Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Традиции русской классической литературы-в творчестве Михаила Зощенко

Казахстан, Северо-Казахстанская область
КГУ «Аксеновская средняя школа»
Учитель русского языка и литературы
Баженова Галия Андреевна

Цель:Повторить и обобщить традиции русской литературы в изображении  «маленького человека» Пушкина Гоголя,Достоевского;показать традиции и новаторство в творчестве Михаила Зощенко на примере анализа рассказа «Аристократка»;вызвать интерес к тв-ву Зощенко.

Оборудование:м\мдоска,текстрассказа,портрет

Ход урока:

1)Слово учителя(экспресс-опрос):

Итак,литература непрерывный развивающийся процесс и я хочу,чтобы вы ответили на следующие вопросы:

  1. Что означает термин «маленький человек» в литературе?
  2. Кто первым в русской литературе стал изображать «маленького человека»?
  3. В каких произведениях?
  4. Каким изображён «маленький человек» у Пушкина?У Гоголя?

2)Биография писателя Михаила Зощенко(слайды)

9 августа 1894 году родился в семье художника,после окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета

1915 г-Первая мировая война прервала обучение и Зощенко заканчивает ускоренные военные курсы,отправляется на фронт.Участвовал во многих боях,былранен,награждён 4-мя боевыми орденами.Среди них-высшая награда России-Георгиевский Крест

1915-1919гг- занимал различные военные посты,работал на телеграфе и на Главном почтампе

1920 г-начал заниматься литературой,вступил в литературную группу «Серапионовы братья»

1921 г-выходит первая книга сатирических рассказов «Рассказы Назара Ильича ,господина Синебрюхова»,затем следует целый ряд сборников,посвящённых сатире.

1941 г-работал в сценарной студии «Мосфильма». «Мосфильм» в годы войны был эвакуирован в Алматы ,три года Михаил Зощенко прожил  в этом городе.

1946 г август-творчество Зощенко было подвергнуто резкой критике,закрыты журналы «Звезда» и «Ленинград».Михаил Зощенко и Анна Ахматова были исключены из Союза Писателей

1946-1953гг-занимался переводческой деятельностью

1953 г,июнь-после смерти И.В.Сталина был вновь принят в Союз Писателей

1954 г –на встрече с английскими студентами М.Зощенкоизложил своё отношение к постановлению 1946 года,после чего травля Зощенко началась по второму кругу.

1958 г,22 июля-умер Михаил Зощенко в г.Ленинграде.

3)Художественная манера Зощенко

Слова Зощенко: «В начале моей карьеры в 1921 году  я написал несколько больших рассказов.Мне показалось в дальнейшем,что такая форма большого рассказа менее пригодна для современного читателя..Мне показалось лучше давать форму короткого рассказа ,где 100-150 строчек и никакой болтовни.Я перешёл на маленькие рассказы.Пишукратко,ясно,просто.Может в этом и успех моих рассказов»

Жанр Зощенко:сказ

Сказ- повествование с установкой на устную речь

1.Сказ ведётся от 1-го лица

2.Фразы короткие

3.Использование диалогов

4.Смешение слов разных стилей

5.Язык прост и понятен

4)Чтение и анализ рассказа Михаила Зощенко «Аристократка»

Вопросы для анализа:

1.Какие моменты наиболее смешны для вас?

2.Кто такие аристократы? А в представлении Григория Ивановича-рассказчика?

3.Какие слова, выражения и поступки выдают невежество,грубость и ограниченность героя?

а)Манера(вытер рот рукавом,как щука тащусь),поступки(ухаживание,беседы,билеты,театр,места)

б)Найдите соседство слов ,принадлежащих разным стилям

(мур-мур,фря, цоп и жрёт,ни хрена не вижу,и докушал сволочь)-грубо-просторечные(разг .стиль)

(идеология,антракт,индифферентно,эксперты,опера)-научные и худ лит-ры

в)Найдите неправильное несочетаемое построение фраз,но именно этим достигается комический эффект (голова закрутилась,она села на мой билет,а я на Васькин,села в театр,ходит в антракте,смотрю рукой ,ложи взад,конфузитсядокушивать)

г)Фразеологические обороты(кот наплакал,с гулькин нос,вожжа под хвост,ваньку валяет)

 

5)Вывод

1.Как вы думаете Зощенко сочуствует своему герою или смеётся над ним? Почему?

2.Каковы герои Зощенко? Кто по профессии?(они бескультурны,не читают книг,необразованны,но с высокой самооценкой),(конторщик,слесарь,управдом)

3.Чем же отличаются и чем схожи герои Пушкина ,Гоголя и Зощенко в изображении «маленького человека»?

Сходство: низкого сословия,ведут однообразный образ жизни,небогаты

Различие:не сознают своего ничтожества,измельчены,

4.Какова эволюция образа   «маленького человека» у Зощенко?

Как решена эта проблема у Зощенко?

(Зощенко вывел тип героя,характерного для эпохи 20-30 –х гг,периода НЭПа и сатирически высмеял измельчание человека вообще)

6)Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Другие берега» Владимира Набокова (урок-исследование по литературе русского зарубежья)

Цель: Познакомить с литературой русского зарубежья как с особым пластом уникальной русской культуры

Дать представление о личности и  творчестве Владимира Набокова

Вызвать интерес к изучению литературы русского зарубежья

Оборудование: м\м доска,портрет писателя

Ход урока:

1.Слово учителя

Наш урок посвящён литературе русского зарубежья.Почему же возник этот термин?

За последние 100 лет история России насчитывает три волны эмиграции,все они связаны с историей России.Но вначале мы познакомимся с термином «эмиграция»

Вот как его интерпретирует в школьной энциклопедии:

Эмиграция-(от лат.  «переселяться,выселяться»)-переселение в чужую страну и жизнь в ней после переселения

Эмигрант-уроженец другой страны,проживающий в данной стране в качестве её гражданина

Первая волна русской эмиграции(именно она нас сегодня интересует) была связана с революцией и гражданской войной

2.Первая волна русской эмиграции  (1 ученик)

3.Слово учителя

География эмиграции была очень разнообразной Финляндия,Литва,Франция,Чехословакия,Германия,Шанхай,Харбин,Америка.В Америку русские писатели стали уезжать,когда фашисты оккупировали Европу.Эмиграция для взрослого человека противоестественна,это всегда травма.Психологи считают,что человек ,переехавший в чужую страну с другими корнями и языковыми традициями меняется на 80% как личность.Однако много людей,а особенно молодёжь мечтает жить за границей.

4.Мы провели небольшое расследование:

-С какими трудностями сталкиваются простые люди,приехав в чужую страну?

-Что чувствует первое время человек,приехавший навсегда в другую страну?

-Что самое сложное для вас за границей?

5.Биография Владимира Набокова (2 ученик)

  1. Слово учителя

В нашем учебнике Набоков назван самым знаменитым на Западе русским писателем,в английских школах и университетах Набокова называют известным английским писателем.Почему?

  1. «Другие берега» Набокова (3 ученик)

Творчество и выдержки из романа

8.Итоговый вопрос урока-исследования:

А)В чём заслуга русской лит.эмиграции для русской культуры?

Б)Почему у Набокова «Другие берега»,но не «Чужие берега»?

В)Что нужно ,чтобы с лёгкостью ассимилироваться в другую культуру?

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *