Личность и наркотики
Шегай Галина Терентьевна
Преподаватель математики
Темиртауский высший политехнический колледж
г. Темиртау, Казахстан
Классный час «Личность и наркотики»
Форма проведения классного часа: интерактивное занятие.
Шегай Галина Терентьевна, кафедра естественных дисциплин
Цели классного часа:
- Способствовать формированию знаний о вреде наркомании. Дать
представление об отрицательном воздействии наркотиков на организм человека - Развивать ораторские способности студентов
- Воспитывать негативное отношение к наркомании. Способствовать
росту самосознания и самооценки подростков. Пропагандировать здоровый
образ жизни.
Задачи классного часа:
-Изучить материалы: «Опасности, связанные с употреблением
наркотиков», «Классификация и действие некоторых широко применяемых
лекарств», «Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков» - Развивать монологическую речь студентов
- Заложить основу для роста самосознания и самооценки студентов через
работу в группах при ответах на проблемные вопросы.
Роли и поручения студентам:
Ведущие: куратор, Даулетшин Никита, Масаков Руслан.
Ответственный за заполнение анкеты: Репецкий Даниил
Ответственный за видео ролики, аппаратуру: Соколов Григорий
Капитан команды 1: Байбосынов Ержан
Капитан команды 2: Щербаков Никита
Оборудование: компьютер, проектор, 2 ватмана, маркеры, анкета «Что
вам известно об употреблении наркотиков?», приложение «Опасности,
связанные с употреблением наркотиков», приложение «Классификация и
действие некоторых широко применяемых лекарств», приложение
«Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков».
Влияние наркотиков на здоровье человека / видео/:
https://www.youtube.com/watch?v=3JXMNryXxqM&ab_channel
https://www.youtube.com/watch?v=DTdRzRyXNNI&ab_channel
Презентация «Последствия приема наркотиков»
Предварительная работа: заполнение анкеты «Что вам известно о
употреблении наркотиков?»
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Куратор: Добрый день, дорогие мои! Я очень рада вас всех здесь видеть.
Но прежде, чем начать наше занятие, я бы хотела попросить вас выбрать
цветочек того цвета, который вам больше нравится.
И давайте посмотрим, что же означает цвет того или иного цветка,
выбранного вами.
Красный – у меня плохое настроение.
Желтый – мне скучно.
Зеленый – мне хорошо, весело.
Синий – я спокоен.
Спасибо.
Ведущий 1: Жизнь прекрасна. Как хорошо просыпаться каждый день и
видеть небо над головой, солнце, слышать пение птиц. Нет ничего прекраснее,
чем улыбка родного человека, смех детей, встреч с друзьями и близкими. Но
возможно ли все это в современном мире? Вот сегодня мы вами и поговорим
об этом.
Куратор: Тема нашего классного часа «Личность и наркотики». И прежде,
чем начать его я …
2. Игра – активатор «Импульс».
Ребята, я хочувам сказать: Вы мне очень нужны. Я вас всех очень люблю.
Я в вас нуждаюсь. Я хочу, чтобы и вы почувствовали мое тепло, мою любовь,
которую я испытываю к вам. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Сейчас я тому, кто стоит справа от меня пошлю свое тепло, свой импульс. Он
передаст его другому и так до тех пор, пока я не почувствую импульс в левой
руке.
3. Деление на команды «Я выбираю…»
Ведущий 2: А сейчас мы, ребята, поделимся на команды. Капитаном 1-й
команды я выбираю Байбосынова Ержана, потому, что он — добрый,
отзывчивый, ответственный. Он, в свою очередь, выберет членов своей
команды. В каждой команде по 6 человек.
Ведущий 1: Капитаном 2-й команды я выбираю Щербакова Никиту,
потому что он – веселый, умный, смелый. Он, в свою очередь, также выберет
членов своей команды.
Ведущий 2:
Как по лезвию бритвы – по краю судьбы
Оступиться, упасть и уж не подняться.
Не помогут тогда никакие мольбы,
Слишком силы малы, чтоб за жизнь удержаться.
Ведущий 1: Страшно смотреть, как на общем фоне агрессивности и хаоса
обнаружились до предела и расползаются, завоевывая все большие
пространства, наши болячки — пьянство, курение, наркомания. Но не станем
выкрикивать виновных одного за другим во весь голос. Положа руку на сердце,
мы должны признаться в том, что многое из происходящего мы посеяли сами.
Стыдно, конечно, но стыд и покаяние — это единственное, что еще может нам
помочь.
Куратор: Так, ребята, ответьте же на вопрос, почему мальчишки и
девчонки вашего возраста начинают принимать наркотики? Кто или что их к
этому толкает? (Ответы из зала — иногда это просто любопытство, незнание,
вызов, желание не быть «белой вороной», а порой это умышленное
употребление зелья, чтобы заглушить в себе боль, страх, а еще это просто
подражание — подражание взрослым, лидерам своего круга общения или кумиру
кино, театра, музыки. Но, к сожалению, «звезды», которым зачастую
поклоняется молодежь, имеют привычки и пороки со знаком минус.)
Обсуждение результатов анкетирования.
4. Работа в группах.
Ведущий 2: Ну а теперь я предлагаю вам поработать в группах. Перед
вами список жизненных ценностей. Я попрошу вас выбрать из списка и
выписать 4 самые главные для вас ценности (капитан зачитывает). А в другой
команде?
Ведущий 1: Я предлагаю вычеркнуть из списка выбранных вами самых
значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить,
будучи наркоманом, и сказать, почему они будут невыполнимы. Объясните
свое мнение.
Список жизненных ценностей:
- интересная работа,
- хорошая обстановка в стране,
- общественное признание,
- материальный достаток и хорошее
здоровье - любовь,
- семья,
- удовольствия, развлечения,
- самосовершенствование,
- свобода, независимость
- справедливость,
- доброта,
- честность,
- искренность,
- вера,
- целеустремленность
5. «Марионетки». Обзор ситуаций. Дискуссия (сформулировать правила
поведения для противостояния негативным влияниям окружающей
действительности).
Ведущий 2: 1 ситуация – вы познакомились с компанией сверстников,
который пригласили вас на вечеринку. Там вы вдруг заметили, что многие из
ваших новых приятелей употребляют наркотики. Ваши действия…
Ведущий 1: 2 ситуация – вы познакомились с красивой девушкой. Вам
она очень понравилась. Она, как вы позже узнаете, продавец наркотиков. На
первом свидании она предлагает вам попробовать наркотики, утверждая при
этом, что один раз не вызывает привыкания. Вы…
Варианты отказа:
«Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
«Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
«Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
«Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
«Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
«Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
Умей сказать «Нет”!
6. Счастье.
Ведущий 2: Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья,
яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, — сильных,
красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет
места в его душе для злого духа и низменного порока.
Ведущий 1: Но настоящее счастье возможно только без наркотиков, так
как наркотики забирают у человека все, включая его личность. Этому есть
много примеров. Элвис Пресли умер от передозировки наркотиков, Курт
Кобейн застрелился в состоянии наркотического опьянения. Знаменитый
велогонщик Марко Пантани, победитель гонки «Тур де Франс-98», также умер
от передозировки. Диего Марадона совсем потерял форму, когда
пристрастился к наркотикам, и с тех пор регулярно посещает больницу, где
лечится от наркомании и заодно от психических проблем. Мало кто знает, что
жертвами наркотиков стали известные в нашей стране Александр Блок и
Владимир Высоцкий. Мерилин Монро, Фредди Меркьюри, Гитлер, Виктор
Цой, Сальвадор Дали и многие другие известные во всем мире люди.
- Решение проблемы.
Ведущий 2: Так как же решить проблему наркомании среди молодежи?
(пропаганда ЗОЖ, акции, листовки, интересные дела, досуг молодежи)
Я предлагаю вам сейчас придумать и нарисовать проект агитационной
листовки «За здоровый образ жизни».
8. Рефлексия.
Куратор: А теперь, когда наше занятие подходит к концу, давайте же
посмотрим как изменилось наше настроение за урок. Выберите цветочки, с
наиболее подходящим для вашего настроения цветом. Спасибо. Давайте
подведем итоги нашего занятия. Что вам понравилось? Что не понравилось?
Ведущие:
Здоровыми быть превосходно,
Не нужно с лекарствами жить,
С друзьями общаться свободно,
Про беды свои позабыть.
Здоровая жизнь интересней,
Пусть кто-то меня не поймет.
Пусть будет у нас все чудесно,
Пусть в людях здоровье живет.
Представил я перед вами
Образы жизни людской.
Свой выбор вы делайте сами,
Здоровая жизнь – выбор мой!
Куратор: Желаю вам крепкого здоровья, счастья и мирного неба над
головой! Спасибо.
Литература:
- Я.В.Голубева, Проблемные классные часы, 10-11 классы, Волгоград:
Учитель, 2006-157с - Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании:
эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для
классных занятий / Л. С. Горбатенко. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону :
Феникс, 2005. —352 с. - Ципоркина, И. В. Практическая психология для подростков, или Вся
правда о наркотиках / И. В. Ципоркина, Е. А. Кабанова. — Москва :
АСТ-ПРЕСС, 2008. — 286 - https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/05/07/klassnyy-
chas-dlya-podrostkov-kurenie-alkogol - https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-
rukovodstvo/library/2013/01/14/issledovatelskaya-rabota-po-temevred-i-
opasnost - https://www.youtube.com/watch?v=3JXMNryXxqM&ab_channel
- https://www.youtube.com/watch?v=DTdRzRyXNNI&ab_channel
Приложение 1
Анкета «Что вам известно об употреблении наркотиков?» - Большинство наркотиков не представляют собой серьезной угрозы
здоровью, если принимаются в умеренных количествах. (ДА, НЕТ) - Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления,
о которых впоследствии не помнят. (ДА, НЕТ) - Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности,
которая раньше была интересна. (ДА, НЕТ) - Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть. (ДА,
НЕТ) - В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества.
(ДА, НЕТ) - Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического
опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не
восстанавливаются. (ДА, НЕТ) - После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в
еще большем их количестве для получения того же эффекта. (ДА, НЕТ) - От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом. (ДА, НЕТ)
- Алкоголь — это наркотик, стимулирующий центральную нервную
систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии. (ДА, НЕТ) - Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть
опасны и вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и
в неправильных дозах. (ДА, НЕТ)
Приложение 2
Опасности, связанные с употреблением наркотиков
- Передозировка ведет к потере сознания и даже к смерти.
- Аварии в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения
происходят чаще. - Привыкание, физическая и психическая зависимость.
- Растерянность, галлюцинации.
- Повышенные эмоции и нерациональное поведение.
- Провалы памяти.
- Головокружение и тошнота после принятия.
- Мгновенная смерть (чистый кокаин).
- СПИД и другие заболевания в результате пользования зараженной
иглой. - Потеря стремлений, лень (от марихуаны).
- Врожденные дефекты у детей.
- «Рецидивы» (внезапная тяга к наркотикам в любое время по еле
прекращения их принятия, характерная для ЛСД или «Ангельской пыли»), - Эмоциональные и физические нарушения.
- Другие серьезные нарушения здоровья.
Приложение 3
Классификация и действие некоторых широко применяемых
лекарств
Стимуляторы (имеют возбуждающее действие, вызывают говорливость,
суетливость, сверхвозбудимость).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления: - бессонница;
- потеря аппетита;
- сухость во рту;
- рвота;
- расстройство желудка;
- тошнота;
- потеря реакции;
- ухудшение зрения;
- агрессивность;
- галлюцинации, непонимание обстановки.
Депрессанты (используются для вызывания сна у больных). Психические
и соматические последствия чрезмерного употребления: - неспособность к адекватному восприятию обстановки и четкому
мышлению; - потеря координации;
- замедленная речь;
- неадекватность рассуждений;
- дрожание конечностей;
- непроизвольное движение глаз;
- агрессивность; передозировка барбитуратов (даже случайная) может
привести к смертельному исходу (вероятность этого гораздо выше, чем при
применении других лекарств).
Галлюциногены (лекарства, вызывающие изменения в ощущениях,
мышлении, реакции на окружающее и чувствах).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления: - неадекватность психических переживаний;
- может вызвать психическое заболевание;
- может развиться нарушение хромосом;
- психический срыв может наступить через несколько недель после
последнего приема лекарств; - нарушение восприятия времени и пространства;
- появление галлюцинаций и видений.
Марихуана (обычно свертывается в сигареты. При курении вначале
вызывает возбуждение. Однако длительное употребление вызывает вялость и
потерю сознания).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления: - зрачки глаз расширены, а сами глаза наливаются кровью;
- потеря восприятия времени и пространства;
- судорожное подергивание мускулов;
- учащенный пульс и сердцебиение;
- заметное головокружение;
- ненормальное поведение;
- потеря реакции;
- потеря осмысления обстановки;
- психическая зависимость при длительном употреблении.
Наркотики-лекарства, в состав которых входит героин (болеутоляющие и
имеющие снотворное действие).
Психические и соматические последствия чрезмерного употребления: - героин воздействует на головной, спинной мозг, дыхательные органы;
- первоначальная реакция — чувство покоя и блаженства. Это чувство
быстро проходит, требуется большее количество лекарства при следующем
приеме; - сразу после инъекции героина наступает сонливость;
- суживаются зрачки глаз.
Приложение 4
Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков:
- Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в
зависимости от типа лекарства. - Нарушение адекватности поведения. Поведение — замедленное,
неровное, отрешенное, или, напротив, истеричное, конвульсивное. - Нарушение аппетита, иногда — потеря веса.
- Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство
подавленности, агрессивность, подозрительность. - Нарушение пищеварительной системы. Появление головных болей,
раздвоение изображения. Изменение цвета кожи и осанки корпуса. - При внутривенном использовании появляются отметки от игл
(особенно на руках). - Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.