Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» — история двух свиданий

Казахстан, Карагандинская область, Жанааркинский район, пос. Атасу

КГУ «ОШ №132»

Учитель русского языка и литературы

Зайченко Надежда

Тип урока: изучение  нового материала.

Вид урока: беседа за круглым столом.

Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная работа; элементы анализа.

 Цели урока:

  • образовательная: создать условия для творческого осмысления рассказа «Ионыч»,развивать умения нравственного анализа и оценки качеств личности ,проступков и поведения людей;
  • воспитательная: помочь учащимся увидеть достоинства и недостатки человека, определить мотивы поведения;
  • развивающая: содействовать умению аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

 Оборудование:  портрет А. П. Чехова в классе на стене; · на партах книги с рассказом «Ионыч»; · отпечатанные на листе бумаги стих. Дельвига «Элегия» и стих. Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» ,рисунки бабочек и  листьев,презентация.

Оформление доски:

  • тема: А. П. Чехов .Рассказ «Ионыч»  — история двух свиданий».
  • эпиграф: Берегите в себе человека. А. П. Чехов.

Ход урока

  1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.

2.. Опрос-беседа.

Слово учителя: Мы продолжаем изучать творчество классика русской литературы А. П. Чехова.  Над какими  рассказами работали на предыдущем уроке?

Сегодня остановимся на рассказе «Ионыч», который вы прочитали дома.

3.Озвучивается тема и цель урока

  1. Проблемный вопрос: Почему каждый человек, попадая в ту или иную среду, несёт личную ответственность за свою судьбу?

Частные вопросы: 1. Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

  1. Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

(Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)  /, портрет Чайковского/

4.Учитель: Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» — любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

  1. — Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?( выступление учащегося о кодексе чести Чехова )

6.Учитель: Писатель Сергей Павлович Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей.

Учитель: Действительно, жизнь зачастую  преподносит человеку сюрпризы.  И не всегда они   бывают приятные. Так что же нужно предпринимать, чтобы негативные метаморфозы не смогли уничтожить личность?

Метаморфозы – превращения, перевоплощения.

Друг А.П.Чехова художник  И.И.Левитан, напутствуя юных художников, говорил: “Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины”.

Перед вами на столе лежат вырезанные бабочки и листья разных пород деревьев. Как вы думаете почему?( они подвержены метаморфозам).Возьмите  каждый по одному предмету и на протяжении всего разговора вы можете трансформировать их по вашему усмотрению, а в конце урока  посмотрим, что у вас получится(кокон, вид осеннего или засохшего листа).

Продолжаем работу.

6.Сообщение ученика:  Творческая история создания рассказа «Ионыч».   Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом уже  становится материальный интерес. Человек как личность становится ненужным и уходит на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема возникает перед каждым поколением.

Вопрос к классу: — Сколько глав имеет рассказ? (рассказ состоит из 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя)

(На интерактивной доске портрет Чехова и обложка рассказа «Ионыч»)

  1. Учитель: История, рассказанная Чеховым в «Ионыче» , строится вокруг двух признаний в любви.А какие ещё литературные произведения ,ранее нами изученные, построены так же?

Учащиеся:1. Так строился сюжет  в пушкинском «Евгении Онегине»,  с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Там  Татьяна- Евгений; Евгений- Татьяна)

2.А я вспоминаю  историю любви Катерины и Бориса из драмы «Гроза» Островского, где также было два свидания и трагическая развязка.

3.История любви  и способ ее описания стары, как мир. Вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся  в любви.

Учитель.Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к  таким  конструкциям,  выражает через них свое видение и понимание мира. У Чехова вначале  главный герой Старцев  признается Котику  в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом.

Для чего же нужны остальные  события?

Уч-ся:  Все остальные события нужны только для  объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

(инсценировка 1 свидания)

Учитель: Каким мы видим главных героев в начале рассказа?

Ученик: Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать «эту пустую, бесполезную жизнь», которая стала для нее Невыносимой.  Котик убеждена: «Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели… Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы….

  Ученик. Дмитрий Старцев был молод, у него были не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (Верста- старинная мера длины =1.066м) (а потом девять верст обратно), в его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья. .«Нужно трудиться, без труда жить нельзя»,— утверждает Старцев.

Учитель: Так вот  нам и предстоит выяснить, было ли что терять Старцеву  в промежутке между двумя свиданиями, прежде чем превратиться в Ионыча. Предлагаю поразмышлять над вопросом, что может повлиять на судьбу человека?( ответы ребят: друзья, родители, школа, профессия, общество, личные качества….)  Мы остановимся на трёх моментах: профессия, общество, личные качества.

Учитель:1.ПРОФЕССИЯ.   Давала ли она материальное благополучие?(вроде Да) Что мы знаем о Старцеве Дмитрии Ионыче? (молодой земский врач- медицинское образование).

-кто получал медицинское образование в то время? ( люди небогатые, выбирающие эту профессию для практического применения: небольшой доход от медицинской практики)

-подтвердите это примером из художественной литературы. (Евгений Базаров «Отцы и дети» Тургенева)

-сделайте вывод: можно ли сразу разбогатеть благодаря профессии врача, работающего в провинции?( нет)

Как работал Старцев сначала?(любил ходить пешком , много работал, немного брал за приём)

-проверим второе предположение относительно профессии врача. Возможно, постоянное общение с больными делает врача равнодушным к людским страданиям.  Что вы думаете по поводу этого? (врачи на фронте были окружены больными и ранеными, но с ними ничего подобного не происходило.  Или недавняя история ,когда  в авиакатастрофе погибла  знаменитая доктор Лиза, спасшая не один десяток детей Донбаса и Сирии. (Хотя сейчас учёные пришли к выводу, что можно  «сгореть» на работе)

-итак, сделаем вывод: может ли профессия врача способствовать его метаморфозам? (частично –да, но в основном – нет)

2.-рассмотрим другую версию. ОБЩЕСТВО.

-что утверждали приезжие города С? (жаловались на скуку и однообразие жизни)

-местные соглашались? (нет, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, есть умные, интересные люди- семья Туркиных)

-что мы узнаем о библиотеке? (читателей, кроме девушек и молодых евреев, не было)

—а что представляет собой семья Туркиных? (Иван Петрович- любит спектакли, сам играет, знает много анекдотов, постоянно шутит …; Вера Иосифовна- сочиняет романы и повести о несуществующей жизни («Мороз крепчал»), а потом читает их гостям)

-какая деталь подтверждает никчемность сочинений, нереальной описываемой жизни? (во время чтения романа из открытого окна гостиной раздается песня «Лучинушка», в которой рассказывается о том, что бывает в жизни)

-кто еще в семье Туркиных? (Котик- Катерина Ивановна- плохо играет на фортепиано, но мнит себя талантливой пианисткой)

-меняется ли что-нибудь с течением времени? (нет, только Катерина Ивановна лишилась иллюзий по поводу артистической карьеры)

-но если уж такую семью считают самой образованной и талантливой, что можно сказать обо всем городе?

-Старцев понимает, в какое общество он попал? (да. Его все раздражает, он не доволен; поэтому его называют «поляк надутый»)

-а он противится ему? (нет, он не доволен, как живут эти люди, но сам постепенно становится таким же- меняются интересы: деньги, недвижимость, )

-сделайте вывод: влияет ли общество на человека, который в нем живет? (да)

-но на каждого ли человека оно способно повлиять? Существуют ли примеры в литературе, когда человек не поддается его влиянию? (Да.Чацкий « Горе от ума»)

Учитель:-получается, что не всегда нужно обвинять общество в деградации человека. Поэтому рассмотрим еще одну версию: ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.

-рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку.

Итак, молодой врач приезжает в город С. Что мы знаем о его целях в отношении работы? (сначала ничего, но потом понимаем, что ему нравится его работа, нравится трудиться, он принимает много больных)

-что мы понимаем о его культурном уровне? (разбирается в музыке и литературе- понимает бездарность романа Веры Иосифовны, и бездарность игры на фортепиано Котика, повторяющиеся шутки Ивана Петровича ему кажутся глупыми)

-способен ли он испытывать серьезные чувства к женщине? (да)

-но в то время, когда он влюблен и думает о дальнейшей совместной жизни с Котиком, какие мысли его посещают? («А приданого они дадут должно быть немало»)

-получив отказ, Старцев переживает, но сколько времени? (три дня)

-так были ли чувства его серьезными? (нет)

-какая фраза указывает на это? (сколько хлопот, однако)

-как характеризуют эти ситуации и фразы героя? (не обладал в достаточной мере нравственными душевными качествами)

Учитель. Вот мы  и подошли  ко 2 -му свиданию теперь уже Ионыча с Котиком.

Сколько  времени прошло?(4 года).

(инсценировка 2 свидания)

Что за это время произошло с Котиком?

Ученик.Пожив какое-то время в Москве, она поняла, что нет  в ней   ничего особенного, что главной  своей ошибкой она считает то, что не понимала Старцева. При первом объяснении она категорична, он неуверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Из Котика она превратилась в Катерину Ивановну, теперь живого страдающего человека.

А со Старцевым?

Ученик.Старцев превратился в человека, который, кроме денег, ничего в жизни не желал. У него нет любимой женщины, у него нет друзей, он сам живет скучно и одиноко.   Теперь он Ионыч и  трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным («бумажки, добытые практикой», деньги), становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

(Вопросы на интерактивной доске)

Может ли человек жить без денег? Для чего деньги нужны людям? Может ли человек стать рабом денег? А что это означает – быть рабом денег?

Подошло время ответить на вопрос урока: почему произошла метаморфоза с  Ионычым? Вывод: Общество оказало на него влияние, но сказался (и это главное) и  недостаток душевных качеств)

Учитель:  Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Высказывание ученика: Рассказ заставляет задуматься о самом главном — о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)

Учитель. Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто».

А какой фразой заканчивает Чехов рассказ о жизни Ионыча? («Вот и все, что можно сказать про него»)-что это значит? (Ионыч- конченый человек) Огонёк в его душе окончательно погас. Что дальше?

Учитель.  Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева.

Кроссворд

  1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
  2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
  3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
  4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
  5. Жители города С. (Обыватели.)
  6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)
  7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
  8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)
  9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
  10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)

Учащиеся читают ключевое слово конформизм. Учитель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

Это сочетается  с фамилией главного героя (“Старцев” – старость, старение, застареть, состариться, постареть);

пять частей рассказа – пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева.( Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);

Подведение итогов: — к чему призывает Чехов своего читателя? (берегите в себе человека- эпиграф) -что это значит? Главное —  в человеке должно  отсутствовать равнодушие.

Сам Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Берегите в себе Человека!

И заключительный вопрос: Смог ли А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» картинами двух свиданий показать нам метаморфозы героев ?

Рефлексия : А что же произошло с вашими бабочками и листочками?

Ученик. Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!                   Гони ее от дома к дому,Тащи с этапа на этап,По пустырю, по бурелому,Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды,Держи лентяйку в черном телеИ не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку,Освобождая от работ,Она последнюю рубашкуС тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи,Учи и мучай дотемна,Чтоб жить с тобой по-человечьиУчилась заново она. Она рабыня и царица,Она работница и дочь,Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Домашнее задание:  написать сочинение-эссе по рассказам А. П. Чехова «В жизни по- разному можно жить».

Итоги урока. Выставление оценок.

 Спасибо за урок!      

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/dRnLQPZW3GnAyC


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *