Певческая установка и приемы ее формирования
Литвинюк Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования
КГКП «Центр внешкольной работы «Радуга»
с. Шарбакты, Щербактинский район, Павлодарская область, Казахстан
Правильная осанка и посадка; положение корпуса, головы. Пение сидя и
стоя. Пение в движении. Зевок, полузевок, легкая улыбка. Певческий
вдох
Правильная осанка для вокалиста очень важна. При неправильном
положении тела возникают различные зажимы и перегибы во внутренних
органах, кровеносных сосудах и капиллярах. Как человек идет по темному,
трудному, тесному лабиринту, так и голос ищет выход, когда осанка
неправильная.
Вообще, человеку легко поддерживать правильную осанку, если у него
сильная, тренированная спина. Поэтому необходимо знать и выполнять
комплекс подходящих упражнений для поддержания и развития общей
физической формы.
Если музыкант-инструменталист играет на своем инструменте, то
рабочий инструмент вокалиста – его собственное тело, причем полностью, а
не только туловище, в котором размещается грудная клетка и легкие!
Поэтому от правильной осанки и тонуса мышц многое зависит.
Во время пения спина должна быть прямой, плечи развернуты,
спокойно опущены. Лопатки иногда можно слегка (!) сводить, словно
соединяя их у позвоночника. Подбородок не задирают, его линия идет
параллельно полу. При взятии нот высокого регистра подбородок можно
слегка опустить, чтобы исключить напряжение гортани и таким образом
расслабить ее и расширить зев.
Отдельно нужно сказать несколько слов о поясничном прогибе
позвоночника. Естественное положение легкого изгиба очень важно. При
тренированном организме сохранять правильную осанку и естественный
изгиб позвоночника не составляет труда. Однако, бывают случаи, когда у
слабого, непривычного к нагрузкам учащегося возникает напряжение в
пояснице. С этим же может столкнуться тренированный физически
вокалист, если выполняет и поддерживает правильную осанку не совсем
правильно, с долей напряженности. В этой ситуации имеет смысл разгрузить
поясницу, для чего нужно выпрямить позвоночник так, чтобы он образовал
почти прямую линию.
Также можно на время выпрямить спину полностью, чтобы
позвоночник образовал полностью прямую линию без изгибов, — так
называемая «балетная спина», а также основная стойка в тай-цзи-цюань. В
этом положении человек подкручивает копчик вперед, на себя.
В пении в положении стоя нужно следить, чтобы колени были
мягкими. Ни в коем случае не нужно их выпрямлять до упора. Не нужно
также стоять с согнутыми коленями. Колени должны быть чуть
присогнутыми, мягкими, пружинящим. Важно хорошо чувствовать ступни,
особенно подушечку перед пальцами. Не нужно упираться в пол пятками.
Сохраняя естественный (!) упор в подушечке стопы перед пальцами, важно
сохранять равновесие и не заваливаться ни на большой палец, ни на мизинец,
ни на ребро ступни – внешнее или внутреннее.
Пение в движении начинается с освоения основных позиций ног и рук
в хореографии и их переходов. Выворотность не обязательна; достаточно
развести носки ступней и сохранять устойчивое положение.
При повороте головы в сторону важно, чтобы подбородок сохранял
прямую линию, параллельную полу. Обычно подбородок начинают
направлять вниз, в результате прямая линия нарушается, создаются зажимы
в мышцах шеи, которые внешне выражаются в собранных складках.
При пении крайне важна свобода ощущений. Нижняя челюсть в
местах соединения с верхней челюстью должна быть совершенно свободной
и раскрепощенной. Здесь очень хорошо подходит выражение «челюсть
упала». Таким образом, челюсть расслаблена, а губы при этом упругие,
активные.
Важно понимать разницу между опущенной челюстью и
расслабленной, «упавшей». Можно привести пример с кистью руки: в
первый раз ее нужно опустить вниз, по направлению к локтю (локтем можно
опереться о стол), а во второй раз уронить ее.
Легкая улыбка, пение на улыбке – это ощущение приподнятых щек,
уголков губ, которые стремятся вверх, и слегка приподнятых бровей. Причем
это обусловлено работой лицевых мышц, их правильной, согласованной
мимикой.
Разбор понятий зевок и полузевок удобно начать с изучения строения
ротовой полости. Можно предложить учащемуся упереться кончиком языка в
передние верхние зубы, затем скользнуть наверх, к верхним альвеолам,
потом дальше, по твердому небу и еще дальше, уже к мягкому небу. Достать
мягкое небо языком затруднительно и не нужно. Важно, что мягкое небо
можно приподнимать и опускать. Обычно, когда язык скользит по твердому
небу по направлению к мягкому небу, оно начинает подниматься. Это первое
знакомство и упражнение.
Можно повторить упражнение, но теперь язык просто совершает
движение, сворачиваясь в колечко и загибаясь кверху, но не упирается в
зубы, альвеолы и твердое небо, а скользит рядом с ними, не касаясь. Мягкое
небо также приподнимается.
Третий вариант выполнения упражнения состоит в следующем: язык
уже не сворачивается колечком. Кончик языка, находясь поблизости от
зубов, загибается вверх, а спинка языка выгибается внутрь и принимает
обратно-вогнутое положение. Можно в данном случае употребить сравнение
«язык лодочкой». «Лодочка» может быть и легкой, не обязательно каждый
раз стараться выполнить круто-вогнутое положение языка.
Важно регулярно тренироваться и хорошо освоить 2-й и 3-й варианты
упражнения.
Затем добавляют вокализацию звуков (как гласных, так и согласных),
слогов, слов. Постепенно развивается навык пения в таком положении.
Кроме этого, есть упражнение «зевота» для раскрепощения нижней
челюсти и гортани. Упражнение состоит в следующем: человек опускает
подбородок вниз, к грудной клетке, а затем говорит «о-хо-хо!» как можно
свободнее и выразительнее, протяжно, не стесняясь произносить это слово,
широко открывая рот и отпуская нижнюю челюсть. При правильном
выполнении происходит зевота.
Также можно освоить «замедленный зевок». Для этого расслабляют
нижнюю челюсть, но зубы остаются сомкнутыми. Под воздействием
расслабленной, медленно падающей челюсти и слегка опущенного
подбородка мягкое небо начинает подниматься, а зубы размыкаться. Гортань
(«кадык») также опускается вниз, увлекаемая расслабленной, падающей
нижней челюстью. В последнюю очередь размыкаются губы.
Итак, первая ступень «замедленного зевка»: расслабить нижнюю
челюсть. Она только начинает совершать свое падение, и поэтому зубы и
губы еще соприкасаются друг с другом. Обычно при выполнении этого
упражнения начинается зевота.
Второй вариант выполнения первой ступени целесообразен, если
достаточно хорошо освоен первый вариант. Во втором варианте при
расслабленной нижней челюсти и сомкнутых зубах и губах добавляют
вокализацию. В результате получается «мычание». Ощущения вокалиста при
такой вокализации разнятся: в одном случае он просто ощущает «звук во
рту», «в голове», а в другом чувствует вибрацию (легкое щекотание) губ. (В
работе над репертуаром для достижения необходимого эффекта можно
использовать оба приема. Какой именно прием нужно использовать, зависит
от задачи исполнителя и замысла автора произведения.)
Вторая ступень «замедленного зевка» состоит в том, что к
расслабленной и раскрепощенной нижней челюсти добавляются
разомкнутые зубы. Щель между зубами узкая. При желании можно
выполнять упражнение как с узким расстоянием между зубами, так и с
широким. Второй вариант второй ступени упражнения – это вокализация, т.е.
добавляется исполнение различных гласных звуков при сохранении
сомкнутых губ.
Третья ступень «замедленного зевка» — к упавшей нижней челюсти
добавляются разомкнувшиеся зубы и губы.
Второй вариант третьей ступени упражнения – вокализация (звуки,
слоги, слова, фразы).
Учащийся запоминает каждый раз свои ощущения и начинает более
уверенно ориентироваться в собственном вокальном аппарате и характере
подачи звука.
Отдельное внимание нужно уделить «легкой улыбке», которая
появляется сразу же после зевка или во время зевка (на выбор учащегося) и
используется для достижения светлого, приподнятого характера звучания.
Легкая улыбка в вокале — это расслабленная, раскрепощенная, падающая
нижняя челюсть + приподнятые щеки и брови (мышцы щек, висков и лба) +
приподнятое мягкое небо и язык лодочкой.
Как правило, вначале вокалист тренирует зевок и улыбку, а затем
переходит на привычное для себя положение. Снова возвращается к зевку и
улыбке… Исполняет различные фразы и вокальные упражнения (распевки) в
различных вариантах: на зевке, на зевке с улыбкой, без вокальных зевка и
улыбки (привычное положение). Так формируется навык.
У некоторых учащихся могут возникнуть определенные трудности при
соединении раскрепощенной нижней челюсти и активных, упругих губ.
Бывают случаи, когда нужно напоминать о том, что при свободно опущенной
челюсти «губки не шлепают друг о друга, а ударяются».
Другой важный момент при формировании дикции вокалиста состоит
в том, что для него могут стать синонимами понятия раскрепощенной
челюсти и широких гласных, а мелкая артикуляция страдает или же при
мелкой артикуляции появляются зажимы в нижней челюсти, ее поджимание.
Таким образом, необходимо работать над формированием навыка
раскрепощенной, отпущенной нижней челюсти при работе как над широкими
гласными (а, о, у, ы), так и узкими (и, е). Здесь снова заходит речь об
активности губ.
Вдох. Прежде всего, нужно сказать о том, что делать вдох (брать
воздух) только ртом нерационально, негигиенично, физиологически
неоправданно (то есть неправильно и вредно) и неэстетично. При таком
вдохе — через рот — большая часть воздуха попадает в пищевод и желудок, а
затем в кишечник. Вдох через рот способен спровоцировать заложенность
ушей, а также болезни среднего уха, так как среднее ухо человека
вентилируется только при вдохе через нос.
При вдохе через нос воздух попадает именно в легкие, что крайне
важно (не только для вокалиста или спортсмена), при этом взятый воздух
предварительно согревается и фильтруется.
Шумный вдох неэстетичен в любом случае – как через рот, так и через
нос.
В вокале допускается делать смешанный вдох, то есть одновременно и
носом, и помогая себе ртом. Нужно помнить о выражении лица, которое
является неотъемлемой частью рабочего аппарата вокалиста и не хватать
воздух ртом. В вокале вдыхание ртом лишь вспомогательный элемент
носового вдоха. Дополнительно эстетика вокалиста обязательно
отрабатывается перед зеркалом.
Вдох в большинстве случаев (что, опять же, неверно!) делают
коротким, зажимая мышцы гортани в области голосовых связок или у
ключиц. В некоторых случаях происходит неполное зажатие, так называемое
поджимание или поджатие. Вдох такого типа также нерационален.
Бывают случаи, когда укороченный вдох перехватывается примерно в
центре грудной клетки, что тоже мешает оптимальному раскрытию
возможностей и голоса, и дыхания, и функционирования организма в целом.
Подобное дыхание провоцирует кислородное голодание, которое, к
сожалению, в последнее время стало привычным и просто не замечается.
Правильный вдох происходит совершенно свободно при расслаблении
нижней челюсти в местах ее соединения с верхней челюстью и ощущается на
уровне расхождения нижних ребер грудной клетки и еще ниже. Шея и
прохождение воздуха в гортани не ощущаются вовсе. Вдох важно
отрабатывать в разных темпах: медленном, умеренном и быстром.
Наиболее распространен в вокале следующий прием: вокалист делает
смешанный бесшумный вдох, на мгновение задерживает дыхание, мысленно
берет первые звуки и начинает петь.
Если вокалист поет, словно полушепотом, с придыханием, это
означает, что во время вокального выдоха выходит слишком много воздуха.
То есть воздух расходуется неумело и неэкономно. (Здесь не идет речь о
намеренном использовании придыхательной атаки звука, которая
используется в эстрадном вокале для создания особой, задушевной
атмосферы. В академическом же вокале этот прием используется редко и
осторожно. Отличительная черта академического вокального стиля –
чистота интонации, уверенность атаки звука независимо от динамики и
экономный выдох.)
Обычно в случае неэкономного выдоха помогает довольное простое
упражнение: протянуть выбранный гласный звук определенное количество
времени (например, десять или двенадцать секунд). Кроме того, вокалист
может в этом упражнении тренироваться как в интонировании одного звука,
так и более (например, двух-трех). В этом же упражнении можно
дополнительно тренировать скорость вдоха (быстро, умеренно, медленно).
Можно выполнить серию упражнений: интонирование разных гласных,
разных тонов, большой и малой секунд или терций, а также варьирование
временных промежутков. Например, в первый раз учащийся исполняет
гласный «а» на одной ноте в течение десяти секунд, а затем берет заранее
обговоренный вдох (допустим, быстрый) и исполняет гласную «у» уже на
другой ноте в течение восьми секунд.
Дополнительное упражнение для развития правильного вдоха и
владения дыханием состоит во взятии вдоха только одной ноздрей. При
выполнении этого упражнения учащийся зажимает одну ноздрю большим
пальцем, делает вдох другой ноздрей и поет музыкальную фразу (или
вокальное упражнение). Также можно чередовать обычный вдох и вдох через
одну ноздрю.