Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Сырлыбаева Ардак Ашимкановна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Основная средняя школа Тонкерис»
а. Ашим, Алакольский район, Алматинская область, Казахстан
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить
современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин
сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю,
что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых
технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и
для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед учителем — словесником при применении информационных
технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников.
Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю
русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные
умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами
литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих
терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
- работа с ресурсами Интернет,
- создание электронного учебника в СДО.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический
комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую
энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты,
презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить
схемой:
Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от
учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения
компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает
несколько задач:
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
увеличивает объем использования наглядности на уроке;
экономит время учителя при подготовке к уроку.
В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который
позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их
деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой
деятельности может служить проект по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина,
И.С.Тургенева, проект «Авторская песня», созданные учащимися. Очень интересные и
самостоятельные работы представили мои ученицы на городской научно-практической
конференции на тему « Заголовки русских и английских газет», « Лексикология
английских сказок», «А.С.Пушкин и английский язык»
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она
приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт
своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она
используется для
оформления результатов групповой работы
выпуска газеты, информационного листка
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет
создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей,
рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает
тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им
легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить
дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые
можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к
целому ряду положительных результатов:
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации
по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по
литературе;
повышает качество обучения;
усиливает интерес к изучению предмета;
рационально распределять время урока;
доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции
(иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы
и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология
объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости
сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм
урока: мультимедийной школьной лекции, урока — наблюдения, урока — семинара, урока –
практикума, урока — виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна
на природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.