Использование дидактических игр и элементов системы М.Монтессори в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками
Францева Светлана Петровна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №18 «Блдырған»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
На современном этапе развития дошкольной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников.
Мы предположили, что включение в образовательный процесс дидактических игр и элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.
В процессе разработки своей методики, Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:
•Математические, направленные на развитие умственных способностей.
•Языковые для развития навыков общения и познания.
•Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
•Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
•Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.
Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.
Развивающий материал М. Монтессори привлекает ребенка, усиливает внутреннюю мотивацию к обучению, стимулирует интерес к занятиям и заключает в себе механизм самоконтроля, в отличие от дидактического материала, используемого в традиционной системе образования. Посредством самоконтроля ребенок может сам оценивать результат своей работы, определять дальнейшие шаги в учебной деятельности.
Ребенок, благодаря активной работе с конкретными, воздействующими на различные органы чувств, материалами, через организацию своих действий, учится, познает окружающий мир, у него формируются различные понятия. Соприкосновение ребенка с предметами ведет к познанию. При этом значимым является не только момент наглядности, но и конкретное действие, активная деятельность. Только в том случае, когда знания преподносятся не в готовом виде, а добываются в процессе активной самостоятельной умственной деятельности, возникающей на основе спонтанного интереса, достигается наибольший эффект учения. Через самостоятельное обращение с материалом он приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения.
Весьма важным этапом работы с Монтессори – материалом является расширение у детей словарного запаса, которое происходит при помощи педагога, который закрепляет каждое приобретение ребенка в форме словарного обозначения. Одним из наиболее часто применяемых способов введения новых понятий является так называемый трехступенчатый урок: на первом этапе урока происходит ассоциация сенсорного восприятия с названием предмета или его качества, на втором – распознавание предмета или его качества, на третьем – запоминание названия или качества предмета. При этом пояснения педагога должны быть краткими, ясными и точными, без лишних слов. Только тогда, по мнению М. Монтессори, в сознании ребенка зафиксируется соответствующее представление о материале.
Дидактический материал М. Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует психическим возрастным особенностям ребенка, его сенситивным периодам. Учитывая эти периоды, взрослый подбирает предметы, окружающие ребенка, наполняя их дидактическим смыслом.
Дидактические игры находят широкое применение, как в ходе организованной учебной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников, поскольку несут огромное коррекционное значение и способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Таким образом, можно сказать, что включение в воспитательно-образовательный процесс игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материла.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Систему заданий, упражнений и игр с использованием дидактического монтессори — материала можно совершенствовать и далее. Каждый воспитатель с опытом работы в детском саду приходит к своей системе заданий, упражнений и игр, помогающих формированию различных представлений детей дошкольного возраста.
Но эффективной работы любого учреждения недостаточно для успешной работы, если не решается одна из основных задач – это работа с родителями. Тесное сотрудничество с семьёй, когда семья и учреждение объединяют усилия в достижении единых целей — одно из определяющих условий эффективной работы учреждения.
Как выстроить работу так, чтобы выбор родителем Монтессори – группы для своего ребенка был осознанным?
На первом этапе основное значение имеет просветительская работа — расширение круга знаний о методе Монтессори с целью ознакомления с гуманистическим воспитанием детей в целом, и методом Монтессори в частности.
На данном этапе работа с родителями направлена в первую очередь на более глубокое знакомство с системой Монтессори, ее принципами и на повышение родительской компетенции в области детско-родительских отношений, аименно:
-Подача информации по телефону.
-Анкета для новеньких.
-Просветительская работа Монтессори-педагогов с родителями.
-Семинары по Монтессори-системе.
-Работа психологической службы.
-Семинары на тему повышения родительской компетенции.
—Тренинги.
-Индивидуальные консультации психолога.
-Рекомендованная литература по системе М.Монтессори, психологическая литература, литература для детей.
-Оформление информационных стендов. —Обратная связь (анкетирование
-Психологическое тестирование, собеседование с психологами и руководителем центра.
—Родительские собрания.
—Плановые индивидуальные встречи с Монтессори-педагогом (воспитателем)
—Анкетирование
-Совместные праздники и мероприятия.
На наш взгляд, выстроенная преемственность, когда семья имеет возможность сотрудничества с детским садом, позволяет достигать максимальных результатов работы.
Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.