Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Железы внутренней секреции

Казахстан, Карагандинская область,  г. Сарань
КГУ ОШ №16
Учитель биологии
Першина Елена Дмитриевна

Тема: Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин, их функции. Гипофиз. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны.

Демонстрации.

Женские портреты Рубенса с увеличенной щитовидной железой у их героинь вследствие недостатка йода в местности, где они жили.Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

Цель: формирование знаний о железах внутренней секреции и роли гормонов в обменных  процессах организма человека.

Задачи:—  познакомить учащихся со строением эндокринной системы, раскрыть понятие гуморальная регуляция;

— используя задания на функциональную грамотность, рассмотреть влияние гормонов ЖВС на конкретных примерах,  выяснить причины их гипер- и гипофункций.

-познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

— развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

—  воспитывать чувство ответственности  за сохранение своего здоровья и важности  гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека.

 Оборудование: Электронная презентация «Железы внутренней секреции»; карточки- задания, материал для моделирования ; карандаши, фломастеры, цветная бумага, стикеры. Видеофрагмет М.А. Булгакова « Собачье сердце». Картины Рубенса.

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в

нормальной жизнедеятельности организма.

Личная значимость изучаемого материала для учащихся: при нарушении  работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Методы  обучения:    проблемный, частично-поисковый, дифференцированный
Формы организации учебной деятельности:  устные ответы с места, групповая работа,

самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Приёмы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы,

помощь учащимся в решении спорных вопросов, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: применять знания в новой ситуации, используя задания на функциональную грамотность.
Тип урока. Изучение новой темы.

Методическое решение: самостоятельная работа, лекция – беседа,  работа с таблицами рисункам, создание моделей ЖВС из бумаги и  пластилина, задания на развитие функциональной грамотности.

                                   Ход урока.

1.Оргмомент. (Отметить отсутствующих в классе , позитивный настрой на урок.)

— Улыбнитесь  друг другу и поприветствуйте аплодисментами.

  1. Актуализация знаний. -Сегодня на уроке , ребята, вы работаете в группах. После каждого выполненного задания заполняете лист оценивания.
  2. Изучение новой темы.

  Беседа-Что такое орган?

-Что такое система органов?

— Какие системы органов вы знаете?

Слайд №1

Учитель демонстрирует  картинку басни Крылова « Лебедь, рак и щука»

— Так  ли работают все наши  внутренние органы, как  на картинке  Крылова?

( Ответы учащихся)

Слайд №2   Видеофрагмент спортивной игры.

Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучастия особых веществ. Как вы думаете , каких веществ?

 Ученики:        Гормонов.

— Как вы думаете, как будет называться  тема  нашего урока?

Ученики : Эндокринная система

-Что такое эндокринная система?   Какими органами она представлена?

Ученики : Все железы внутренней секреции образуют эндокринную систему.

Слайд №2  Озвучивается тема урока.  Учащиеся записывают  тему урока в тетрадь.

Учитель. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Человек может жить с одним лёгким, с одной почкой, часть печени. Не совсем комфортно, конечно, но он умрёт, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники.

Гормоны — сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.

Гормоны вырабатываются  в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина — в 1000 раз меньше (15 г. его хватило бы с избытком для всех людей земного шара! 

— Какими свойствами обладают гормоны?    Работа с учебником стр.33 . 2 абзац.

 Ученики : ( Примерные ответы)

  1. Биологически активные вещества.

1.Действуют в ничтожно малых количествах.

2.Распространяются очень медленно.

  1. Они должны поступать в кровь и лимфу постоянно.

4.Гормоны  воздействуют строго на определенные клетки, ткани и органы.

Учитель: Изучите таблицу «Классификация ЖВС» и наклейте в тетрадь

Слайд №3,4          Классификация ЖВС

Железы

внутренней    секреции

Гормоны выделяют в кровь.

Железы

внешней секреции

Секрет выделяют  во внешнюю среду

Железы

Смешанной секреции

Секрет выделяют в полость                     или во внешнюю среду

Слезные железы

Слюнные железы

Пищеварительные

железы

Потовые железы

Сальные железы

Молочные железы.

 

Гипофиз

Гипоталамус

Эпифиз

Щитовидная железа

Паращитовидная железа

Вилочковая железа –тимус

Поджелудочная железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

 

Половые железы

(яичники, семенники)

 

 

   -Сейчас вы продолжаете работу в  группах.

Учащиеся получают задания .

Задание  №1 (3 мин)

1 группа —  На интерактивной доске смоделируйте расположение желез внутренней секреции.

2 группа —   Слепите из пластилина и расположите  на листе бумаги- железы смешанной секреции.

3 группа — Выполните аппликацию на – железы внешней секреции.

 Спикеры  групп защищают выполненные постеры..

Слайд №5.

Учитель сосредотачивает внимание детей  на  картины Рубенса, на  картины карликов и великанов.

— Какие изменения вы наблюдаете у людей?

( Обсуждение)

-Как функционируют железы внутренней секреции, и каким они подвержены заболеваниям? ( Ответы учащихся)

-Сегодня мы познакомимся со строением и функциями ЖВС -гипофизом и надпочечниками.

Гипофиз — одна из центральных желез внутренней секреции, расположена под основанием головного мозга над средним мозгом в костной выемке –турецком седле и имеет массу 0,5-0,7 .

Надпочечники — парные железы, расположенные у верхнего края почек. Их масса — около 12 г каждая, вместе с почками они покрыты жировой капсулой. В них различают корковое, более светлое вещество, и мозговое, темное.

Слайд №6                       Гипер — и гипофункция желез.

Все учащиеся заполняют таблицу .

 

Железы Гормоны Воздействие на организм
 Норма гиперфункция гипофункция
         

 

Задание №2 (5 мин ) Работа в группах.

Задание 1 группе 1.Какие гормоны вырабатываются гипофизом — передней долей?

Задание 2 группе 1. Какие гормоны вырабатываются гипофизом — задней долей?

Задание 3 группе. 1.Какие гормоны вырабатываются  надпочечниками?

Спикеры групп защищают постеры. 

Слайд №7

Учитель: — Почему гипофиз считают « дирижёром оркестра гормонов»?

Ученики:— Между железами внутренней секреции, как правило, нет прямых анатомических связей, но существует тесная взаимозависимость их функций. Их работу можно сравнить с игрой хорошего оркестра – каждая железа уверенно и тонко ведет свою партию, а в роли дирижера выступает главная железа внутренней секреции – гипофиз. То есть  гормоны различных желез воздействуют на работу определенного органа и  на оборот, гормон одной железы воздействует на работу других.

Слайд №8

Учитель: — На эндокринный аппарат воздействует нервная система, а на работу нервной системы- гормоны желез внутренней секреции, таким образом обеспечивается постоянство внутренней среды организма-гомеостаз. 

 Закрепление материала 

 Слайд№7            Задания на функциональную грамотность.

Ученическая лаборатория.

Задание 1 группе.

  1. 1. Соберите картину.( Лото- Н. Валуев)

 – Кто на ней изображен!

-Что произошло со спортсменом? Выскажите свою точку зрения о причине данного заболевания.

-Существует ли связь между данным заболеванием и желанием  спортсмена  быть боксером.

-Докажите свою точку зрения: Какой метод поможет фармацевтическим заводам спрогнозиртоваь план выпуска гормона  саматотропина на годы вперед?

Задание 2 группе.

Один из самых маленьких людей на Земле Йозеф Борулавский – «граф», родившейся в 1739 году в Польше. При рождении его рост был 20см, в возрасте одного года – 35 см, в 25 лет – 89 см. В день своего 30- летия его рост был равен 1 м. Прожил он 98 лет.

-Каким заболеванием страдал Йозеф Борулавский?

-Выскажите свою точку зрения о причине данного заболевания.

-Существует ли связь между данным заболеванием и экологической обстановкой в Польше в 1739 году? Приведите обоснования

Задание 3 группе.

Вы – учёный-физиолог, изучаете деятельность желёз внутренней секреции. После удаления одной из желёз у подопытных мышей стали наблюдаться следующие физиологические растройства:

а) снижение температуры тела, вялость, сонливость;

б) задержка роста;

в) мочеизнурение (значительное увеличение количество образующейся мочи).

Определите:

-Какая железа внутренней секреции была удалена у подопытных животных?

-Недостатком каких гормонов в организме будут вызваны эти расстройства?

-Какие ещё нарушения жизненно важных функций могут возникнуть?

Задание № 4    Отрывок из произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце» или

Слайд № 8  Нарезка из фильма М.А. Булгаков «Собачье сердце»

«…23-го декабря. В 81/2 часов вечера произведена первая в Европе операция по профессору Преображенскому:  под хлороформенным наркозом удалены яички Шарика и вместо них пересажены мужские яички с придатками и семенными канатиками, взятыми от скончавшегося за 4 часа 4 минуты до операции мужчины 28 лет и сохранявшимися в стерилизованной физиологической жидкости по профессору Преображенскому.

Показание к операции: постановка опыта Преображенского с комбинированной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем – о его влиянии на омоложение организма у людей.

Оперировал профессор Ф.Ф. Преображенский….»

«…изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза – мозгового придатка – разъяснена! Он определяет человеческий облик! Его гормоны можно назвать важнейшими в организме – гормонами облика! Новая область открывается в науке: без всякой реторты Фауста создан гомункул! Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу! Из шкафа, с третьей стеклянной полки Филипп Филиппович вынул узкую банку и стал, нахмурившись, рассматривать ее на свет огней. В прозрачной и тяжелой жидкости плавал, не падая на дно, малый беленький комочек, извлеченный из недр шариковского мозга. Пожимая плечами, кривя губы и хмыкая, Филипп Филиппович пожирал его глазами, как будто в белом нетонущем комке хотел разглядеть причину удивительных событий, перевернувших вверх дном жизнь в пречистенской квартире…»

Задание.

— Какую железы внутренней секреции хотел  изучить профессор  Ф. Ф. Преображенский?

-Какая эндокринная железа координирует работу остальных желез? Какие гормоны она выделяет?

— Возможна ли такая операция в настоящее время?

 Согласны ли вы с утверждением?  Игра « Да \Нет»

1.Бронзовая болезнь характерна для заболевания гипофиза.

2.Адреналин вырабатывается в щитовидной железе.

3.Гормоны  гипофиза регулируют работу надпочечников..

4.Гипофизом вырабатывается инсулин.

  1. Акромегалия — заболевание , связано с функцией гипофиза.
  2. Регуляция ЖВС осуществляется нервной и эндокринной системой.
  3. Норадреналин – выделяется половыми железами.
  4. Слюнные железы относятся к железам внутренней секреции.

9.Поджелудочная железа это железа смешанной секреции.

Заключение.

Учитель:— Итак,  мы подведем итог урока.

-Что нового вы узнали  сегодня на уроке?

Учащиеся. Мы познакомились с особенностями желез, выяснили отличия желез внутренней, внешней и смешанной секреции. Разобрались с основными особенностями гормонов. И познакомились с особенностями строения и функциями   гипофиза и надпочечников.

Оцените работу в группе.

Рефлексия учащиеся  заканчивают предложения.

Слайд  №9

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— было трудно…

— я выполнял задания…

— я понял, что…

Домашнее задание.

Изучить параграф 8 и заполнить таблицу  в тетради .

Подготовить интересный материал по теме.

Творческая работа. (  Создать синквейн , аппликацию , рисунки ЖВС.)

Ссылка на материал:

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *