю, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи
    детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной
    постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в
    театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
    Таким образом, театрализованная деятельность – один из самых
    эффективных способов развития речи и проявления их творческих
    способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется
    принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий
    можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с
    основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно
    использовать богатейший материал словесного творчества народа.



(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *