Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Особенности формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Казахстан, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, с. Петровка

КГУ «Петровская средняя общеобразовательная школа»

учитель английского языка

Шакаева Диана Хайруллаевна

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях 12-летнего образования.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».

Внедрение  новых  технологий и инновационных форм  будут способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.

Отсюда следует, что каждый учитель на своем уроке должен  построить свой учебный процесс так, чтобы у учеников появилась потребность к  творческой деятельности.

С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Для того чтобы ученик мог выразить свои мысли, чувства, желания на иностранном языке, собрать необходимую информацию о своем собеседнике, стране, обычаях и традициях – нужно знать как правильно составить предложения, употребить то или иное грамматическое время, а их в английском языке только в активном залоге 16, не говоря уже о страдательном, которого в русском языке практически не существует, правильно употребить ту или иную часть речи — нужно знать и уметь применять грамматику английского языка.

Изучение  иностранного языка без  непосредственного соприкосновения с русским языком, просто невозможно.

Грамматики русского и английского языков имеют некоторое сходство, но во многом и разнятся. Как в русском, так и в английском языке  встречаются  термины: существительные, прилагательные, предлоги, местоимения.

Сходные черты грамматик помогают нам осваивать иностранный язык, а различия в грамматических системах создают определенные трудности в его изучении. Следовательно, особое внимание при изучении грамматики иностранного языка необходимо уделять тем особенностям, которых не наблюдается в родном языке.

В 5 классе, в самом  начале изучения, начинается изучение многочисленных времен, а именно настоящего простого времени.

Для правильного составления предложения необходимо знать порядок слов. С этой целью, предлагаю учащимся, уже с 5 класса следующие схемы.

Порядок слов в предложении.    Рисунок №1

Обозначения остаются, как  и в русском языке:

__________ — подлежащее, для лучшего запоминания, рисуем человечка, т.е  лицо, которое выполняет действие.

__________  _ сказуемое.

__________

_ _ _ _ _ _ _ — дополнение..и.т.д

Схемы записываются в словарь для лучшего запоминания. Использование данных схем возможно при  изучении любого грамматического времени.

Работать можно индивидуально, в парах и группах. Для закрепления предлагаю карточки фразы на доске, или же карточки-картинки, или фразу каждому ученику. Самое главное настроить учащихся на особенность употребления и значения вспомогательного глагола, который не существует в родном языке. И еще не менее важное условие, все что записывается, нужно постоянно применять на уроке. И стараюсь после каждого этапа урока проводить небольшую рефлексию с привлечением каждого ученика принять в этом участие, пусть даже небольшое. Важно чтобы каждый ученик понял свою значимость в процессе урока,  и постепенно привлечь его в учебный процесс и заинтересовать к изучению грамматического материала.

Следующее время, которое изучается  — Present Continuous.

Название

времени

схема Вспом.гл Указ.времени примеры
Present

Continuous

(настоящее

длительное

время)

действие происходит

сейчас,

в момент речи, в

определенный

момент в наст.времени

Am

Are Ving

Is

 

are

(you,

we,they)

 

is

(he,she,it)

Am

Are

Is

 

X, + — ?

 

 

 

Not-

После всп.

глагола

Now (сейчас)

 

аt this moment

(в этот момент)

 

At 2 o’clock

(в 2 часа)

 

 

+  I am  watching TV  now.

Я смотрю телевизор сейчас.

 

He is  watching TV  now.

Он смотрит телевизор сейчас.

 

—  I am not  watching TV now.

 

( wh) are you watching TV

now ?

What are  you  doing now?

Настоящее длительное  время,  таблица № 1

Использование данной таблицы, позволит  учащимся работать самостоятельно  в парах  и группах. Одна группа изучает, и затем знакомит  класс  с образование и употреблением, +, другая- отрицательных  или ? предложений.

Кроме этого, заполнение аналогичной таблицы возможно после изучения времени: записываются графы, а учащимся нужно заполнить её, (это элемент критического мышления). Для лучшего закрепления времени схемы образования предложений помогут лучше усвоить новый материал.

После изучения определенного времени  можно предложить выполнить следующие задания:

Present Continuous                                                             

А)Выбери правильную форму глагола:

1 . The man … now.                   a) sing             b) is singing      c)sings

  1. Mr.Smith … to the office. a) is walking b) walk             c) are walking
  2. Look! John … his bicycle. a) riding   b) is riding       c) rides

Б) употреби данные предложения в отрицательной форме:

1.The doctor is playing the guitar now.

2.The driver is sleeping .

  1. The bakers are making bread now.

В) вставь  Is, are(вспомогательные глаголы)

1.The children ___doing the sum.

2.Ned ___watching TV.

3.The wind __blowing.

Г) составь предложения с Present Continuous:

a)Firemen, run to the fire engine.

  1. b) John, cook dinner.
  2. c) The teacher,teach

Д)  Составь предложения, употребив нужное время:

  1. is playing tennis, she, now.
  2. Every day, the pupils, go to school.
  3. what, doing, you, are ?

Е) Употреби Present Simple,  Present Continuous:

  • She ___(make) bread every day.
  • She __ (make) bread now.
  • They ___(skate) now.

Очень часто на уроке раздаю учащимся каждому по одной карточке, у себя на столе  на выбор предлагаю еще несколько. После выполнения своей карточки , учащиеся подходят и сами выбирают оставшиеся. Таким образом, ученики работают самостоятельно, у меня появляется возможность подойти, проверить, помочь.

  • После того как будет изучено  несколько времен можно смело применять следующие карточки:
1. writes А. Present Perfect-Continuous
2. were sleeping Б. Future Simple
3. had prepared В. Present Simple
4. will begin Г. Past Continuous
5. have been repeating              Д. Past Perfect

 

1. write А. пишу (сейчас)
2. am writing Б. пишу (уже… с…)
3. have been writing В. написал (уже)
4. have written Г. пишу (регулярно)

Для закрепления фраз с глаголами, предлагаю следующее задание: соотнеси глагол с соответствующим словосочетанием.

VI   Learn                  at the lesson

Have                   English

Read                   questions

Write                  with a duster

Clean                  English texts

Ask                     on the blackboard

Работая с такой карточкой можно:

  • Отработать употребление правильных и неправильных глаголов;
  • Употребление множественного числа существительных;
  • Употребление предлогов;
  • Употребление антонимов.

Для успешного изучения образования и употребления вопросительных предложений предлагаю использовать следующую таблицу, составленную мной.

    

Tenses Simple Continuous Perfect PerfectContinuous
 

 

Present

 

Do

Does ___ V1  ?

 

Am

Are _____V ing ?                               

Is

Have

Has  ____ V 3?

 

Have

Has       ___    V ing ?                                  been

 

Past

 

Did _____  V1?    

Was          

Were ____V ing  ?

 

 

Had ______V3?

Had   ____  been    Ving?
 

Future

 

Shall

Will   _____ V1?

 

 

Will

Shall ____beV ing ?

 

 

Will       

Shall __have   V3?

 

Will

Shall ___ have  been  Ving?

Сводная таблица общих вопросов времен действительного залога.  Табл № 2

С моей точки зрения, самое главное, что следует запомнить: в общем вопросе в любом времени вспомогательный глагол ставится перед подлежащим, а смысловой остается без изменения.

Косвенная речь, очень сложная тема в учебниках она изучается с 7 класса, использую схемы, которые с моей точки зрения способствуют усвоению темы. Хотя введение темы начинается с прошедшего времени, считаю, что лучше начинать изучение  со слов автора в настоящем времени, когда происходят незначительные изменения: после этого можно переходить к употреблению предложений со словами автора в прошедшем времени.

  И снова для лучшего усвоения темы косвенная речь, предлагаю следующие схемы.

Порядок слов в предложении в косвенной речи.   Рисунок №2

Обозначения остаются прежними, квадратом обозначаются слова автора. При объяснении прибегаю к родному языку. Из схем четко вырисовывается, что в любом типе предложений после союзов сохраняется прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое и остальные члены предложения.                                                              Какой вид работы выполнять зависит от педагога, темы, цели урока,  и, конечно же, опыта, умения работать с грамматическим материалом.

Итак,  фразы выучены, времена тоже можно переходить к чтению текстов. Можно взять из текста несколько слов и попробовать угадать  содержание текста — это элемент критического мышления.

Можно использовать следующие  задания с учетом возрастных особенностей и особенностей класса.

  • Докончи предложение и переведи;
  • Учитель читает конец предложения, найди начало;
  • Следующие задания учитель тоже выполняет и называет необходимое количество. При проверке учащиеся проверяют, ставя + — если правильный ответ и – если неправильный.
  • Назови неправильные глаголы и их недостающие формы;
  • Найди существительные и назови их единственное или множественное число;
  • Найди неисчисляемые (исчисляемые) существительные;
  • Найди прилагательные и образуй степени сравнения;
  • Найди превосходную или сравнительную степени сравнения прилагательных;
  • Найди слова, образованные при помощи суффиксов;
  • Переведи с русского на английский;
  • Найди предложение с определенным временем (зависит от того какое время глагола изучается);

Ребята любят работать с волшебными кружками, с одной стороны кружок цветной, с другой цифра. Можно использовать при употреблении множественного числа, изучении новой лексики.

Игра бинго тоже очень помогает при изучении материала.

Главное  уметь заинтересовать учащихся.

При обучении грамматике необходимо сочетать и чередовать методы обучения, тем самым не позволяя учащимся потерять интерес к изучению грамматики.

Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как  грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.

Следующее, что нужно учесть – это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем.

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся при изучении грамматики? Можно ли наблюдать радость в их глазах, в выражении лиц, когда тема понята, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? И услышать слова: «Оказывается — это так легко! Спасибо за урок, все было понятно и интересно!»

Я убедилась на своём большом опыте, можно! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. И для того, чтобы учитель мог слышать такие простые и в тоже время многозначные слова, нужно продумывать все этапы урока, стараться  преподносить грамматический материал  в доступной, интересной форме с использованием различных грамматических заданий, а использование схем и таблиц  помогает успешно овладевать грамматикой  английского языка, вовлекает всех учащихся в работу, повышает их интерес к предмету «иностранный язык».

Список используемой литературы

  1. Послание Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана».
  2. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО,2004
(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *