Творческие задания на уроках литературы
Сафиуллина Елена Михайловна
Учитель русского языка и литературы
КГУ ОШ №6
г.Сарань, Карагандинская область
В условиях гуманизации и гуманитаризации образования изучение литературы в школе занимает
особое место, несет нравственные и эстетические ценности, готовит школьников к жизни, так как
помогает выработать субьективную позицию, учит думать. Лишь тот человек может успешно жить
и действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы
стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять
самостоятельное решение .Поэтому одной из социально значимых задач современной школы
является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания .Психологи считают, что
развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. В противном случае оно может
угаснуть. Следовательно , нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления
школьников с учетом возрастных индивидуальных особенностей. В школе необходимо учить
творчеству, т.е. « выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить
решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника,
научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и
самоактуализацию.
В. Распутин так определил высочайшую значимость труда учителя: « В руках учителя литературы
самое богатое наследие мира ,самое влиятельное учение о добре…Это могучая ограда от зла,
если ее правильно выстроить». Развитие личности в школе идет на учебном занятии, потому
задача педагога состоит в том , чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды
деятельности .Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации
учебно-познавательной деятельности учащихся. Художественное произведение-это сгусток
душевной жизни, настроений, запросов, мыслей, поэтому система творческих работ-явление
гибкое и многогранное.
Для учащихся 5-6 классов предлагаю следующие виды творческих работ:
1.Конкурс иллюстраций.
- « Проба пера»: сочиняем былину, балладу, оду ,юмористический рассказ, продолжение главы,
письмо литературному герою, считалки ,эссе, пьесу.
В пятом классе на уроке литературы по теме « Былины» предлагаю написать собственную былину
« Не перевелись еще певцы – сказители», сочинение –описание богатыря с использованием
постоянных эпитетов, используя пословицы, сформулировать идею былины.
3.Составление киносценария.
4.Отзыв о прочитанной книге.
5.Портрет литературного героя.
6.Рассказ об интересном событии. - Пересказ от лица героя.
- Инсценирование.
К примеру , после изучения рассказа В. Распутина « Уроки французского» домысливаем его
продолжение , отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя « зерно» доброты и бескорыстия
Лидия Михайловна.
Творческие задания для учащихся 7-8 классов: « Перевоплощение».
Поставьте себя на место героев рассказов « Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
и найдите собственный выход из ситуаций , в которых оказались персонажи.
Чтобы урок литературы был увлекательным и то же время более эффективным , на разных этапах
работы можно использовать интеллектуальные игры-викторины . шарады, . ребусы , кроссворды.
Я включаю кроссворды в уроки . когда пятиклассники впервые знакомятся с литературоведческой
терминологией , изучая сказки.
Кроссворд по теме « Сказки»:
По горизонтали:
1.Какие сказки обычно начинаются с присказки?
- К какому виду вы отнесете сказку , имеющую такое начало: «Как-то раз удалось лисичке –
сестричке рыбы добыть. Сидит она и эту рыбу ест. Приходит волк:
- Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
-Я ем свой , а ты подальше стой.»
7.Кто создает фольклорные произведения?
9.Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие описывается
несколько раз ?
12.Как называется художественное , образное определение , например: « добрый молодец»,
«золотые волосы»?
По вертикали:
- Как называется прием изображения неживой природы и животных как людей?
- Часть сказки , не связанная с повествованием.
- Завершение сказки.
6.Как одним словом можно назвать произведения устного народного творчества ? - « Он спит , всю ночь храпит». Что отличает эту строчку от других в прозаических сказках?
- Человек . ведущий повествование в сказке.
- Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.
Ответы. По горизонтали:1.Волшебник.3. Животные.7. Нард.9. Повтор.12. Эпитет. По вертикали:2.
Олицетворение.4.Приисказка.5. Концовка.6. Фольклор.8. Рифма.10. Рассказчик.11.Зачин.
При изучении романа И. С. Тургенева предлагаются на выбор творческие задания:
1.Описать один-два дня из жизни Базарова от лица главного героя.
Творчество Ф. М. Достоевского неразрывно связано с Петербургом. Чтобы понять роман «
Преступление и наказание» , надо понять и увидеть город , в котором происходит действие. Это
произведение заставляет задуматься о том , что такое добро и зло, красота и преступление.
Учащимся предлагаются следующие задания:
1.Составить киносценарий для экранизации отдельных страниц романа.
2.Провести заочную экскурсию по городу.
Написать историю жизни одного из героев , рассказать . как он попал в ночлежку Костылева ,
предлагается при изучении пьесы М. Горького « На дне».
Согласимся с русским классиком Л. Н. Толстым, который считал : « Если ученик в школе не
научился творить , то в жизни он будет только подражать».
Найти интересные формы работы, показать в хорошо знакомом что-то новое , учитывая при этом
личность того ,кого мы учим ,- вот трудная , но вполне выполнимая задача каждого
преподавателя. На уроках литературного творчества , по словам Ш. А. Амонашвили , учитель,
чтобы воспитать в детях смелость ума , вселить в них радость сотворчества, должен создать «
такие условия , чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли , дать возможность
почувствовать себя в нем властелином». Эти слова актуальны и сейчас.