Натюрморт в технике по сырому
Камалова Дана Толеугалиевна
Педагог дополнительного образования
ГККП «Детская Художественная школа»
г. Нур-Султан, Казахстан
Натюрморт в технике «по-сырому»
2 курс -12-13 лет
Цели урока:
-знакомство с техникой исполнения — по-сырому
Написание контрастного натюрморта состоящего из 4 предметов и 2 драпировок.
-развитие у учащегося способности мыслить объѐмами в пространстве и видеть
-сложность мира через светоцветовое взаимодействие предметов
-овладение знаниями и навыками профессиональной грамотности в области живописи;
-формирование эстетически развитой и творческой личности
Задачи:
Обучающие:
акварельная техника исполнения — по-сырому
выполнение построения натюрморта в карандаше;
последовательность в работе акварелью над натюрмортом.
Развивающие:
развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;
развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;
Воспитательные:
создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;
Используемые материалы и инструменты:
бумага для акварели;
простой карандаш и ластик;
дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников, а также работы педагога;
Учебная постановка-натюрморт
План урока:
1. Организационная часть 2-мин.
2. Сообщение нового материала –2 мин.
3. Объяснение – 15 мин.
4. Практическая работа учащихся – 20 мин.
5. Завершение урока, анализ – 5 мин
6. Домашнее задание
Ход занятия:
1. Введение в тему.
Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами.
2. Сегодня, ребята, мы с вами будем рисовать натюрморт акварелью в технике
«по — сырому».
3.Рисунок начинают с композиционного размещения предметов на листе. С учётом перспективных сокращений начинается построение предметов. Основание всех предметов на этом натюрморте – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс. Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией. Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире. Невидимые линии- линии построения должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие. Уточняют пропорции всех предметов по отношению друг к другу. Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать. Oпределяют границы собственных и падающих теней.
Учитель демонстрирует
приемы работы.
Работа в технике «по сырому» листу выполняется с учетом следующих правил. Необходимо смочить лист водой и дать немного времени для того, чтобы она впиталась в него, сделав лист пористым.
Все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Этим способом, или «работа по-сырому», можно достигнуть яркости и красочности. Начинается заливка локальными цветами. Постепенное наложение цвета на предметы от светлого к темному.
В процессе работы цветом следует брать на кисть более густой красочный слой, чем обычно, так как на поверхности листа уже содержится вода. Чем гуще будет взят цвет, тем меньше он будет расходиться за пределы контура рисунка и будет более насыщенным.
Работать по сырому листу надо быстро, чтобы успеть выполнить работу и внести все необходимые изменения до того, как высохнет бумага. В случае если к какой-то части работы вы не успели подойти, а она уже высохла, следует смочить ее водой заново.
Писать по сырому листу следует от светлого к темному. В процессе работы важно контролировать степень расплывания краски, стараясь удерживать ее в границах контура до момента высыхания красочного слоя.
Начинаем работу светотональными отношениями: свет, тень, полутень, рефлекс. Написание теней на предметах и от предметов. Объединяющие тени. Прописка переднего и заднего плана . предметы на переднем плане должны быть прописаны чётко и детально На драпировках которые находятся ближе всего к нам прописываем складочки, которые образуются на переломе ребра стола. Предметы на заднем плане должны быть написаны мягче. Контуры не должны быть слишком чёткие, они должны уходить в глубину, быть мягче. Иначе они будут выступать на передний план, таким образом мы должны передать плановость работы. Работа над деталями. Подведение итогов. Уточнение деталей и обобщение композиции в целом. Смягчение жёстких линий.
4. Приступаем к выполнению задания. Учитель осуществляет контроль за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
5. Закрепляем материал. Учитель задает вопрос: «В чем заключается сходство и различие написания работ акварелью по сухому и сырому листу?». Проводится обсуждение, анализ выполненных работ. Ребята демонстрируют свои рисунки, высказывают свое мнение по поводу живописного решения натюрморта. Учитель дает пожелания и рекомендации учащимся относительно композиции, цветового решения, техники исполнения натюрморта.
6. Домашняя работа. Выполнение этюда из бытовых предметов в технике «по сырому».