Открытый урок по химии на тему «Кислород»
Зинкевич В.Е.,
учитель химии
Нижнебурлукской СШ
СКО,Казахстан
Цель урока: выяснить физические и химические свойства кислорода.
Задачи:
А) Образовательные:1. Продолжить формирование представления о кислороде как химическом элементе и простом веществе.
- Рассмотреть получение, физические и химические свойства кислорода.
- Познакомить с применением и круговоротом кислорода в природе.
Б)Воспитательные: 1. Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения на основе изучения свойств кислорода.
- Воспитывать интерес к предмету на основе связи с жизнью.
В) Развивающие:1. Способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных способностей.
- Развивать умения анализировать, делать выводы.
Тип урока: усвоения новых знаний
Методы и стратегии: Словесные («думай, общайся, делись», «ЗХУ», «Иерархия бриллиантов»), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (ЛО № 4, выполнение упражнений и заданий).
Ресурсы: Н2О2, оксид марганца, горелка, спички, лучина, штатив с пробирками, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
- Вводно-мотивационный этап (5 минут)
- Создание мотивации
Вездесущий, всемогущий и невидимый — это все о нем. Еще он не имеет ни вкуса, ни запаха. Создается впечатление, что разговор идет о том, чего вообще не существует. Однако это вещество есть, мало того: без него человечество попросту задохнулось бы. Поэтому, наверное, Лавуазье с ходу назвал этот газ «жизненным газом».
Вопрос: О каком веществе идет речь и почему ученый так назвал его?
(Учащиеся определяют тему урока).
- Введение учащихся в тему урока
Рассказ учителя:
Знаете ли вы: Все растения Земли в течение года создают около 3 триллионов тонн кислорода. Люди вдыхают более 6 млрд. тонн кислорода в год.Около 2/3 человеческого тела содержит кислород, и клетки тела не могут существовать без него.За сутки здоровый человек в спокойном состоянии прокачивает через легкие 7200л воздуха, безвозвратно забирая из атмосферы около 1500 л кислорода.
Стратегия «ЗХУ»
Что я знаю | Что хочу узнать | Что узнал? |
- Совместное определение цели урока
Что бы вы хотели узнать про кислород? (положение в ПСХЭ, аллотропия, нахождение в природе, применение, получение, свойствафизические и химические)
Как видите, у вас получились разные ответы. Исходя из данных утверждений, определите цель урока. (Изучить кислород как элемент и простое вещество)
1.4 Актуализация прежних знаний
Что называется химическим элементом? Найдите элемент кислорода в ПСХЭ и запишите его.
Что такое простое вещество?
Чем оно отличается от сложного? Запишите формулу вещества кислорода. Простое оно или сложное?
1.5 Распределение на микрогруппы (на перемене)
- Информационно-операциональный (35 минут)
Каждой группе выдается задание, с которым они работают в течение 15 минут. По истечении времени каждая группа защищает (20 минут) оформленный постер (4 минуты на группу).
1 группа. 1. История открытия. Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в ПСХЭ.
Прочитайте текст и выполните задания.
- Кем и когда был открыт кислород?
- План характеристика химического элемента:
- Символ —
- Положение в ПСХЭ —группа, период,
- Порядковый номер—.
- Химическая природа —металл или неметалл.
- Относительная атомная масса —Ar (O) =
- Валентность— II.
- Строение атома кислорода: Заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, распределение электронов по электронным уровням.
- группа. Нахождение в природе: содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе. Применение.
Стратегия «PISA-партнер»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Кислород в природе
Масса земной коры оценивается в 2,8·1019 тонн. Суммарная масса всего населения мира составляет 287 миллионов тонн. Суммарная масса воздуха в атмосфере — (5,1—5,3)·1018 кг. Масса гидросферы — 1,46·1021 кг (солёные воды составляют 96,4 % объёма).
Сравните диаграммы, показывающие содержание кислорода в природе. Объясните и аргументируйте на основе критического анализа, как вы распределите содержание кислорода по оболочкам Земли в порядке убывания его массы.
Стратегия «Иерархия бриллиантов»: Перечислите области применения кислорода, начиная с самой важнейшей по мере убывания значимости.
3 группа Физические свойства кислорода. Охрана атмосферы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Запасы кислорода в атмосфере составляет 1,5*1015 тонн, а сжигается ежегодно 1*1010 тонн. Население земного шара выдыхает ежедневно около 1080000000 тонн углекислого газа, и около 1265000000 тонн его выделяется при сжигании на производстве и транспорте. Проанализировать сложившуюся ситуацию, было предложено ученикам 8-го класса одной из школ. Их мнения разделились:
Группа I. Увеличение населения и развитие промышленности привели к росту потребления кислорода. Например, каждая машина с бензиновым двигателем прошедшая 15 тыс. км потребляет 4350 кг О2, современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50-70 тонн кислорода. В результате при ускоренных темпах технического прогресса сокращение кислорода произойдет на 1/3 через 160-180 лет. Организм человека чувствует снижение концентрации кислорода более чем на 1%. Человечеству может грозить гибель от недостатка кислорода.
Группа II. Другие учащиеся утверждали, что люди погибнут от удушья значительно раньше. Каждая машина, прошедшая 15 км выбрасывает 3250 кг углекислого газа, 530 кг угарного газа; промышленность ежедневно выбрасывает в атмосферу около 1,5 млн. тонн углекислого газа. Поступление углекислого газа за счет сжигания ископаемого топлива возросло со 100 млн. тонн в 1850 г. до 6 млрд. тонн в 1980 г.
Проанализируйте мнения двух групп учащихся о запасах кислорода на планете. А как считаете вы, грозит ли гибель человечеству? Если да, то какова ваша личная роль для ее предотвращения?
4 группа.Химические свойства кислорода
Укажите, с какими группами простых веществ реагирует кислород. Разделение на подгруппы: 1- с металлами, 2 – с неметаллами.
Подтвердить уравнениями реакции.
5 группа. Способы получения. Катализаторы.
- Перечислите способы получения кислорода. Запишите уравнения реакций.
- В повести Ж. Верна «Опыт доктора Окса» также описан другой способ получения кислорода: «Доктор Окс… не пользовался марганцовокислым натрием по методу ТессьедюМотэ, а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи… Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, которая разлагалась на составные элементы, кислород и водород».
Какое уравнение реакции получения кислорода упоминается в отрывке повести Ж. Верна «Опыт доктора Окса»?
А)
В)
С)
- d) 2 H2O = 2 H2 + O2
- ЛО № 4: «Получение кислорода разложением пероксида водорода в присутствии катализатора»
При комнатной температуре пероксид водорода разлагается медленно (признаков протекания реакции мы не видим), но этот процесс можно ускорить, если добавить в раствор несколько крупинок оксида марганца(IV).
Вещества, которые ускоряют реакцию, но не расходуются в реакции, называют катализаторами.
Используя химическую посуду у вас на столах, получите кислород, соберите и докажите его наличие.
- Какую роль выполняет оксид марганца (IV) в этой реакции?
- Каким образом можно подтвердить, что в данной реакции выделяется кислород?
- Запишите уравнение реакции получения кислорода.
- Рефлексивно-оценочный
Подводится итог урока, учащиеся с помощью учителя формулируют основные выводы.
Напротив каждого утверждения необходимо поставить знак «+» или «-». Знак «+» если утверждение относится к кислороду, «-» если не относится.
- В промышленности получают из воздуха.
- Газ, имеющий запах.
- Взаимодействует с простыми веществами.
- Поддерживает горение.
- Сложное вещество.
- При обычных условиях — бесцветный газ.
- Легче воздуха
- Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
- Принимает участие в процессах окисления.
- Применяют для сварки и резки материалов.
- Простое вещество.
- В лаборатории получают из «марганцовки».
- Необходим для дыхания.
- Входит в состав воздуха.
- При обычных условиях — жидкость.
Ответы для взаимопроверки
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
+ | — | + | + | — | + | — | + | + | + | + | + | + | + | — |
Учащиеся заканчивают таблицу «ЗХУ»
Оценочный лист
Макс.
балл |
№ 1 | № 2 | №3 | №4 | №5 | ||
1 | Работа в группе:
Обсуждение Предложение Решение Выводы |
1 1 1 1 |
|||||
2 | Выполнил тест | 1-4 – 0,2 б.
5-7 – 0,3 б. 8-10 – 0,4 б 11-13 — 0,5 б. 14-15 — 1б. |
|||||
3 | Итоговый балл |
Учитель: У меня в руке обычная парафиновая свеча — простое и великое изобретение человечества.
Джозеф Пристли в 1744 году писал: «Меня поразило больше, чем я мог выразить, что свеча в этом газе горела замечательно блестящим пламенем.
Зажжем свечу, источник света для человека во многие годы.
Горит свеча, образуя оксиды углерода и водорода. При отблеске огня обычной парафиновой свечи на протяжении многих лет открывались новые законы, теории, рождались стихи.