Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Доклад к выступлению на педагогическом совете по теме «Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?»

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Район им. Габита Мусрепова

КГУ «Целинная средняя школа»

Учитель русского языка и литературы

Максина Г.Н.

Одним из сложных моментов, в которых проявляется умение учителя понять ученика и добиться, чтобы он понял его самого, является конфликтная ситуация. Конфликты различного уровня сложности и продолжительности – явление в школе нередкое. Каковы бы ни были их причины, кто бы ни выступал их участниками (ученики, учитель и ученик, родители и ученики и т.д.), учителя бывают вынуждены разбираться в них и находить выход из них.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Т.е. конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий.

Конфликт – один из трех основных видов (наряду с сотрудничеством и соперничеством) взаимодействия в коллективе. Именно на этих трех видах взаимодействия строятся все отношения внутри класса и между разными классами. Разумеется, и учителю, и ученикам спокойнее, когда между ними преобладают отношения сотрудничества. Но так получается далеко не всегда. Более того, именно конфликты дают возможность лучше осознать происходящее и вывести отношения на новый уровень.

Первый шаг, который должен сделать учитель для того, чтобы разобраться в конфликте, — выяснить его причину. Поводов (то есть событий, непосредственно приведших к конфликту) может быть много. Но учитель совершит ошибку, если остановится на выяснении повода и не будет анализировать глубже. Главное – узнать причину.

      Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоре­чия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения учебных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

  • целей, интересов, позиций;
  • мнений, взглядов, убеждений;
  • личностных качеств;
  • межличностных отношений;
  • знаний, умений, способностей;
  • мотивов, потребностей, ценностных ориентаций.

В процессе конфликта появляется возможность его разрешения, «снятия», находятся средства предотвращения будущих конфликтов. Кроме того, конфликт – это способ самоутверждения личности, особенно у подростка, у которого конфликт ­- необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе. Иногда эта форма поведения переносится и на взаимоотношения с учителем. Но ведь бывает и так, что виноват в конфликте сам педагог.

Какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликта?

  • стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово; быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам
  • излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях, как известно, также не всем нравится
  • критика, особенно критика необоснованная, не только раздражает, а часто просто порождает конфликт
  • плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива
  • стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь также создает сложную, порой драматическую ситуацию
  • стремление к независимости — хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление делать «все, что хочу» и сталкивается с желаниями и мнениями других, то это грозит неминуемым конфликтом
  • излишняя настойчивость; быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, то это уже раздражает
  • несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека имеет, как правило, негативную реакцию. Неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка, не всегда, но также приводит к конфликтным ситуациям.

Какие же исходы конфликтных ситуаций могут быть?

Они могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение, признание своей ошибки.

Рассмотрим подробно один из исходов – предупреждение   конфликта преподавателя с учащимися. Этот исход зависит главным образом от самого педагога. Прежде всего, при возникновении конфликтной ситуации он не должен допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: ему следует говорить с учащимся спокойно и, изменяя его отношение чему-либо (например, к драке, понятию чести, честности и т.п.), убеждать, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об ­условиях, при которых его требование может быть выполнено перейти на сайт. Не целесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения по возможности заменить на другую. Например, требование преподавателя в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися уже как форма контроля. Можно выразить требование в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно же, выполнил то, что ему говорили.

Имея небольшой опыт, я для предупреждения конфликтов провожу индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняю их позицию и разъясняю свою.

Для решения конфликтов, я пользуюсь такими правилами, как:

  1. проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;
  2. строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
  3. постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;
  4. чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
  5. попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;
  6. дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
  7. уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;
  8. подчеркнуть общность цели, интересов, показать учащемуся заинтересованность в решении его проблемы;
  9. подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помо­гут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

      Но ведь не всегда конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость его требований приводят к межлично­стному конфликту. Тогда у учителя возникает новая задача – погасить возникший конфликт, не дать ему перейти в затяжной, хронический, втянуться в него другим учащимся или всей группе.

Основные правила поведения преподавателя в конфликтной ситуации:

1. Не расширяйте предмет ссоры, причину недовольства.
2. Сокращайте число претензий за один раз.
3. Справедливо, непредвзято относитесь к инициатору конфликта. 
4. Проявляйте эмоциональную выдержку.
5. Формулируйте позитивное решение конфликтной ситуации. 
6. Стремитесь к открытости и эффективности общения конфликтующих сторон.
7. Стремитесь создать климат взаимного доверия и сотрудничества.
8. Контролируйте эмоциональную сферу.

Используемая литература 

  1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
  2. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение. 1992.
  3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.
  4. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. – М.:Изд.центр «Академия», 2002.
  6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М.:Педагогическое общество России, 1999.
  7. Питюков В.И. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
  8. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2001.
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *