Эффективное общение
Казахстан, г. Алматы
Международная школа «Мирас»
Педагог-психолог
Клименчук Мария Евгеньевна
Живя в столь быстро меняющемся мире, несущем огромный поток информации, мы постоянно находимся в процессе общения с окружающей нас средой и окружающими нас людьми. Общение — есть абсолютно любые контакты между людьми, использование любых каналов передачи информации и с абсолютно любыми целями. Необходимость общения возникает во всех сферах жизни: профессиональной, общественной, частной.
Человек по своей природе эгоцентричен и живет в своем субъективном мире, словно в сосуде, наполненном собственными ценностями и интересами. Когда два человека встречаются, их «сосуды» сообщаются. Этот процесс сообщения рассматривался в разные времена с разных сторон разными авторами, рождая самые неожиданные и весьма интересные теоретические вариации.
Например, широко известный ролевой подход к позициям общения основан на теории Э. Берна. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым (табл.1).
Таблица 1 — Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция «Я» | Типичные способы поведения, высказывания | |
1 | 2 | |
Родитель | Заботливый
родитель |
Утешает, исправляет, помогает:
«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем» |
Критический
родитель |
Грозит, критикует, приказывает:
«Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!» |
|
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение:
«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе» |
|
Ребенок | Спонтанный
ребенок |
Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабливающийся
ребенок |
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение:
«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности» |
|
Бунтующий
ребенок |
Протестующее, бросающее вызов поведение: «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете» |
Соответственно существуют определенные варианты общения позиций, основанные на трех составляющих:
Еще одна не менее интересная интерпретация общения представлена в теории Н.И. Шевандрина (табл.2).
Таблица 2 – Типы общения (Н.И. Шевандрин)
Тип общения | Особенности | Ситуация эффективности |
Императивное общение – авторитарная, директивная форма с целью достижения контроля над поведением партнера. | Партнер пассивен.
Цель не завуалирована, средства – приказы, директивы предписания, инструкции и т.п. |
Эффективно используется в уставных и административных сферах.
Неуместно в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях. |
Манипуляция – скрытая форма воздействия на партнера с целью управления его поведением в своих интересах. | Партнер активен, но обманут.
Цель принуждения, как правило, скрыта, партнер активен и обманут иллюзией отношений «на равных». |
Эффективно работает в политике, бизнесе, сферах маркетингового менеджмента и public relation.
Неуместна в уставных и административных сферах, в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях. |
Диалогичное общение – равноправное взаимодействие, с целью взаимопознания, взаимопомощи, взаимопонимания и самопознания партнерами друг друга. | Равноправные отношения.
Цель диалога — общение |
Эффективен в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.
Неуместен в политике. |
В ряде работ в общении выделяют следующие позиции:
- доброжелательная позиция принятия собеседника;
- нейтральная позиция;
- враждебная позиция непринятия собеседника;
- доминирование, или «общение сверху»;
- «общение на равных»;
- подчинение, или позиция «снизу».
Можно привести еще много примеров различных теорий, видов и позиций, но мне бы хотелось поделиться с вами тем, что я открыла для себя во время обучения на очень увлекательном тренинге «Уверенность, как компетентность в вопросах общения», тренером которого является Тихомирова В.Т. Это определенные позиции в общении, основанные на теории Кристель Петиколлен, которые в свою очередь помогают выстроить диалог с собеседником.
Изучая данные позиции, я являлась наблюдателем и активным практиком того, как происходит общение в школьном коллективе, в котором, в свою очередь, есть возможность ощутить на себе в полной мере все стороны общения между людьми.
Итак, что же это за позиции? Их 5.
- «Сосуд»
В такой позиции – индивид исходит только из того, что важно для него самого, он держится только своих суждений и эмоций и мало расположен к собеседнику.
Приведу вам пример:
— Купила себе новое платье, так долго искала, ходила по магазинам, еле подобрала размер, а цвет-то какой!
— Платье? Точно, а я давно не надевала платье на работу – надо надеть.
— Ты знаешь, какая удачная выкройка, как по фигуре сидит! Мне очень нравится.
— Да, в платье можно выглядеть на все сто, надену завтра платье.
Можно долго продолжать этот разговор, но мы уже видим, что этот диалог напоминает два перекрывающих друг друга монолога и, конечно, не совсем способствует дружеским связям. В то же время знание подобной позиции позволяет легко определить, кто перед вами.
Как-то во время анализа очередного диалога я поняла, что много бесед ведется именно с этой позиции. Казалось бы, идет двусторонний диалог, но в итоге каждый собеседник остается со своей информацией, т.е. происходит монолог, по форме напоминающий ситуацию «Кто кого переговорит». Эта позиция, как выяснилось на практике, удобна для того, кто сам не желает в данный момент разговаривать со своим собеседником или кого не очень интересует тема беседы. В таких случаях своим монологом можно остановить разговор и остаться в своем «сосуде».
- Идентификация
В этой позиции себя ставят на место ближнего, принимают его образ мыслей, ценности и чувствуют его эмоции. Свои же ощущения остаются в стороне, т.е. ты перешагиваешь в «сосуд» ближнего.
Приведу вам пример:
— Вот-вот, правильно, — сказал Иа-Иа. – Пой, пой. Трум-тум-тум-тири-бум-бум. В лесу родилась палочка, в лесу она росла. И много-много радости детишкам принесла. Веселись и развлекайся.
— Я веселюсь, — сказал Пух.
— Кое-кому удается, — сказал Иа-Иа.
— Да что такое случилось?- спросил Пух.
— А разве что-нибудь случилось?
— Нет, но у тебя такой грустный вид.
— Грустный? Отчего это мне быть грустным? Сегодня же мой день рождения. Самый лучший день в году!
— Твой день рождения? – спросил Пух, ужасно удивленный.
— Конечно. Разве ты не замечаешь? Посмотри на все эти подарки. – Иа-Иа помахал передней ногой из стороны в сторону.- Посмотри на именинный пирог.
Пух посмотрел – сначала направо, потом налево.
— Подарки? – сказал он. – Именинный пирог? Где?
— Разве ты их не видишь?
— Нет, – сказал Пух.
— Я тоже, — сказал Иа-иа……
…- А сегодня правда твой день рождения? – спросил Пух.
— Правда…..
…
-Постой тут! – крикнул Пух и со всех ног помчался домой. Он почувствовал, что должен немедленно преподнести бедному ослику хоть что-нибудь, а потом у него всегда будет время подумать о настоящем подарке.
Это позиция сочувствия и сопереживания. Это замечательный способ наладить контакт с собеседником, дать ему понять, что ты можешь почувствовать, как ему тяжело в данный момент. Она поможет достичь доверия в общении. Но стоит помнить, что в данной позиции можно потерять пути к отступлению и поддаться манипуляциям со стороны собеседника.
В этой позиции я оказываюсь наиболее часто, но использую ее тоже на практике. Это очень удобно, когда ты хочешь добиться от собеседника содействия и помощи. Я стараюсь его (собеседника) идентифицировать со своими эмоциями и чувствами. Это очень перспективная позиция для манипуляторов.
- Метапозиция
- «Мета» означает «вне», «над»: это позиция наблюдателя, и именно она наиболее объективна. Находясь в метапозиции, можно получать информацию одновременно от двух моделей мира: собеседника и своей собственной, будучи при этом эмоционально отстраненным, нейтральным.
Пример из практики:
З.: Привет! Слышала от подруги, что ты готовишь потрясающую лазанью.
Ю.: Да, вроде вкусно получается. Спасибо, за столь высокую похвалу.
З.: Я очень хочу приготовить по твоему рецепту, может, сегодня зайдешь ко мне поможешь приготовить. Хочу именно по твоему рецепту.
Ю.: Это здорово, что у тебя такой потенциал. Знаешь, у меня есть рецепт в электронном виде, а там даже фотографии процесса приготовления и ссылки, в интернет блог, на комментарии о приготовлении. Я тебе вышлю на почту. Думаю, ты справишься!
В данной ситуации Ю. не решала проблему собеседника З. Была продемонстрирована сопричастность к проблеме и возможность выбора путей решения.
Эта позиция позволяет отключить эмоции и решить сложные психологические проблемы. Метапозиция предлагает возможность анализа и выбора путей решения ситуации. Существует также обратная сторона этой позиции – это недостаток эмоциональной включенности, которую, в свою очередь, может ожидать собеседник.
Во время использования метапозиции в разговоре с собеседниками мне бросилась в глаза характерная особенность: нередко собеседники давали мне понять, что я «ни капли» не сочувствую и не понимаю их ситуации. Хотя я искренне пыталась помочь решению их проблем, но… не своими руками. В конце концов, я наткнулась на стену. Возможно, причиной этого является тот факт, что решение сложных ситуаций люди предпочитают решать не своими действиями, а за счет других людей.
- Проекция 1
Позиция проекции призвана, ориентируясь на собственные ценности и суждения, анализировать жизнь собеседника. Предлагаем собеседнику выйти из его «сосуда» и разделить с нами образ мыслей и восприятие мира.
Проекция может быть и очень неприятной для собеседника позицией.
Практикуя данную позицию, как я выяснила для себя, что не стоит путать местоимения «Ты», «Вы» и «Я». Когда я пыталась спроецировать ту или иную информацию, мне хотелось, чтобы собеседник разделил со мной восприятие мира в данной ситуации, но ничего из этого не получалось. Моя ошибка была именно в использовании местоимения.
«Наденешь белые брюки, пойдешь в детский сад на работу. А на уроке с детьми тебе обязательно поставят пятно, да на самое видное место. А тебе еще весь день работать!»
Так в чем ошибка? А в том, что у собеседника нет белых брюк, и в детском саду он не работает. Вот почему местоимение «Ты» в этой позиции, вопреки моим ожиданиям, не будет действовать. Таким образом, следует преподносить информацию в проекции 1, используя местоимение «Я». И ваш собеседник лучше поймет ваши чувства.
- Проекция 2
Проекция 2 предполагает талант хорошего рассказчика, так как собеседника в данном случае необходимо полностью погрузить в ситуацию, которую зачастую педагоги используют на уроках – они проецируют свое видение мира на ученика, чтобы тот, в свою очередь, смог войти в новый для него «сосуд знаний».
Приведу вам пример:
«…- Нет, по-моему, ты не болен.
— Ух, какой ты гадкий! – закричал Карлсон и топнул ногой. – Что, я уж и захворать не могу, как все люди?
— Ты хочешь заболеть?! – изумился Малыш.
— Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме одного огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого пребольшого куля конфет!
Карлсон с надеждой смотрел на Малыша, но тот стоял совершенно растерянный, не зная, где он сможет достать все, чего хочет Карлсон.
— Ты должен стать мне родной матерью, — продолжал Карлсон. – Ты будешь меня уговаривать выпить горькое лекарство и обещаешь мне за это пять эре. Ты обернешь мне горло теплым шарфом. Я скажу, что он кусается, и только за пять эре соглашусь лежать с замотанной шеей.
Малышу очень захотелось стать Карлсону родной матерью… »
В этом примере Карлсон использует именно эту модель общения. Эту позицию я тоже с удовольствием использую в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Их фантазия помогает мне развивать талант хорошего рассказчика и доносить нужную информацию до детей.
Конечно, есть и ограничивающий аспект позиции – настаивая на своих критериях, мы можем быстро стать для собеседника невыносимыми.
Узнав и опробовав данные позиции на практике, я стала замечать, что во время любой, даже самой незначительной беседы можно очень быстро проанализировать ситуацию и прочувствовать собеседника. Можно выбрать, какая позиция или несколько из них помогут конструктивно провести беседу. Чтобы лучше понять собеседника, нужно войти в «сосуд», чтобы обеспечить себе возможность объективного понимания, необходимо занять метапозицию, а чтобы объяснить собственную точку зрения, следует принять позицию проекции. Важно также всегда помнить, что иногда необходимо отдохнуть в своем «сосуде», напоминая себе, кто ты есть на самом деле. А существует возможность, и маневрировать от одной позиции к другой прибегая к быстрому анализу во время диалога.
Предлагаю и вам попробовать на своем опыте ощутить удобство ведения диалога с собеседниками, опираясь на знания позиций общения.
Список использованных источников:
1 Альберт Катасонов. Отношения между людьми. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://navigatorway.com/relation
2 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.
3 Шабанов Л.В. Психология общения (учебно-методическое пособие) Томск 2006.
4 Кристель Петиколлен «Учиться слушать» Издательский Дом Мещерякова Москва 2009.
5 Вечер любимой сказки/ Сост. З.В. Шубина. – Алма-Ата: Онер, 1992.
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/6MG7h3bn3Lh8uP