Солнечная система
Есентаева Арайлым Тыныбековна
учитель математики и физики
КГУ «Общеобразовательная школа №2»
г. Аксай, Бурлинский район, Казахстан
Тема урока Солнечная система
Цели обучения,
которые достигаются
на данном уроке
7.7.1.2
систематизировать объекты Солнечной системы
Цели урока Учащиеся
-делят планеты на две группы по характерным
признакам
-дают характеристику газовым гигантам и планетам
земной группы
-объясняют разницу температур на поверхности
различных планет и наличие атмосферы на них,
оценивают возможность для существования жизни на них
Критерии
оценивания
-перечисляют все 8 планет
- различают планеты земной группы от планет гигантов;
- объясняют причину изменения температуры на
поверхности планет, дают основные характеристики,
умеют оценивать большие размеры и расстояния.
Языковые цели Использование лексики и терминологии, свойственной
изучаемой теме на трех языках:
Солнечная система, планета, Марс, Венера, Уран и т .д.,
планеты гиганты, планеты земной группы,Solar system
Mercury, Venus, Earth, Mars, Jupiter, Saturn, Uranus
Neptune, Pluto, Kiшiшолпан, Шолпан, Жер,
Қызылжұлдыз, Есекқырған, Қоңырқай
Привитие ценностей Привитие нравственности и бережливости, личной
ответственности за сохранение неповторимой и
уникальной биосистемы на планете Земля, твердо верить
в справедливость фундаментальных законов природы,
содействовать формированию мировоззренческой идеи
познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Межпредметные
связи
Математика, география, природоведение, история, химия
Предварительные
знания
Из курса естествознания 5 класс: Солнечная система,
названия планет, Физика 7 класс «Физика-наука о
природе»
Ход урока
Запланиро
ванные
этапы
урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
3 мин 1 .Оргмомент : приветствие учащихся ,отметка
отсутствующих на уроке
Предложение и рассмотрение с учащимися темы,
учебных целей и критериев успеха урока
Презентация
Слайды 1-6
Середина
урока
5 мин
II. Проверка пройденного материала.
Класс разбивается на 4 группы(G) –выбирают
геометрические фигуры(круг, треугольник ,ромб
,квадрат)
1 задание .
Учащиеся отвечают на вопросы .давая
односложные ответы.Используется метод
«Данетка»,оценивание проводится устной
похвалой.
1.Геоцентрическая система- в центре системы
планет находится Луна (нет)
2.Гелиоцетрическая система –в центре системы
планет находится Солнце(да)
3.Геоцентрическую систему впервые предложил
Птолемей (да)
4.Гелиоцентрическую систему предложил
Галилей(нет)
5.По словам Коперника все планеты движутся
вокруг Солнца не по окружности, а по эллипсу
(да)?
6.Земля имеет форму шара,а не сплюснутой
10-15
минут
сферы?(нет)
III. Сообщение темы и постановка задач.
Демонстрация учебных видеофильмов
«Космическое путешествие», »Планеты Солнечной
системы»
2 задание группам в процессе просмотра .
Обратить внимание на характерные особенности
планет и выделить их .
Применяется метод «мозговой штурм»
1 группа
-расположить по группам все планенты(земная
группа и планеты-гиганты)
Дескриптор
-скомпоновать планеты в группы по
фарактерным признакам
2 группа
-расположить по порядку планеты по мере
удаленности от Солнца
Дескриптор
-изобразить на рисунке планеты в порядке
удаленности от Солнца
3 группа
-находят различия между планетами
Дескриптор
-указать различия по составу атмосферы
-указать различия по размеру планет
- указать различия по плотности и составу планет
4 группа
-находят общие характеристики между планетами
Дескриптор
-указывает схожесть по размерам планет
-указывает схожесть по составу атмосферы
-указывает схожесть по плотности и составу
планет
http://www.winst
ein.org/publ/vidy
_galaktik_kratko/
1-1-0-910
http://steshka.ru/p
rezentaciya-dlya-
detej-planety-
solnechnoj-
sistemy
Выполнить самооценку ответов методом «две
звезды два пожелания»
Планеты Земной группы
Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их объединяет
общее- это твердая поверхность и наличие
газовой атмосферы(кроме Меркурия)
Планеты – гиганты:
К планетам – гигантам относятся Юпитер, Сатурн,
Уран и Нептун. Самая громадная из них – Юпитер.
Чтобы представить и сравнить размеры с Землёй
можно взять яблоко – это Юпитер и горошину – это
Земля. Это есть разница в размерах. Высадиться на
планеты – гиганты невозможно: у них нет твёрдой
поверхности. Любая из этих планет – гигантский
океан, окружённый толстой, плотной атмосферой.
После просмотра фильма учащимся в группах
предлагается задания(G)
3 задание.
Найдите общее и отличия между двумя группами
планет. Каждая группа выбирает по две планеты
из разных и сравнивает их .Использовать метод
«диаграмма Венна»
Критерии:
-удаленность от Солнца
-размеры планет
-состав атмосферы
-из чего состоят планеты
Провести взаимооценивание ответов по методу
(f) «Две звезды-одно пожелание»
3-4
минуты
3- минуты
4 задание
(W) Учитель произносит название планеты на
одном из языков (английском, казахском и
русском) перебрасывая мешочек одному
ученику. Поймав мешочек ученик произносит
название этой планеты на другом языке и
передает его другому.
Повторы не рекомендуются .
Используется метод «Лови вопрос»
Оценивание производится методом «жесты
руками»
Русский
язык
Казахский
язык
Английский язык
Меркурий Kiшiшолп
ан Mercury
Венера Шолпан Venus
Земля Жер Earth
Марс Қызылжұ
лдыз Mars
Юпитер Есекқырға
н Jupiter
Сатурн Қоңырқай Saturn
Уран Уран Uranus
Нептун Нептун Neptune
Плутон Плутон Pluto
Гимнастика для глаз
Разминка «Пальчиковая гимнастика»
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
2-3
минуты
Планеты будем мы считать
К Солнцу ближе всех Меркурий(загибаем пальцы
на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля-наш дом родной
Шар любимый, голубой,
Мимо Марса пролетаю
И Юпитер наблюдаю,
Вот Сатурн и Уран показали кольца нам
Вот Нептун, а вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши (хлопаем в ладоши)
Полетали от души (пальцы сжаты, большой палец
вверх)
7 мин Закрепление урока. Учащиеся получают
разноуровневые задания работают в парах.
(P)Задание 1 (А) Найдите соответсвие
Дескриптор Обучающийся — находит
соответствие;знает распорядок планет, знает
названия всех планет
Задание 2(В)Заполните таблицу
Заполните таблицую. Какие планеты относятся к
планетам гигантам какие планеты солнечной
системы не имеют спутников У каких планет в
солнечной системе нет атмосферы? Какие планеты
относятся к планетам земной группы
Дескриптор:
- различает планеты земной группы от планет
гигантов; - определяет планеты со спутниками.
-определяет планеты без спутников
Какие планеты
относятся к планетам
гигантам
Какие планеты
солнечной системы
не имеют спутников
Укаких планет
Солнечной системы
нет атмосферы
Какие планеты
относятся к планетам
земной группы
Задание 3(С) Работа в парах(G)
Укажи планеты которые находятся рядом друг с
другом
Дескриптор:
-различает планеты
-знает расположение планет друг за другом
Впросы задаются в указанном порядке
- Какие планеты соседи Венеры?
2.Назовите соседей Сатурна?
3.Какие планеты соседы Земли?
4.Какие соседи у планеты Нептун?
Оценивание ,каждая пара оценивает себя с
помощью смайликов.
1-все понятно, затруднений не было
2- были затруднения, но я справился
3-не могу справиться, есть вопросы
Конец
урока
5 мин
Рефлексия
К концу урока ученики смогут:
• Закончи предложения:
• я могу обобщить ……………………………
• я могу
систематизировать………………………
• я умею оценивать……………………………
• я могу сравнить, проанализировать,
сопоставить. ……………………..
• я могу объяснять связь между……………
• я могу классифицировать……………………
-я могу использовать термины на…………языке
V.Домашнее задание. ⸹40,индивидуальные
задания.
(I)Учащимся собрать сведения о запущенных
спутниках с космодрома Байконур за последние
15 лет(воспользоваться интернет
ресурсом),подготовить краткие сообщения на
тему «Вклад Казахстана в изучение и освоение
Космоса»
Дифференциация –
каким образом Вы
планируете оказать
больше поддержки?
Какие задачи Вы
планируете поставить
перед более способными
учащимися?
Объясняет особенности
выполнения домашней
работы.
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
Задания уровня АВС.
Поддержка –работа в
парах, взаимопроверка
Работа в группах
Учащиеся сравнивают и
оценивают планеты двух
групп при выполнении
заданий.
Более способные учащиеся
объединить со слабыми
работа над проектом
Пальчиковая
гимнастика
Гимнастика для глаз
после просмотра
видеоматериала
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения
реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные
этапы урока?
Какие отступления были от плана
урока и почему?
Используйте данный раздел для
размышлений об уроке. Ответьте на
самые важные вопросы о Вашем уроке из
левой колонки.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так
и об обучении)?
1: Работа с презентацией
2:Закрепление материала
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о
преподавании, так и об обучении)?
1: более четкие временные рамки
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях
отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих
уроках?
Учащиеся хорошо работают в парах. На следующих уроках буду распределять
задания по парам