Разработка урока «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Садвокасова Жибек Каримжановна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «СОШ №16»
п.Солнечный,Экибастузский район,Павлодарская область,Республика Казахстан
Цель урока | выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»; | ||
Критерии оценки | -знает имена героинь романа;
-знает композиционную роль героинь в романе; — умеет сравнить влияние каждой героини на внутренний мир, характер и поступки Печорина |
||
Уровень мыслительных знаний | Знание, понимание, применение, анализ, синтез | ||
Привитие ценностей
|
создание условий для безопасного и свободного обучения, для определения развития талантливых и одарённых детей, умения излагать свою точку зрения. | ||
Межпредметная связь | Литература – это общественно – гуманитарная наука, связанная с другими науками, такими как:
ü музыка
|
||
Предшествующие знания
|
Неоднозначность образа главного героя произведения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Печорина. | ||
Ход урока | |||
Запланированные этапы урока | Виды упражнений, запланированных на урок: | Ресурсы | |
Начало урока:
(10 минут) 2 минуты
3 минуты
Выход на тему урока Целеполагание 5 минут
Работа с эпиграфом к уроку
Значение творчества М.Ю. Лермонтова в мировой классике 1 минута
Работа в группах 11 минут
|
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок. Ребята, я рада приветствовать в этот солнечный день, пожелать успехов в работе. Стратегия «ДА — НЕТ» Оценивание – пометки на полях (за каждый правильный ответ) —какие ассоциации у вас вызывает слово «женщина». Ребята ассоциируют образ женщины со словом «цветы» Деление на группы. Для деления класса на группы применяю стратегию «Собери цветок», на обратной стороне цветка – имя героини романа. Класс выходит на тему урока – называют «Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени» В классе 24 ученика объединяю в 4 группы по 6 человек. Ученики выбирают карточки и объединяются в группы. — какую цель определим на сегодняшний урок? Какова композиционная роль женских образов в романе?
Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови».
Выставка произведений М.Ю. Лермонтова на всех языках мира. Урок сопровождается музыкальными произведениями на слова М.Ю. Лермонтова в исполнении Анны Герман, Аврама Руссо,Blud.
Задание 1 группе. Печорин и Бэла. 1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина? 2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле? 3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина? Задание 2 группе. Словарная работа — Ундина 1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого? 2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? 3. Какова композиционная роль ее образа?
Задание 3 группе Печорин и Мери 1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? 2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери? 3. Каков композиционный смысл образа Мери?
Задание 4 группе. Печорин и Вера 1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу? 2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке? 3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
|
Задают вопросы учителю, учитель отвечает: «Да» или «Нет» , выходят на слово «женщина»
Слайд 1
Слайд 2
Текст произведения, учебник стр. 194-196
Мифологический словарь, текст произведения учебник стр. 196-197
Текст произведения, учебник стр. 197- 200
Текст произведения, учебник стр. 200-203
|
|
Выступления групп
12 минут |
ФО. Взаимооценивание работ стратегия «Аплодисменты». Выступления групп, участвуют все члены группы. На каждое выступление -3 минуты | ||
Конец урока
(6 минут)
|
Подвожу итог урока
Инсценирование. Диалог Печорина и Бэлы (Настя и Дияр)
Тестирование 1. Кто рассказывает историю Бэлы? а) Печорин; б) автор; в) сама героиня; г) Максим Максимыч.
2. Как сложилась судьба Бэлы? а) её увёз Казбич; б) она осталась с Печориным; в) она вернулась к своим родным; г) она умерла.
3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание? а) в дом старухи; б) на берег моря; в) в трактир; г) в сосновый бор.
4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины? а) Печорин не пошёл на него; б) ундина чуть не утопила Печорина; в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику; г) она назначила вторую встречу.
5. Чей это портрет? «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала» а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская.
Оценивание. Подсчитывают заработанные пометки, аплодисменты, тест проверяют по ключу и оценивают в группе.
Домашнее задание. Напишите эссе «Женщины… — портрет моей героини » Рефлексия работы в группе: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.
При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:
– в группе сохранилось единство и партнерские отношения? – единство группы в ходе работы было нарушено? |
Слайд 3. |
|
Приложение 1
Задание 1 группе.
Печорин и Бэла.
- Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
- Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
- Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
Задание 2 группе .
Словарная работа — Ундина
- 1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
- Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- Какова композиционная роль ее образа?
Задание 3 группе
Печорин и Мери
- Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
- Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
- Каков композиционный смысл образа Мери?
Задание 4 группе.
Печорин и Вера
- Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?
- Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
- Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
+7 776 987 0729
Либо отправьте заявку с сайта