Урок естествознания по обновленной программе 5 класс «Расы»
Зинкевич В.Е.,
учитель химии
Нижнебурлукского комплекса-школа-ясли-сад
СКО,Казахстан
Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план) | 5.2.7.1определять расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп.
5.2.7.2 объяснять факторы формирования расовых признаков. 5.2.7.3 доказывать равенство рас |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: | Научиться определять расовый состав населения мира;
знать регионы распространения основных рас и межрасовых групп; Объяснять факторы формирования расовых признаков; Доказать равенство рас; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки | Знает расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп;
Называет факторы формирования расовых признаков; устанавливает причинно-следственные связи; описывает расовые признаки; приводит аргументы в пользу доказательства равенства рас |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Учащиеся будут использовать в речи следующую терминологию: расы, расовые признаки, негроидная, монголоидная, европеоидная расисты, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Воспитание уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности;
Взаимоуважение, умение слышать и слушать, не критиковать и др. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь | География(через действие, рабатая с картами определяют зоны распространения основных рас),расоведение(через содержание, приводят аргументы в пользу равенства рас) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшествующие знания
|
Знают численность, национальный состав населения РК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока | Виды упражнений, запланированных на урок:
|
Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
1 Стадия вызова УМШ
ЗБР
Проблемный вопрос
КМ
Работа в паре
Проблемный вопрос
Приём «Удивляй»
Копилка знаний
|
Психологический настрой
Прошу учащихся улыбнуться, пожелать друг другу успеха, если будет трудно при обучении я всегда помогу. — Посмотрите на слайд, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? — Правильно, население Земли, народах, населяющих Землю — Что из курса начальной школы вам известно о населении Земли? -Знаете численность, национальный состав народов Казахстана. — Что такое раса? Не знаем или имеем смутное представление Ничего страшного эта проблема, которая сейчас для вас открыта, но после урока, я уверена, мы ответим на этот вопрос. — Что, по вашему мнению, означает это слово? — Где можно узнать значение этого слова? — Приведите примеры словосочетаний, содержащих это слово Тема урока: Человеческие расы. Откройте учебник стр.85 §15 — Прочтите его название, почему все люди разные? – это 2 проблема, на которую у нас пока нет ответа, как мы говорим открытая проблема, но после проведённых исследований, я надеюсь, мы решим и эту проблему. — Ребята, посмотрите внимательно посмотрите друг на друга и сравните цвет и разрез глаз, цвет волос, форма лица, рост, и т.д.. Мы наглядно убедились, что все вы разные, даже на примере учащихся нашего класса, мы наглядно убедились, что все люди разные. — особенно сильно отличаются, например, казахи и белорусы, китайцы и русские. — А вы знаете, что нации, оказывается, тоже относятся к расам? — Внимательно посмотрите на слайд (читаем цели урока) — Что мы сегодня будем делать? Научимся определять расовый состав населения мира, узнаем регионы распространения основных рас и межрасовых групп, выясним, что такое расовые признаки и как они сформировались, будем учиться, аргументировано доказывать равенство рас. После завершения сегоднешнего урока, какие знания вы преобретёте, или положите в копилку, смотрят учебник §15 стр85 и называют |
слайд№1
слайд№2
слайд№3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока
стратегия КЕЙС-СТАДИ Мини-исследование
|
1. С помощью стратегии Кейс-Стади №2 осуществляю изучение нового материала.
2. Ребята, мы выяснили, что все люди Земли относятся к одному виду – человек разумный(homo sapiens),следовательно, они все должны быть похожи. — Но что мы видим, даже на примере нашего класса? Правильно все вы отличаетесь друг от друга внешними признаками – цветом и разрезом глаз, цветом и структурой волос, ростом, весом, формой носа и т.д -Итак, у нас, получается, возникла проблема, почему все люди разные, которую нам с вами предстоит решить на сегоднешнем уроке. Для этого вы поделитесь на группы (мешок конфет от Деда Мороза, дети вытаскивают конфеты и по фантикам образуют группы). Каждая группа получает задание, обсуждаете, выполняете, используя все необходимые ресурсы (учебник, карты атласа, таблицы диаграммы, СМИ, интернет и т.п) и через 5 минут – спикеры — выступят перед классной аудиторией с отчётом (постер, презентация, таблица, конспект, сообщение и т.д). Исходя из целей урока — 4 группы. 1 –группа «Человеческие расы» Задание — используя графический организатор (заранее нарисован на бумаге) расскажи о расовом составе населения Земли и межрасовых групп.
Задание Проанализируйте карту «Человеческие расы», круговые диаграммы, выясните регионы проживания(распространения)основных рас. Свои данные занесите в таблицу.
2-группа «Узнай нас» или «Здравствуйте, это я». Задание Используя иллюстративный материал, выясни(изучи) расовые признаки, характерные для каждой расы(т.е. признак по которым легко можно отличить одну расу от другой) и передающиеся по наследству, результаты исследования занесите в таблицу. «Признаки рас»
4-группа «Оратор» Задание Используя текст учебника, подготовь сообщение (расскажи) о таких организациях: как ООН, Ассамблея Народов Казахстана. — Каковы основные идеи таких организаций? 5-группа «Интервью» Вам предлагается прослушать запись (прочитать статью из газеты «Наука») интервью с известным учёным, путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем. И выяснить о чём идёт речь? Согласны ли вы с его точкой зрения? «-Добрый день, Николай Николаевич, что вы можете рассказать о результатах своих исследований?» — Здравствуйте! Два с половиной года я прожил на с-в берегу о. Новая Гвинея, который расположен в Тихом океане, недалеко от м. Австралия, где изучал жизнь местных народов – папуасов и проводил исследование на тему «Видовое единство и взаимное родство человеческих рас». Целью исследования было выяснить, влияют ли расовые признаки на интеллект и физические способности людей. В результате проведённых наблюдений, экспериментов я выяснил, что папуасы обладают способностями к познанию, творчеству и трудовой деятельности, они любознательны, доверчивы. Тем самым я сделал вывод – уровень знаний людей зависит от уровня экономического развития общества, а не от цвета кожи, разреза глаз, , т.е. расовых признаков. — Другими словами ваше исследование нанесло удар по теории расизма, согласно её учению люди европеоидной расы, обладают более высокими умственными и физическими способностями их называют «высшая раса», а негроидная раса – «люди второго сорта». — Да, в результате своего исследования я пришёл к выводу, что все люди, населяющие нашу планету, принадлежат к одному виду – человек разумный(homo sapiens). Внешние отличия, или расовые признаки, такие как цвет кожи и глаз, разрез глаз, структура волос и т.д. не влияют на умственные и физические способности людей. — Большое спасибо за интервью Николай Николаевич. Через 3-5 минут спикеры выступают с отчётами, по ходу выступления спикеров учащиеся работают в своих тетрадях и делают опорный конспект(мини шпаргалка). Подвожу итог Все люди, проживающие на Земле, отличаются друг от друга не только по национальности, но и по расовым признакам. В зависимости от этого выделяют основные расы – негроидная, монголоидная, европеоидная и межрасовые группы, которые образовались в результате межрасовых браков – мулаты, метисы, самбо. На Земле идёт процесс метисации. Расы размещены на Земле не равномерно, представители негроидной расы, преобладают на м.Африка, европеоидной – С. Америка, Западная Европа, монголоидной расы – в Азии, Ю. Америке. Несмотря на внешние различия все расы равноценны по интеллектуальному и физическому развитию, нет высших и низших рас. Международная организация ООН защищает права и свободы всех людей, проживающих на Земле, не зависимо от их расовых различий. ФО раздаю лист с разноуровневыми заданиями и учащиеся сами выбирают, какое выполнять, через 20 минут провожу само- или взаимооценивание по готовым листам с ответами Задание 1 Уровень мыслительных навыков: знание и понимание Критерий оценивания: обучающий Записывает предложения, вставляя Необходимые слова из перечня слов
Закончи предложение, используя необходимые слова из приведённого перечня (экваториальной зоне, Н.Н. Миклухо-Маклай, мулат, раса, европеоидная, негроидная, монголоидная, расисты) Дескриптор обучающий Записывает предложения, вставляет необходимые слова из приведённого перечня слов 1.Группа людей, имеющих общие, передаваемые по наследству внешние признаки….. 2.К основным человеческим расам Земли относятся…. 3.Представители негроидной расы преимущественно размещены в… 4.Люди, которые пропагандируют теорию о неравенстве рас… 5.Учёный, доказавший, что все человеческие расы равны… 6.Как называются люди, которые родились от совместного брака негра и европеоида…
Задание 2
Уровень мыслительных навыков: применение
Критерий оценивания обучающий Находит соответствие между расами и их признаками
Найди соответствие.
Дескриптор обучающий Находит соотносит расы и расовые признаки Задание 3
Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка (анализ, синтез)
Критерий оценивания обучающий — проводит анализ (анализирует) родословной поэта, — устанавливает его расовую принадлежность
Письмо Пушкина(из учебника) «Здравствуй, пятиклассник! Я узнал, что по естествознанию вы изучаете тему «Расы» и решил обратится к вам с вопросам, а кто же я? О себе сообщаю: Родился я в г Москве. Моих родителей звали Надежда Осиповна и Сергей Львович. Один из моих предков, а точнее прадед Абрам Петрович Ганнибал(от рождения Ибрагим) негр по крови. В семилетнем возрасте был захвачен в плен турками и доставлен из Эфиопии в Стамбул. Там его выкупил русский посол и подарил Петру 1. Но, несмотря, на это – я русский. Весь мир меня называет великим русским поэтом. Но всё же — волосы мои чёрные и кудрявые, кожа жёлтая, да и нос далеко не европейский. Кто же я! Ваш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»
Дескриптор обучающий — исследует родословную поэта — устанавливает его расу
Лист ответов 1 задание 1 – раса 2 – негроидная, европеоидная, монголоидная 3 – экваториальной зоне 4 – расисты 5 – Н.Н. Миклухо-Маклай 6 – мулаты Уровень учебных достижений обучающихся Низкий – 0% — 39% — «3» — 1-2 правильных ответов Средний – 40% — 84% — «4» — 3-5 – правильных ответов Высокий – 85 – 100% — «5» — 6 – правильных ответов 2 задание Негроидная – С Европеоидная – А Монголоидная – В 3 задание Анализ родословной Прадед – негр – чистая раса – 100% Дед – мулат – смешанная раса (межрасовая группа) – 50% Отец – мулат – мулат – 25% Пушкин – мулат — 12,5% — межрасовая группа
|
Слайд№4, 5,6,7,8
слайд №9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока
|
Рефлексия
5-ное эссе, направлено на получение обратной связи Учащимся предлагается: 1 написать, что они узнали по новой теме 2 задать один вопрос, на который они так и не получили ответ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? | Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?
Проверка осуществляется при помощи разноуровневых заданий, где учащиеся сами выбирают, какое задание они будут выполнять, через 20 минут провожу само- или взаимооценивание по готовым листам с ответами (или на интерактивную доску) |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности Психологический настрой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использование дифференцированных заданий при ФО, при изучении нового материала группами – спикеры – учащиеся с более высоким уровнем мыслительных навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая оценка
Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)? 1 2 Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)? 1 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||