Формирование чувств любви к родному краю посредством художественного слова в процессе прогулок и экскурсий
Дюсенева Дарига Гарифулловна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №18 «Балдырған»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Формирование чувств любви к родному краю посредством художественного слова в процессе прогулок и экскурсий»
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину.
М. Пришвин
Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален. От того, как ребёнок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей мере зависят его успехи в школьные годы, а в дальнейшем и во взрослой жизни. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс трудный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство с творчеством литераторов имеет актуальную значимость в воспитании любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
Произведения казахстанских писателей наполнены любовью к родному краю, к природе, её неповторимости и красоте. Литературные произведения писателей Казахстана широко использую не только на организованной учебной деятельности, при проведении праздников и развлечений, в повседневной жизни, но и во время экскурсий и прогулок. Хочется отметить одного из ярких представителей поэтов Казахстана Абая Кунанбаева.
Отправляясь с детьми на экскурсии по улицам города Уральска, использовала художественное слово для знакомства с героическими людьми нашего города, в честь которых названы улицы.
Во время прогулок при проведении наблюдений за деревьями, кустарниками, травами и явлениями природы использую стихи, в которых отражены особенности природы Приуралья.
Проводя работу по воспитанию у детей любви к родной природе, формированию гуманного отношения к представителям флоры и фауны, использую произведения, в которых ярко иллюстрируется своеобразие природы Приуралья, особенности животных Западно-Казахстанской области.
Использование творчества поэтов и писателей даёт возможность для:
-воспитания любви к родному городу, к родному краю;
-расширение и обогащение знаний об особенностях родного края и его истории;
-формирования умения видеть красоту Приуралья и привития гуманности бережного отношения к природе.
Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти.
Возьмите любую книгу с воспоминаниями выдающихся людей. Кем бы ни был автор: художником, артистом, рабочим, космонавтом, в книге вы обязательно найдете место, посвященное природе, которая в детстве оказала благотворное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств, и впоследствии это влияние сказывалось на творческой деятельности человека, на складе его характера. Знакомство с поэтическим образом природы в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-этические чувства детей.
Поэтому, отбор книг для детского чтения – одна из сложнейших проблем педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения по экологии должны в него войти – все эти вопросы издавна считались и считаются дискуссионными.
Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на важном этапе развития личности – этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к природе: интерес и любовь к ней или равнодушие.
Ребенок – исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшая черта детского поведения, важнейшего источника получения детьми знаний о мире и важнейшего условия его саморазвития.
Предлагаю вашему вниманию несколько стихотворений местных авторов об Уральске. Основу составляют те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения педагогов и дошкольников, неизменно вызывают у них интерес как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Стихи об Уральске
На берегу Урала наш городок стоит,
Здесь чудных мест немало, он этим знаменит.
И много здесь живет людей, и много здесь живет моих друзей.
Родной Уральск – ты город для детей!
***
«Цвети мой город над Уралом! Дерзай, твори и побеждай!
В твоих отстроенных кварталах шумит и плещет милый край»одет».
***
«Родимый край, степные дали, Уральский говорок волны – ты помнишь Пушкина и Даля, и Стеньки Разина челны. Ты видел войско Емельяна, ты знал Чапаева бои, ты слышал в роще у Чагана признанье первое в любви. Здесь жил Толстой, как — будто дома, здесь нив чарующий покров. Мне с детства все вокруг знакомо: здесь Отчий дом, здесь Отчий кров».
***
«О, мой Уральск, ты вечно молодой, хотя века стоишь на белом свете. И плещет Яик светлою водой из глубины воинственных столетий. О, город мой, ты был со мной и есть: в минуты счастья или в годы бедствий. Твоих огней, как в празднике не счесть, и на душе от них тепло, как в детстве»
Сеитов
Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-этические чувства детей. Возникающая при этом связь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Исследования последних лет показали, что работа по воспитанию нравственно-этических чувств у детей должна организовываться на более высоком уровне с учетом первоначального эмоционального опыта ребенка, помогающего ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; способности к эмоциональному переживанию; возможности применения полученных знаний, что в дальнейшем проявится в поступках, культуре поведения в природе.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, тянется к красивому, испытывает радость общения с природой. Его первое знакомство с поэтическим образом природы происходит в сказках, потешках, стихотворениях, рассказах.
Поэтому, рассказыванию должно быть отведено большое место. Живое слово, представленное в виде простого, несложного художественного рассказа о природных явлениях должно иметь постоянный доступ к детям как при проведении прогулок и экскурсий, так и на художественно-речевых занятиях.
Работая в данном направлении, подобрала и систематизировала произведения поэтов и писателей согласно возрастной периодизации, которые использую при организации экскурсий и прогулок.
Для воспитания у дошкольников любви к родному краю в процессе экскурсий и прогулок оформила в группе книжный уголок и уголок изодеятельности, где собраны книги местных авторов, литература и фотографии об Уральске, иллюстрации о родной природе.
Неотъемлемой частью в работе по воспитанию любви к родному краю является работа с родителями:
-Собрала библиотеку для родителей, где знакомлю их с произведениями писателей Казахстана.
-Оформила планшеты с биографией писателей, которые помещаю в информационный уголок для родителей, также предлагаю стихи, пословицы, считалки для заучивания с детьми.
Интересной и важной формой работы с родителями считаю совместное творчество в семье. Дома дети и родители рисуют, отражая в своих работах впечатления от экскурсий и прогулок в природу. В группе организуются выставки семейных работ воспитанников.
Совместно с родителями изготавливаем книжки-малышки, которые использую во время прогулок. Дети самостоятельно рассказывают стихи, используя иллюстрации к ним.
Таким образом, работа по воспитанию патриотических чувств дошкольников даёт положительные результаты. Дети знают свой город, его улицы и площади, знают памятники родного города, героев, в честь которых они установлены. Благодаря проводимой работе воспитанники знакомы с историей города Уральска, они любят природу нашего Приуралья и отражают её красоту в своих рисунках.