Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Развитие и пропаганда туризма и спортивного ориентирования.

Астафьева Елена Имантаевна
КГУ Средняя общеобразовательная школа №16
г. Экибастуз, Павлодарская область, Казахстан

Цель:

  • сформировать представление о туристско-краеведческой работе на базе
    образовательного учреждения;
  • раскрыть основные формы и методы, используемые при организации
    туристско-краеведческой деятельности;
    Задачи:
  • создать представление о системе туристско-краеведческой
    деятельности на базе образовательного учреждения;
  • ознакомить с нормативно-правовой документацией регламентирующей
    деятельность на территории РК;
  • отработать практические умения и навыки в организации туристских
    мероприятий и спортивного ориентирования.
    Ожидаемые результаты: знания нормативно-правовой базы в
    организации туристско-краеведческой деятельности, распределения
    туристских должностей, навыков в подготовке туристского снаряжения
    к туристскому походу, ориентирования по сторонам горизонта и по
    компасу, определение азимута. Высокие достижения учащихся на
    областной спартакиаде по спортивному ориентированию и туризму.
    План занятия.
  1. Что такое туризм?
  2. Нормативно-правовые источники по туристско-краеведческой
    деятельности.
  3. Основные формы туристско-краеведческой деятельности
    образовательного учреждения.
  4. Организация туристских походов и распределение туристских
    должностей.
  5. Туристское снаряжение в походе.
  6. Спортивное ориентирование на лыжах(зимой), ориентирование бегом.
  7. Туризм и взаимодействие общеобразовательных предметов.
    Вводная часть
  8. Что такое туризм?
    Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала
    19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое
    заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
    Охота к перемене мест возникла ещё со времён Адама и Евы, и
    свойственна не только людям, но и всем живым Существам от вируса до

слона. Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и
природой других народов существовали ещё в древнем мире. Так в 6 в.
до н.э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их
привлекали древняя история, культура, необычная природа,
великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом
считается «отец истории» Геродот.
В настоящее время туризм доступен каждому. Популярность его растёт с
каждым годом. Сегодня путешествует не только молодёжь. На
туристские тропы выходят люди зрелого и даже пожилого возраста.
Очень популярным становится семейный туризм. Широкое развитие в
последнее время получает детский самодеятельный туризм,
представителями которого мы и являемся.
Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и
закалённого человека. Он играет важную роль для физического
развития каждого. В результате занятий этим видом спорта происходит
общее оздоровление организма, снимаются нервные перегрузки,
укрепляются опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы,
сухожилия), сердечно-сосудистая система организма. Здоровью туриста
могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не
боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождём. Туризм закаляет
так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных
навыков, например, навык в правильной ходьбе. Сейчас многие люди
буквально отучились ходить, проводя большую часть времени в
автотранспорте или сидя за компьютером или телевизором. Он обладает
многими другими подчас мелкими и незаметными навыками, которые в
сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие
дрова хороши, а какие не будут гореть. Умеет быстро и в любую погоду
развести огонь, сварить пищу, правильно сориентироваться и не
заблудиться в лесу, быстро починить порвавшуюся одежду или обувь.
В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание
многие знания, приобретённые на уроках географии, биологии,
математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и
остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни
к какому употреблению.
Туризм помогает в выборе будущей профессии.
В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. А
эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку.
Как правило, только усилия группы дают результат. Туризм учит
коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности,
самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм
является прекрасным средством познания красоты природы.
Ряд элементов туризма требует предварительного изучения, познания
теории, а затем умения применять полученные знания в походных
условиях, поэтому наши занятия разделены на теорию и практику.

  1. Основные формы туристско-краеведческой деятельности
    образовательного учреждения
    Учитель всегда находится в поиске тех видов деятельности, которые
    давали бы максимально возможный комплексный эффект в развитии
    ребенка. Основными формами туристско-краеведческой деятельности в
    школе являются туристские прогулки, походы и слеты – соревнования.
    Туристские прогулки заключаются в прохождении группой (классом)
    небольшого маршрута (протяженностью до 4 км) в городском лесопарке
    или пригородном лесном массиве без преодоления естественных
    препятствий. Они распространены в начальной школе. Это форма
    эффективной рекреации и оздоровления.
    Туристские походы – вид образовательно-оздоровительной
    деятельности, способ прохождения маршрута (протяженностью от 4 км).
    Это массовая активная форма туристско-краеведческой деятельности,
    которая позволяет решать познавательные, воспитательные,
    коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи.
    Туристско-краеведческие слеты, соревнования – массовые формы
    деятельности, ставящие своей целью приобщение к туризму и
    краеведению большого количества школьников и учителей, а также
    выявление лучших туристских коллективов школы. Распространенной
    практикой стало участие сборной команды нашей школы в туристских
    слетах-соревнованиях в зачет областной спартакиады школьников.
    Слет проводится в рекриационной природной зоне Баянаульского
    района. В программу слета включены кросс-походы, эстафеты,
    конкурсы полевых газет, конкурс туристской песни (в котором мы
    непременно становимся призерами среди 12 районных и 3 городских
    команд.)
    Древняя мудрость гласит: «Ходить не вредно, вредно не ходить» !
    Оздоровительный эффект пешеходных прогулок переоценить
    невозможно. Основное в путешествии – ходьба. Нет более естественного
    вида двигательной активности, чем этот. Туристские походы устраняют,
    как минимум, два из пяти факторов риска сердечно-сосудистых
    заболеваний: гиподинамию и ожирение.
    Какими же возможностями обладает туризм?
    Во-первых, он позволяет ученику приобрести качества, необходимые
    ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это владение
    новыми (помимо привычных в условиях классно-урочной системы)
    способами  получения знаний о мире и о себе во время туристских
    прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения
    родного края.
    Во-вторых, в туристской деятельности можно обучить
    школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в
    подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со
    сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции
    другого – качества, которые участник туристского похода проявляет
    постоянно.

В-третьих, туризм имеет необходимый потенциал для развития
лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает
у её участников интерес к жизни в коллективе сверстников. А участие в
самоуправлении туристской группы – постоянную необходимость
проявления ответственности.
В-четвертых, включение ученика в систематическую туристско-
краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе
способствует формированию у него готовности к физическому
саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом
направлении учащиеся получают специальные знания по медицине,
гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и
травматизма, оказания первой доврачебной помощи. Туризм –
деятельность, требующая проявления определенных качеств личности
(целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости,
терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования
эмоционально-волевой  регуляции, необходимой для разработки и
реализации планов физического саморазвития. Потребность в
определенных поступках, совершаемых в специально созданных
условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества
личности.
В-пятых, в процессе туристских походов у учащихся формируется
готовность к природоохранной деятельности. Что же способствует
этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников
становятся основой восприятия ребенком значения живой природы для
общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о
негативном и позитивном воздействии общества на природную среду,
необходимые для формирования собственной оценки фактов
взаимодействия человека с его средой обитания.
Таким образом, учитель в туристско-краеведческой деятельности может
решать педагогические проблемы: более прочное усвоение знаний за
счет использования в преподавании краеведческого подхода, раскрытие
интересов и склонностей своих воспитанников в процессе
неформального общения в туристских походах, формирование классного
коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *