Открытое мероприятие «Счастливая семья»
Денисова Елена Владимировна,
воспитатель
КГУ «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»
г. Рудный, Костанайская область,Казахстан
Цель: Воспитывать у детей чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи:
- Дать представления о семейном счастье;
- Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение их значимости;
- Определение роли детского участия в заботах по дому;
- Уметь решать конфликтные ситуации в семье;
- Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей;
- Дать понятие о роли родителей в воспитании детей;
- Формировать умение работать в коллективе.
Ход занятия.
(Слайд 1)Тема «Счастливая семья»
Вступительное слово воспитателя:
— Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости!
Наше мероприятие будет посвящено теме, которая касается каждого человека «Счастливая семья».
— Девочки, скажите какие ассоциации возникают у вас со словом семья?
(Каждый высказывает свои предположения. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех.)
Воспитатель:
— Да, действительно все эти слова подходят к нашей теме, но сегодня мы поговорим о вашей будущей семье, какой вы её представляете.
Я неслучайно выбрала тему нашего занятия «Счастливая семья». Вы взрослые девушки, пройдёт немного времени, и каждая из вас создаст свою семью. Мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.
С чего начинается семья? Как вести себя, чтобы сделать семейную жизнь более счастливой? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.
(Слайд 2) «Какая семья считается счастливой?»
Воспитатель:- Какая семья считается счастливой? Давайте запишем на ватмане основные критерии счастливой семьи.
Кто представит свою позицию?
На ватмане записывает Гульнара понятия счастливой семьи, сказанные детьми.
— Спасибо за ответы.
Воспитатель:
– Хочу представить вам критерии, которые совпали у опрашиваемых людей, которые уже состоят в браке.
(Слайд 3) – (Взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, умение прощать, справедливость, совместное ведение хозяйства, материальный достаток, уважение интересов другого, наличие детей, семейные традиции, умение разрешать конфликтные ситуации, доброта, нежность, радость, уют, доверие, взаимопомощь, преданность)
Вывод: Итак, мы можем сказать, что мнения в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировалось понятие о счастливой семье.
Воспитатель: — Все эти качества относятся и к семейным ценностям, которые нужно беречь и хранить.
— Я приглашаю 9 класс сесть за парту, поработать со следующим заданием. (приготовлены ручка, листок).
— Вам предлагается список ценностей, которые люди, как правило, отмечают как важные для совместной жизни. Посмотрите, пожалуйста, список у вас на столе.
(Слайд 4) Список ценностей:
- Наличие общих интересов
- Взаимное уважение членов семьи
- Любовь
- Преданность
- Материальное благополучие
- Дисциплина
- Выполнение всеми членами семьи своих обязанностей
- Совместное проведение свободного времени
- Гостеприимный дом (для друзей, родственников, коллег)
- Дети
- Доверие
- Взаимопомощь
- Искренность
— Посмотрели, вам предлагается проранжировать данные семейные ценности, то есть определить, какие из ценностей являются основными, какие – менее значимыми, а какие вовсе второстепенными. Проставьте цифры от 1 до 13 напротив ценностей в зависимости от значимости. Работаем 5-7 минут.
— Девочки 9 класса пока выполняют задание, а мы с вами попытаемся заглянуть в далекое прошлое, когда о доме, о семье говорили с теплым чувством и улыбкой. В то самое прошлое, из которого дошли до нас пословицы и поговорки. Попробуем вспомнить их. (Дети называют.) А как вы их понимаете? Объясните их смысл.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Не нужен клад — коли в семье лад. (предлагает воспитатель, обсуждаем)
— Итак проранжировали? Пришли к общему мнению. (Отвечает 9 класс)
— На заключительном этапе этого задания вам надо отобразить эти ценности на «дереве семейных ценностей». Но таким образом, чтобы корнями дерева стали наиболее значимые ценности, ствол составили чуть менее важные, а ветвями и листьями – те ценности, которые тоже важны, но менее значимы.
— Ценности у меня уже приготовлены.
— Какие ценности вы считаете наиболее важными?… А почему вы решили, что эти ценности являются наиболее важными?
-А какие ценности менее важные?… Почему?
-Как вы считаете, а какие ценности являются второстепенными?… Почему вы так решили?
Воспитатель: — Хотели бы вы жить в такой семье?
Ответы детей: (Да)
(Слайд 5) Распределение обязанностей в семье.
Воспитатель: — Человек не только любит, думает, учиться и работает, он еще вынужден готовить пищу, есть, спать, следить за чистотой тела и жилища, обслуживать свои насущные проблемы. Все это принято называть бытом.
Быт – важный фактор семейной жизни, определяющий атмосферу семейных отношений. Неустроенный быт является причиной большинства конфликтов.
Вступая в брак вы должны понимать, что отныне добывать счастье супружества придется ежедневной и многолетней тратой времени и сил на обыденный домашний труд.
— Попрошу 7 класс сесть за парту. Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов вашей предполагаемой семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Первая команда распределяет обязанности для мамы, вторая команда для папы. (Работаем 5 минут).
(Слайд 6)
Сварить обед
Помыть посуду Вынести мусор Пришить пуговицу Сходить в магазин Проверить почту в почтовом ящике Прибраться в квартире Почистить пылесосом ковры Посидеть с малышом Сходить в аптеку Почитать детям сказку Сделать ремонт в квартире Поливать комнатные растения Работать на производстве |
Постирать белье
Помыть окна в квартире Погладить белье Починить испорченный кран на кухне Почистить обувь Сходить за малышом в детский сад Начистить картошки на суп Поставить горчичники больному Ухаживать за домашними животными Колоть дрова Чинить одежду Ремонтировать что-нибудь
|
Звучит музыка Юрия Антонова «Крыша дома твоего»
После выполнения задания дети двух команд выходят, зачитывают свой вариант распределения обязанностей, обсуждаем и дети садятся.
Затем детям предлагается посмотреть, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей. (Обсуждение выполнения работы)
Вывод: Есть такая пословица: «Счастье не птица само не прилетит».
Чтобы семья была счастливой, нужен упорный труд всех ее членов.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Труд — основа воспитания. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе.
И там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
Я порошу вас сесть на свои места.
Воспитатель: — Как вы думаете, что может мешать счастью в семье?
Ответы детей: ссоры, конфликты.
Воспитатель: — Да, создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
А с чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей, счастливой семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, как живет семья.
Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
-Нужно ли разрешать конфликты? (Ответ детей)
— Для работы мне потребуются помощники: 2 пары родителей, 2 пары детей.
(Дети выходят)
— Вы должны прочитать описание ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта. Представьте себя в роли родителей.
Итак, уважаемые «родители», вам необходимо решить для вас семейную ситуацию. (Подготовка 1 минута)
Ситуация №1 Ребёнку надо вымыть посуду, а он весь день сидит у компьютера. Что должны сделать родители? (Происходит конфликт. Дети предлагают свой вариант выхода из конфликтной ситуации.)
Ситуация №2 Дочь требует у родителей деньги на дорогие туфли, а денег нет. Каковы действия родителей? (Происходит конфликт. Дети предлагают свой вариант выхода из конфликтной ситуации.)
Дети садятся.
Вывод: — Видите у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт.
Воспитатель:
— Главный смысл и цель семейной жизни это воспитание детей. Главная школа воспитания детей это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
— Давайте поразмышляем на эту тему. Вам было дано домашнее задание, на примере двух семей, показать как воспитывались в них дети.
(Слайд 7) Домашнее задание. Презентация. ( Адольф Гитлер (4 гр.) и Зоя Космодемьянская (7 гр.)
(Слайд 8) Презентация
Адольф Гитлер (фото)
Мальчики: Чудовище, психопат и убийца людей. Гитлер, фашистский диктатор, начавший войну, в которую было втянуто 61 государство, войну, которая унесла около 50 миллионов людей. Диктатор, основавший 14 тысяч концентрационных лагерей.
— В какой же семье вырос такой человек?
Отец Гитлера Алоис был садистом, который избивал свою собаку до тех пор, пока она не мочилась на ковре. Алоис Гитлер бил также своих детей и жену. В своей книге «Майн кампф» фюрер рассказывает, что родители хотели сделать и из него образованного человека, а он мечтал стать художником. Учился он плохо, педагогов называл обезьянами и тупицами. Он пытался учиться в двух реальных училищах, но так ни одно не закончил. Гитлер любил смотреть фильмы о смерти, казнях. Он вырос грубым и неотесанным, бил свою сестру. Основы насилия были заложены в семье. Наверное, не зря Гитлер побоялся предстать перед судом за свои злодеяния и покончил жизнь самоубийством.
(Слайд 9) Презентация
Зоя Космодемьянская (фото)
Девочки: Зоя Космодемьянская – юная партизанка, приняла мученическую смерть от фашистов в 1941 году, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Первая женщина, восемнадцатилетняя девочка, получившая такое звание.
— В какой же семье выросла легендарная Зоя?
Короткая, но яркая биография вмещается в несколько строчек. Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Тамбовской области. Мать, Любовь Тимофеевна, учительствовала в школе, отец, Анатолий Петрович, тоже учитель. Люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу и новой советской власти. Вскоре у них родился сын Александр. На трудные годы выпало детство Зои и Шуры. Страна еще не оправилась после гражданской войны. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Зоя и Шура хорошо учились в школе. Когда умер отец Зои, мама одна воспитывала детей. Семья переезжает в Москву. Зоя переходит в 10-й класс, а через несколько дней началась война.
Зоя добровольно вступает в партизанский отряд разведчицей. При выполнении одного из заданий около села Петрищево, что под Москвой Зоя была схвачена фашистами и повергнута жестоким пыткам. Именем Зои названа одна из планет. Брат Александр, узнав о смерти сестры, после окончания танкового училища ушел на фронт. В 1945 году под Кенигсбергом, гвардии старший лейтенант танкист Александр пал смертью храбрых. Посмертно ему, как и сестре, присвоено звание Герой Советского Союза. (Конец презентации)
Воспитатель: — Две семьи, и какие разные дети. Мне хотелось бы услышать ваши мысли, ваши выводы. (Ответы детей)
Мальчики: — Семья Гитлера была крайне не благополучной, обстановка в семье повлияла на формирование характера Гитлера и заложила предпосылки к тому, он стал одним из самых ужасных тиранов 20 века.
Девочки: — Зоя росла маленькой помощницей матери по дому, ухаживала за братом Сашей. Она была примерной ученицей.
Ее характер, закаленный постоянной работой, стремлением достойно выполнить каждое дело, за которое она бралась, укрепил то высокое чувство долга, которое помогло ее совершить подвиг.
Любовь Тимофеевна Космодемьянская вырастила двух Героев Советского союза, воспитывая детей, она заложила в них верность и любовь к Отчизне. О своих детях она написала книгу «Зоя и Шура», чтобы мы читали и помнили о героях. (Показать книгу) Дети садятся.
Воспитатель:
Вывод: Важная семейная ценность – дети. Вот так одна семья может воспитать убийцу, который перевернул весь мир, а другая героев, которые, не раздумывая, отдали жизнь за свою страну, за свое государство. В хорошей семье, хорошие дети растут.
Воспитатель: — У каждого из вас есть желание жить в доме в дружной семье, основанной на взаимопонимании и доверии.
— На предыдущем занятии, мы писали сочинения «Мечты о семье и доме». Я хочу чтобы вы их прочитали. ( Дети читают, звучит музыка.)
— Волею судьбы для вас семья — наш интернат, наш дом, в котором мы живем. В группе у нас сложилась традиция. На протяжении года мы ведем «Наш семейный альбом», где запечатлены наши счастливые мгновения. Мне хотелось бы, чтобы вы продолжили эту традицию после выхода из интерната.
(Слайд 10) О жизни группы. Звучит музыка Эдиты Пьехи «Семейный альбом»
Рефлексия.
— Как вы считаете, полезно ли было для вас наше занятие?
О чем вы задумались?
Ответы детей. (Чтобы семья прожила долго и счастливо необходимо работать, трудиться чтобы было материальное благополучие, воспитывать своих детей, не придавать своих детей, уважать друг друга, понимать, прощать, заботиться. У каждого человека должен быть дом, семья, родня. Потому что именно здесь найдем сочувствие, теплоту, любовь, понимание. Именно самому близкому человеку мы сможем доверить свои тайны, поговорить о том, что волнует нас, посоветоваться.)
Итог. Воспитатель: – Рано или поздно, вы создадите семью. Какой будет ваша семья? Счастливой или не очень, богатой или бедной, зависит от вас.
Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
(Слайд 11)
Благодарю за участие, за вашу активность.
мечты детей о семье и доме.
Беляева Александра:
Семья это твои родные и близкие люди. Я мечтаю о семье, в которой всегда бы царили мир и покой. Мечтаю, чтоб было все благополучно, успешно.
Когда в семье есть любовь, взаимопонимание, хорошие и добрые отношения, то ничто не сможет помешать быть счастливым человеком.
Мечтаю, чтобы мои мама и сестренка прожили долгую и счастливую жизнь. Чтобы мама никогда не болела, не огорчалась по мелочам. Хочу, чтоб в моей семье было как можно больше счастливых дней.
Моя цель в жизни получить хорошее образование и обеспечить своих родных всем необходимым для полноценной семьи.
Я думаю, что моя мечта обязательно сбудется и все будет хорошо! Нужно лишь приложить немного усилий и верить в лучшее будущее!
Апанович Вера:
Я мечтаю о семье, благополучной и полной. Чтобы в мире и согласии жили отец и мама, чтобы в моей семье всегда присутствовали любовь, доброта, благополучие и взаимопонимание. Чтобы мои дети в будущем смогли создать свои благополучные семьи. Конечно же, каждый человек мечтает быть богатым. Я тоже не исключение. Я хочу, чтобы каждый человек имел свою родную семью, где его всегда поймут и поддержат.
Былкова Лиза:
Моя мечта это жить дома. Я хочу, чтобы у меня была семья: мама, папа, я, братья. В детском доме я мечтаю лишь о том, чтобы жить дома, чтобы мой папа работал, мама никогда не болела, я и братья хорошо учились. Я хотела бы, чтобы в моей семье были мир, доверие, взаимопонимание. Ведь это самое главное, что нужно детям. Хотелось бы чувствовать всегда заботу родителей, для детей это так важно. И еще я мечтаю о том, чтобы дома никогда не было ссор, конфликтов между родителями.
Я хочу пожелать всем детям, чтобы они жили в своих семьях, чтобы они все заранее задумались о своем будущем, и о своих будущих детях. А самое главное, чтобы все любили своих родителей, какими бы они ни были. Ведь они самые любимые на свете.
Михайличенко Кристина:
Я очень мечтаю, чтобы моя семья была счастливой и благополучной. Хочу, чтобы у меня в семье были мама, отец и братья с сестрами. Когда я закончу школу и уйду из детского дома, обязательно найду всех своих родных. Мы будем жить все вместе. Я очень надеюсь, что у нас в семье будут царить мир и согласие, и никогда не будет ссор. А самое главное, мы все будем любить и уважать друг друга.