Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Сурко Юлия Павловна
воспитатель
ГККП Ясли/сада №28 «Карлығаш»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного
возраста посредством математических сказок»
Изучение математики – важнейшее средство
интеллектуального развития ребенка. Оно не сводится
только к тому, чтобы научить дошкольника считать,
измерять, решать арифметические задачи. Это еще и
развитие способности видеть, открывать в окружающем
мире свойства, отношения, зависимости, умение их
«конструировать» предметами, знаками и словами.
Часто от взрослых можно услышать, что математика –
скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно
организовать образовательную деятельность дошкольников
Детям нравится оптимизм сказок, образность сказок облегчает их
восприятие, забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм
является одной из важнейших особенностей сказок. Эти особенности сказок
и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Одна из
них – формирование элементарных математических представлений.
Одним из основных принципов обучения детей основам математики
является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет,
обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на
успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого
материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и
познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше
всего? Играть и слушать сказки.
Сказка является эффективным средством формирования математических
представлений детей, т. к. сказки любимы детьми, понятны и знакомы им. Во
многих сказках математическое начало находится на самой поверхности,
поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и
легко: “Два жадных медвежонка”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик —
семицветик” и т. д.
К. Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это
урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о
дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с
окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения
детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также
форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и
познавательную активность. Включение сюжетов сказок в организацию
организованной образовательной деятельности по формированию
элементарных математических представлений с детьми дошкольного
возраста способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного
наблюдателя превращается в активного участника, что способствует
созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к
изучению математики.
Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой.
Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны.
Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними,
выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их
условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно
ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.
В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также
представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают
понимать: считать можно любые предметы.
Задания подбираются в соответствии с программными задачами
конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, но требующими
наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений. Такие занятия
вызывают интерес к математике и помогают детям в игровой форме усвоить
элементарные математические представления.
Перед проведением ОУД провожу предварительную работу с детьми: в
ходе подготовки к занятиям перечитываю сказки детям или слушаем в записи
(аудиокассеты, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра.
Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о
литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием,
стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный
материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться
с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.
На организованной учебной деятельности по ФЭМП с использованием
сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным
моментом. Итоговое тематическое занятие провожу полностью на сюжете
какой – либо сказки, это интересно детям.
Итоговое тематическое занятие провожу полностью на сюжете какой –
либо сказки, это интересно детям.
Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на
организованной учебной деятельности по ФЭМП я использую в комплексе:
-Традиционные (дидактические игры, логические, решение математических
задач).
-Инновационные (моделирование, математические сказки).
Применяю следующие методы по формированию элементарных
математических представлений дошкольников:
-Словесный метод — рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение
художественных произведений, беседы.
-Наглядный метод: демонстрация видео – фильмов, слайдов; показ и
рассматривание предметных и сюжетных картин, показ воспитателя и детей
игры и упражнения.
-Практический метод — побуждаю детей к поиску какой- либо данной
задачи: ( подобрать пару, изготовить прямоугольник равный данному ,
выяснить каких предметов больше и др.)
Математические представления « равно», « не равно», « больше –
меньше», « целое и часть» и др., формируются на основе сравнения. Для
этого я использую последовательное рассматривание предметов, выделение и
составление их однородных признаков. На основе сравнения дети выявляют
существенные отношения: (например, отношения равенства и неравенства,
последовательности, целого части и др., делают простейшие умозаключения.
Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
обобщение) в старшем возрасте уделяю большое внимание, только с опорой
на наглядность.
В своей работе я старалась подбирать такие приемы, которые стимулируют
интерес к математике:
1.Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.
- Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или
сказочным сюжетом в начале ОУД. - Физкультминутки, которые подходили под тематику организованной
учебной деятельности. Если ОУД была подвижной, то физкультминутку
подбираю более спокойную, например гимнастику для глаз,
артикуляционного аппарата и др.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую словесные
приёмы обучения, такие как:
-указания и пояснения: (например: Положите слева от себя елочку, а справа
берёзку).
- вопрос к детям: (например: Сколько героев в этой сказке?)
- репродуктивно – познавательные вопросы: (Сколько будет в корзинке
Красной Шапочки пирожков, если я положу ещё один ( или уберу) ? Какое
количество пирожков было больше или меньше?)
-продуктивно-познавательные: (Как найти ключ, чтобы открыть сундучки?,
Как разделить на равные части…?) и т. д.
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей,
обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании
элементарных математических представлений я учитываю принцип от
простого к сложному.
Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной
деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до
продуктивной, направленной на решение проблемных задач.
В своей работе учу детей формировать вопросы самостоятельно. В
конкретных ситуациях, использую дидактический материал, предлагаю
детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере,
форме, способе измерения и т.д.
Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускаются ответы
хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти
правильный ответ, поисковыми вопросами подвожу к догадке или выводу.
Ответы детей могут быть краткими или полными, в зависимости от
характера вопроса.
Вместе с этим на своих занятиях использую театры разных видов:
настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный
театр, в качестве героев выступают сами дети.
Математические задачи (цвет, форма, величина, назначение, ориентировка
в пространстве, совершенствование навыков счёта, моделирование)
удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
Провожу предварительную работу с детьми, в ходе подготовки к ОУД
перечитываю сказки детям или слушаем в записи (аудиокассеты),
инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра.
Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о
литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием.
И конец сказки всегда счастливый!
Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности
детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения
как путешествия в ходе организованной учебной деятельности, досугов,
конкурсов, К В Н.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной
темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагаю
преодолеть различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети
выполняют задания математического содержания, упражняются в быстроте,
ловкости. Для этого детям предлагаются различные математические задания,
например: реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на
волшебном дереве; вставь волшебное число в код, прыгай по листочкам по
порядку.
В результате работы по развитию у детей математических представлений
посредством сказки, я сделала следующие выводы:
• сказка положительно влияет на развитие математических способностей;
• комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки
дает высокие результаты;
• с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные
отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют
пространственное расположение предметов;
• сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа,
слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память,
инициативность, учат импровизации.