Герои повести, мотивы их поступков, роль стихии в повести А.С. Пушкина «Метель»
Казахстан, Карагандинская область, г. Каражал
Общеобразовательная средняя школа №3
учитель русского языка и литературы
Черноколенко Ирина Николаевна
Краткосрочное планирование
Ф.И.О Место работы |
Черноколенко И.Н ОСШ№3 г Каражал |
Предмет Литература |
Класс 6 |
||||
Тема урока |
Герои повести, мотивы их поступков, роль стихии в повести А.С. Пушкина «Метель» |
||||||
Цель SMART |
— Обобщить и систематизироват — Развивать умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить выход из проблемной ситуации; — Сформировать умение анализировать текст, видеть его во взаимосвязи и закономерности; — Воспитывать уважение к творчеству Пушкина; нравственные качества у учащихся на примере его произведений. |
||||||
Ожидаемый результат |
Научатся анализировать произведение; смогут решать проблемные вопросы; смогут найти выход из проблемной ситуации, смогут воспитать в себе нравственные качества на примере произведений А.С. Пушкина |
||||||
Критерии успеха |
Мотивация, саморегуляция, парная работа, групповая работа |
||||||
Ключевые идеи/ подход |
Диалог, парная работа, критическое мышление |
||||||
Учебник |
Русская литература для 6 класса общеобразователь Авторы: О.П. Йост, С.Ф. Нуркенова, И.И. Шевченко, Е.А. Эпп Астана: «Арман — ПВ», 2015 |
||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание Формат/ суммат |
Ресурсы |
|||
Вводная часть 1. Приветствие (создание коллаборативной среды) Вызов |
Пожелания учителя Учитель Ребята, я хочу начать сегодняшний урок с классической музыки, которую написал великий композитор Г.Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. Ответьте на следующие вопросы: — Каковы ваши первые впечатления? — Какую картину Вы представили? — О чем эта музыка? |
Участвуют в разминке Отвечают на вопросы |
Интерактивная доска, презентация, тетради, учебники, словарь |
||||
Время |
Именно на произведение А.С. Пушкина «Метель» Свиридов написал свою композицию. — Смог ли композитор передать то, что хотел сказать А.С. Пушкин? |
Отвечают на вопрос |
|||||
Осмысление |
А каковы ваши ассоциации со словом «Метель»? — Можно ли ее нарисовать? |
Отвечают на вопрос |
|||||
Задание |
— Какой метель вам видится? Работа в группах: 1 группа: составляют ассоциацию (кластер) 2 группа «Синквейн» «Метель». 3 группа рисует метель -А теперь из нашей метели мы перенесемся в пушкинскую. Работа с эпиграфом. — Вспомните, что называется эпиграфом |
Составляют кластер Составляют синквейн Рисуют рисунок Отвечают на вопрос (небольшой текст, предваряющий произведение) |
жесты |
||||
-Выделите главные, несущие основную нагрузку слова. — Какую, по-вашему, основную мысль выражает эпиграф? Постановка проблемного вопроса — Почему повесть называется «Метель»? — Каково значение этого образа? |
Выделяют ключевые слова (вдруг метелица, божий храм, черный ворон, вещий стон) Отвечают на вопрос (неприятное предзнаменование Отвечают на вопрос (в метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин) Судьбоносное решение |
||||||
Закончите фразу Работа в группах: 1 группа Метель – та сила, которая… 2 группа Метель играет роль случая, от которого … 3 группа Верить в судьбу_ это значит… |
Заканчивают фразу 1) Изменяет жизнь героев 2) Зависит судьба человека 3) Верить в приметы, в предсказания |
||||||
Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. Обратимся к деталям, описывающим этот дом. Работа в парах. Задание: попробуйте описать, подобрать детали к описанию дома: — Какой он? — Большой или маленький? — Каменный или деревянный? — Тепло ли в нем или холодно? Мысленно пройдитесь по первому этажу. — Что Вы там видите? — Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали ее? Это Марья Гавриловна. Ее лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в ее родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может рассказать о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери. |
Наблюдают Слушают и оценивают Сценка: ученики актеры играют, остальные – слушают |
Оцените игру актеров при помощи стратегии «Жесты» (большой палец) |
|||||
Анализ эпизода — Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны? |
Отвечают на вопрос (сильно нервничает) |
||||||
— Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны? |
Она не хочет и очень боится уезжать |
||||||
Какие два противоречия возникли в ее душе? |
Не хочет подвести Владимира и не хочет разочаровать своих родителей |
||||||
Анализ текста Найти и отметить строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. — Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? Укажите авторскую позицию. Найдите слова настроения |
Находят и отмечают С долей иронии, даже автор не верит им. Его ирония особенная. Он серьезен и ироничен одновременно Слова настроения: «были в переписке», «клялись в вечной любви», «скрываться некоторое время». |
||||||
Что такое ирония? — Почему автор над ними насмехается? |
Это скрытая насмешка. Они слишком молоды, чтобы строить планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время. |
||||||
Всегда ли этот ироничный тон будет сохраняться? |
Не всегда |
||||||
— Когда нам становится страшно за героев? |
Когда они попадают в метель |
||||||
Назовите других героев произведения |
Владимир, Бурмин |
||||||
Работа в группах Прием «Черный ящик» Подобрать детали – словесные уточнения, которые помогут раскрыть образ. 1 группа – образ Маши 2 группа – образ Владимира 3 группа – образ Бурмина |
1 группа. Маша (письмо, шкатулка, шаль) 2 группа. (военная форма, письмо, заговор) 3 группа.(нет имени, копейки, черная бумага) |
||||||
Вернемся к описанию метели. Как описание метели связано с душевным состоянием героев? — Почему Маша названа «молодой преступницей»? Какой закон она нарушила? — Кто выступает в роли судьи? Как судьба наказывает Владимира? |
Она реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира. Она пошла против воли родителей. Законопослушания Сама жизнь в виде метели Он умирает |
||||||
Работа в группах Прием «Фишбоун» или стратегия Исикавы Вернемся к Маше. Какими испытаниями наказывает ее жизнь? Работаем над сюжетным мышлением. 1 группа Кто? Что? 2 группа Где Когда? 3 группа Почему? Зачем? За что наказан Бурмин? Вывод: за раскаяние они получают от судьбы прощение |
1 группа Кто? Марья Гавриловна выходит замуж за незнакомца, Владимир умирает, Бурмин не знает, как сказать о том, что он женат Что? Смерть отца, смерть Владимира, невозможность выйти замуж 2 группа Когда? После побега Где? В доме, в деревне, в душе 3 группа Почему? Она узнала, почему Бурмин не мог на ней жениться Зачем? Она мучилась от того, зачем совершила побег? Жестоко пошутил Воспитание на французских романах заговор побег Невозможность выйти замуж Горячка смерть смерть Владимира отца |
||||||
Вывод |
В чем сходство картины, музыкальное произведение и живопись, в чем различие. За раскаяние они получают от судьбы прощение |
Да, Маша признается родителям, Бурмин- Маше в том, что он женат. Составляют диаграмму Венна |
|||||
Какие перемены произошли в душе Марьи Гавриловны Возможно ли счастье? Докажите. Работа в группах. 1 группа «Авторская оценка» 2 группа Идея произведения 3 группа Конфликт |
|||||||
Рефлексия |
Тест по произведению «Метель» д/з интервью с любимым героем |
самооценка |
Тест по произведению «Метель»
1. Жанр произведения –
А) рассказ
Б) роман
В) повесть
2. «Метель» была написана Пушкиным в
А) Болдино
Б) Одессе
В) Михайловском
3. Персонаж, рассказавший о том, что произошло в церкви в метельную ночь
А) Марья Гавриловна
Б) Бурмин
В) Владимир
4. Начавшаяся перед побегом Маши метель
А) изменила ее планы
Б) была предзнаменование
В) никакого впечатления
5. Тема произведения
А) трагическая любовь
Б) счастье человека
В) превратности судьбы
Критерии оценивания
От 100% — 90% — 5
От 80% — 70% — 4
От 60% — 40% -3
Ниже — 2
Список использованной литературы
1. В. С. Соловьев Судьба Пушкина— Москва, Либроком, 2010 г.- 100 с..
2. А. С. Пушкин А. С. Пушкин. Поэмы и повести. Часть 1— Москва, Новое издательство, 2007 г.- 648 с.И. А. Гончаров.
3. Вольф Шмид Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина» и «Пиковая дама»— Москва, Издательство Санкт-Петер, 2013 г.- 356 с..
4. В. С. Соловьев Судьба Пушкина— Москва, Либроком, 2010 г.- 100 с.
5. А. Пушкин Повести Белкина— Санкт-Петербург, Искательпресс, 2014 г.- 64 с.
6. Александр Пушкин Повести Белкина— Москва, Азбука, Азбука-Аттикус, 2011 г.- 320 с.
7. Александр Пушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Дубровский. Пиковая дама— Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2008 г.- 192 с.
Ссылка на матеоиал: https://yadi.sk/i/bdTwJ2YvuJBFf