Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Развитие музыкальных способностей на уроке музыке в начальных классах

Зарипова Гульмира Турлыбаевна 
Пресновская общеобразовательная школа — гимназия им. И.П. Шухова 
с. Пресновка, Жамбылский район, Северо — Казахстанская область, Казахстан

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует
полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему
существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего
возвышенного. Платон Музыка – могучее средство всестороннего развития
ребенка, формирования ее духовного мира. Она расширяет ее кругозор,
знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает
радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к
окружающему миру. Актуальность данной темы и приоритетность идей
гуманизации в образовании, обращает внимание педагогов на те виды
занятий, содержание которых связано с миром эмоциональных, духовных
ценностей человека. Важное место среди них принадлежит занятиям,
связанным с музыкальным искусством. Музыкальное искусство активно
помогает решать задачи духовного, нравственноэстетического воспитания,
поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии
человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида
искусства, она играет совершенно особую роль в художественно –
эстетическом развитии ребенка. Известно, что школьное детство — период, на
протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет
эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему
содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова,
Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет
неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального
опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих
разнообразные оттенки чувств и переживаний. Ребенок-школьник
приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих
чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением
искусства. Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из
важных задач, стоящих перед педагогами школьных учреждений. Б.М.
Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных
признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-
психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-
вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих,

понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям,
которые уже выработаны у данного человека. Развитие музыкальных
способностей позволяет школьникам успешно проявлять себя в различных
видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей
музыкального языка, что является основой для формирования музыкального
вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы
развития основных музыкальных способностей школьников в различных
видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач
музыкального воспитания в среднем общеобразовательном школьном
учреждении. В определении музыкальных способностей мы придерживаемся
мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности
начинают формироваться в школьном возрасте (1-3 класс), включают в себя
ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый,
звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и
долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и
творческое). Музыкальные способности так же создаются в постоянной
практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности
можно считать следующие: Слушание музыки. Основная задача
воспитательной работы — привлечь внимание детей к музыке, воспитать у
них умение внимательно слушать музыку, вызвать соответствующие чувства.
Прежде всего надо научить детей слушать музыку. Этот навык дети
приобретут, если у них возникнет интерес к музыке и они научатся
внимательно слушать ее. Надо воспитывать у детей умение прослушать
музыкальное произведение или его отрывок до конца, не прерывая
исполнение репликами, движением, активизировать их восприятие, приучать
детей узнавать знакомые произведения. Узнавание же произведения
свидетельствует о наличии у них представлений о музыке. Особую роль при
этом играет повторное слушание. Частое повторение произведений облегчает
детям запоминание, дает возможность полюбить музыку. Детское
исполнительство. Исполнительство — один из видов музыкально-
художественной деятельности, особый вид музыкально-творческой
деятельности. Задачи исполнителя связаны с необходимостью
проникновения, понимания характера художественного образа и его
интерпретации для слушателей. Оно проявляется в пении, музыкально-
ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и
предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и
искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное
отношение к ней. Сочинение музыки. Сочинение музыки, как и детское
исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для

окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его
успешности является не художественная ценность музыкального образа,
созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания,
выразительности самого образа и его воплощения, вариативности,
оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него
необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для
проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное
ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина). В педагогической
практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые
определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей
направленные на развитие музыкальных способностей. Ветлугина Н.А.
описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.
Методы обучения, содействующие развитию музыкальности. 1.
Эмоциональная отзывчивость на музыку-выразительное исполнение
произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных
произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства;
образные характеристики музыкальных произведений. 2. Ладовысотный слух
-упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков,
движения мелодии; ознакомление с графическим изображением
мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений;
пение без сопровождения после настройки в данной тональности. 3.
Музыкально ритмическое чувство-упражнения в исполнении метро-
ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении
различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим
изображением ритма (четверти и восьмые). 4. Музыкально — творческие
способности- упражнения по приобретению навыков самостоятельной
действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном
придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым
действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на
развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального
воспитания детей. Для развития музыкальности используются разнообразные
педагогические методы, которые предполагают убеждение и
систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности. При
развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы,
индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только
развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности
ребенка. Список литературы 1. Андреева, М. Первые шаги в музыку [Текст] /
М. Андреева, Е. Конорова. М. : Музыка, 1979. 2. Белова, Е. С. Соотношение

интеллектуальных и творческих показателей одарённости в школьном
возрасте/Белова Е. С.//Школа здоровья.-2002.- №1.-с.19-27. 3. Ветлугина, Н.
Методика музыкального воспитания [Текст] Н. Ветлугина. — M., 1983. 4.
Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] : в 2-х т. Т. 1 / Б. М. Теплов. — М.
Педагогика, 1985. 5. . Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П.
Музыкальное воспитание .- М, Академия, 2000. 6. Кабалевский, Д. Б.
Воспитание ума и сердца [Текст] : книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. —
М. : Просвещение, 1984. 7. Казакова Т.Г. Детское творчество — мир ярких,
удивительных образов , 1993, № 4.

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *