Конкурс чтецов и инсценированного чтения сказки среди учащихся начальных классов, посвящённый творчеству детского писателя К.И.Чуковского
Кривцова Татьяна Генадеевна
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа с дошкольным мини–центром им. Д. Конаева»
с. Коктал, Панфиловский район, Алматинская область, Казахстан
Конкурс проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с
целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова через изобразительную
деятельность.
1.2 Активизация к интереса к творчеству К. И. Чуковского.
Предоставление возможности для творческой самореализации дошкольников.
Развитие исполнительского мастерства.
Выявление талантливых исполнителей.
Вызвать радостно-эмоциональный настрой у детей и взрослых.
Предварительная работа:
Чтение произведений.
Рассматривание иллюстраций.
. Задачи конкурса:
- создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;
- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;
- развитие у детей художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;
- выявлять лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения;
КОНКУРС «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
Ход мероприятия:
Звучит музыкальное сопровождение. Дети заходят и рассаживаются на стулья.
Презентация. (слайды)
Биография.
Корней Иванович Чуковский
(1882 – 1969)
писатель, поэт, переводчик.
(настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков)
В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино,
среди берез и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не
только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.
Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду,
зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или в цветнике
перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за широким столом
и писал. Поработав несколько часов, он оправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот
восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами,
которых встречал во время прогулки.
Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником
из сказки – громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про
запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, громкий смех, на который
нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор
дети с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
— Кто догадался, о каком великом детском писателе идет речь? (О Корнее Ивановиче Чуковском)
Дом-музей Чуковского в Переделкине настолько живой, что создается ощущение, что вот-вот навстречу
выйдет сам хозяин.
Дети всегда были самыми желанными гостями в доме Чуковского. Он собирал ребятишек со всего
Переделкина — читал им свои произведения, играл с ними, вел разговоры.
На территории музея сохранена костровая площадка, и традиционно осенью и весной здесь проходят
«Костры», как это было во времена писателя.
Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в С.-Петербурге.
Детским поэтом и сказочником он стал совершенно случайно.
Вот как это вышло.
Заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку.
Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва
проснувшись, он тот час потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
К.И.Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19.03) 1882 года. Ему было 3 года, когда он остался
жить только с матерью. Свое детство провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили
по причине «низкого» происхождения, так как мать работала прачкой. Семье очень тяжело жилось на
маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал
экзамены, получив аттестат зрелости.
С ранних лет К.Чуковский начал интересоваться поэзией: сам писал стихотворения и даже поэмы. А в 1901
году появилась его первая статья в газете «Одесские новости».
В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург, чтобы стать писателем. Вскоре он стал
корреспондентом газеты «Одесские новости», куда отправлял свои материалы из Петербурга. Благодаря
своим способностям, он был отправлен в Лондон. Там хорошо изучил английский язык. А в 1916 году
Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании. В 1917 году он вернулся на
родину.
Однажды, в 1916 году, А.М. Горький попросил Чуковского написать поэму для детей. Чуковский вначале
очень переживал, что он не сможет написать, потому что никогда раньше этого не делал. Но ему помог
случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, Чуковский под стук колес рассказывал
ему сказку про крокодила. Сын очень внимательно слушал. Прошло несколько дней. Корней Иванович уже
забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, рассказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка
«Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Кроме произведений для детей Чуковский пишет книги о детях – об их языковом творчестве. В 1928 году
выходит книга «Маленькие дети», которая затем получила название «От двух до пяти».
Десять лет, с 1906 по 1916 год, Чуковский жил в финском поселке Куоккала, которую друзья писателя в
шутку назвали Чукоккалой. Там он подружился со многими известными художниками и писателями.
В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в загородном доме в Переделкино. Там он
собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай,
лето!». Сейчас в этом доме работает музей, посвящённый жизни и творчеству детского писателя Корнея
Ивановича Чуковского.
Награды писателя
В 1957 г. Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук.
В 1962 г. автор получает Ленинскую премию за книгу «Мастерство Некрасова»
Также в 1962 г. он получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.
С ранних лет стихи его приносят всем радость. Не только вы, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не
представляют себе детства без «Айболита», «Тараканища», Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-
цокотухи», «Телефона».
Ведущий:
Сегодня мы с вами услышим много стихов, отрывков из сказок, которые приготовили ребята к этому
конкурсу.
Но ни один конкурс, дорогие друзья, не обходится без жюри. Поэтому разрешите представить жюри:
………………………….
Они будут оценивать наш конкурс по правилам:
- назвать автора и произведение;
- читать громко, выразительно, эмоционально.
Все ребята готовились к этому конкурсу.
А сейчас немного поиграем.
«Лимпопо». Игра с залом.
Вот и вылечил он их, Двигаются поскоками по кругу.
Лимпопо! Выполняют два прыжка на месте.
Вот и вылечил больных, Двигаются поскоками по кругу.
Лимпопо! Выполняют два прыжка на месте.
И пошли они смеяться,
Выполняют прыжки, кружась на месте.
Лимпопо! Два прыжка на месте.
И плясать, и баловаться, Выполняют прыжки, кружась на месте.
Лимпопо! Два прыжка на месте. (Дети расселись по местам).
Что это за произведение ребята? «Айболит»
Молодцы,а сейчас мы вам его представим
1.Стихотворение «Айболит» читают дети 1 классов ( ранний возраст).
Ведущий: Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные,
Бывают и смешные.
Ведущий: и я предлагаю путешествовать дальше по стихам Корнея Ивановича Чуковского. Ведь стихи
формируют чувство юмора, радости, жизнелюбия.
Сейчас мы послушаем их.
2 . В руках ведущего звонит телефон.
Ведущий: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон!
Ведущий: Правильно. Угадали. В какую сказку мы попали?
Дети: «Телефон»
.Дети 2 классов читают сказку в стихах «Телефон»
- Ребята, какие сказки К. Чуковского вы знаете? («Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей», «Краденое
солнце» и т. д.).
— А я предлагаю вам дальше путешествовать по сказкам известного всем писателя…. как его имя? (К.И.
Чуковский).
Ведущий: А как появилась сказка «Федорино горе»?
-Вы знаете ребята?
-Нет!
-Сейчас я вам расскажу!
Однажды Корней Иванович часа три с детьми лепил из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его
брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины стали тяжёлыми, и их приходилось Корнею Ивановичу
придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Чуковский был весел, и у него на ходу
сочинялись удивительные стихи. Это и было «Федорино горе».
Ведущий: отрывок из сказки «Федорино горе» представляет группа ребят из 3 классов .
— И мы снова встречаем детей 3 классов с произведением «Федорино горе»,похлопаем им!
Ведущий: Ребята, наше путешествие по произведениям К.И. Чуковского
не заканчивается.
Сейчас мы увидим и услышим произведение Корнея Ивановича Чуковского «Муха цекотуха»,которое нам
представят ученики 4 классов.
Отлично ! Молодцы! Все были прекрасны!
Члены жюри советуются, выбирают победителей, а мы продолжаем.
Игра: «Корзинка с потерянными вещами».
(В корзинке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и
строки, в которых говорится об этом предмете: блюдца, калоша, градусник, мыло, телефон)
Ведущий: наш конкурс подходит к концу, осталось предоставить слово жюри.
Вас, дорогие конкурсанты,
Сердечно мы благодарим
3а искру вашего таланта –
За всё «спасибо» говорим:
Спасибо вам за эти строки
За души, вложенные в них,
За то, что зал в немом восторге
Весь очарованный притих,
За глубину переживаний,
За взгляд, за мимику, за жест.
За меру вложенных стараний,
За то, что вы такие есть!
Спасибо, до свидания, до новых встреч!