Рефлексия — обязательный этап урока
Тайториева Бейсекуль Кенжегораевна,
КГУОШ №66 г. Алматы
В наш современный век по обновлённой программе приоритетной целью
современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к
самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у
учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как
источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к
успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое
его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием
создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, рефлексия является обязательным этапом урока. Особый
упор делается на рефлексию деятельности учащегося, предлагается проводить
этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а
главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если учащийся понимает ради чего и зачем он изучает данную тему,
пригодится ли ему эта тема и как он может использовать в жизни в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в
общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и
работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного
интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без
рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на
отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые
потребуются ему в жизни: самостоятельность, предприимчивость,
конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя,
осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет
меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик сам осознаёт, что может предпринять действие
здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не
отчаиваться, а оценить ситуацию и, исходя из новых условий, ставить перед
собой новые цели и задачи и успешно решать их.
Конкурентоспособность. Учащийся должен уметь делать что-то лучше
других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы отлично понимаем и знаем, что любой человек с радостью делает то, что у
него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления
трудностей, барьеров. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до
первых успехов значительно короче и удачнее.
Учителя, которые ещё не прошедшие курс обновлённой программы и молодые
учителя только начавшие свой профессиональный путь, часто не придают
значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю
контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось
на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему
стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия
помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить
логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои
успехи с успехами других учеников.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
Термин «рефлексия», как и сама педагогика, появился первоначально в
философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в
психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на
основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В
общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять
структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает
формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится
основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная
проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто
я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности
и её результатов. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся
и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс,
ориентированный на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная различные виды этого
этапа, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая
рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и
описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Письменная
рефлексия применяется на завершающем этапе изучения целого раздела
учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная,
индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно
опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над
собой.
Выделяют разные виды рефлексии:
языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи),
личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),
интеллектуальную (формирование представлений человека о его
интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной
сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают
ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид
связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций.
Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым.
Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре
сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал); - духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как
индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь
письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может: - выступать формой теоретической деятельности, способом мышления,
раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной
деятельности (интеллектуальная рефлексия); - отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
- быть средством самопознания.
Следует также различать следующие виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно
нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка,
пятнышка (в течение 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику
цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,
восторженное настроение,
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность;
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления
уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного
предложения:
Мне было легче всего …
Мне лучше всего запомнилось…
Я столкнулся с проблемой …
Мне было трудно выполнить …
Я на уроке понял, что …,
Прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с
использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения
целей высказывания
Я не знал… — Теперь я знаю…;
Прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием
пятистишия «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой
проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание
изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ученика понимать,
какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо
работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с
более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия»
– и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения»,
«Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они
зависят от её содержания, позволяет научить ученика планировать свою
дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится
залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот
вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце
урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока,
используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения
поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде
графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных
учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка»,
«Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо
самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как
работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
было интересно …,
было сложно …,
я смог …,
меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-
минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо
ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая
поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I. Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
- Я понял цели урока
А) да; б) нет; в) частично. - Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ. - В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А) да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно: - Вы волновались. Почему?
- Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
- Плохое самочувствие.
- Не понял объяснений учителя.
- Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на
уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Концепция обновлённой программы развивающего обучения предполагает
научить учащегося работать в разных направлениях: индивидуально, в группах,
коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе,
анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно
оценить по следующему алгоритму:
- Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
- Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
- Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
- Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
установить затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей
деятельности, определять новые подходы в организации эффективного
взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в
активную деятельность.