Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
Казахстан, Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, г. Аксай
КГУ ОШ №6
Учитель начальных классов
Мустаева Динара Сабитовна
Цель: — познакомить с творчеством писателя; добиться понимание
произведения; формировать навык сравнения и анализа, умение
подробно излагать прочитанное и услышанное;
— развивать память, внимание, речь; отрабатывать навыки
выразительного чтения;
— воспитывать чувство добра, любви, долга по отношению к своим
близким.
Межпредметные связи: с русским языком, изобразительным искусством.
Ход урока
Ι. Организационный момент. Мотивация к деятельности. (1 мин)
— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
— Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
-И мне сегодня хочется сказать вам, ребята, в добрый час.
Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим удачного дня.
ll.Проверка домашнего задания.
-Начнем наш урок с повторения. Перед вами лежат листочки с тестами, предлагаю вам повторить пройденный материал. даю вам 3 минуты на них. Эти тесты вы в конце урока сдадите, и я оценю вашу работу. (3 мин)
-Выполненная сейчас вами работа была по пройденному разделу.
Золотое кольцо – золотые руки.
(Прям.значение)- (переносн.знач)
— А сегодня с вами начнем новый раздел «Золотая душа». Как вы понимаете это название? А это какое значение? (2 мин)
— Я вас попрошу обсудить в группах и объяснить смысл выбранных вами пословиц. (ответы детей) (2 мин)
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе слово слаще мёда.
— А в каких произведениях, добро побеждает зло? (в сказках)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
IlI. Актуализация опорных знаний.
1.Повторение изученного.
А вы любите читать и слушать сказки? Составьте ассоциации к слову «сказка». (устно).(2 мин)
— Вот сегодня мы рассмотрим литературную сказку.
2.Проблемная ситуация
-А чтобы узнать с какой сказкой мы познакомимся и кто является ее автором, предлагаю вам разгадать кроссворд. (5 мин)
Ну, а теперь отгадайте загадки:
1.Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)
2.Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас)
3.Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
(Дюймовочка)
4.Я сказочный гном.
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
Вам сон подарю.
И в сказку любую
Попасть помогу.
( Оле-Лукойе)
- С голосом нежным
без спору рассталась,
Ради любви потеряла покой.
(Русалочка)
- 6. Про принцессу вам загадка:
Ей нужна была кроватка
С сотней новеньких матрасов.
Говорю вам без прикрас я.
Добрая, хорошая….
(Принцесса на горошине)
- О платье волшебном наслышан
Собрался на площадь народ,
Король в обновке к ним вышел
С вельможей под ручку вперед.
На нем ничего кроме шпаги,
Короны и старых штиблет.
(Новое платье короля)
- Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился…. (огниво)
1 | с | н | е | ж | н | А | я | к | о | р | о | л | е | в | а | |||||||||||||||
2. | С | в | и | н | о | п | а | с | ||||||||||||||||||||||
3. | д | ю | й | м | о | в | о | ч | к | а | ||||||||||||||||||||
4 | о | л | е | — | л | у | к | о | й | е | ||||||||||||||||||||
5. | р | у | с | а | л | о | ч | к | а | |||||||||||||||||||||
6 | П | р | и | н | ц | е | с | с | а | н | а | г | о | р | о | ш | и | н | е | |||||||||||
7 | н | о | в | о | е | п | л | а | т | ь | е | к | о | р | о | л | я | |||||||||||||
8 | о | г | н | и | в | о | ||||||||||||||||||||||||
Кроссворд «Сказки Андерсена» (слайд 1, 2, 3)
lV. Изучение нового материала.
— Кто является автором этих произведении? (Г.Х.Андерсен) (2 мин)
Давайте, посмотрим презентацию о нем. (слайд 4)
— Отгадывая кроссворд, мы вспомнили многие сказки Андерсена, но среди них не было той, с которой мы сегодня познакомимся. «Дикие лебеди». (слайд 5)
1) Самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих, по праву считаются лебеди. Люди издавна восхищались красотой, грациозностью и благородством лебедей.
2) Релаксационная минутка. (1 мин)
— Сейчас немного расслабьтесь и отдохните, посмотрите «танец лебедей»
3) Словарные слова: (2 мин)
— В тексте встретятся непонятные слова, это устаревшие слова.
Опочивальня — это спальня (во дворце)
Архиепископ – является представителем церкви, старший среди епископов.
Палач – лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании.
Палаты – историческое большое богатое здание.
4) Работа в тетради.
-Запишите в тетради число, месяц и тему нашего урока.
7 февраля.
Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
5) Чтение учителя и детей. (10 мин)
— Сейчас я начну читать, все следим, остановлюсь и будет другой кто-нибудь читать.
6) Общее восприятие по прочитанному тексту. (2 мин)
-докажи, что данное произведение является сказкой.
-дайте характеристику главной героине Элизе. Какая она?
7) Выборочное чтение по вопросам. (6 мин)
— я буду задавать вопросы, а вы должны найти и прочитать ответ из текста.
1) Найдите отрывок, описывающую встречу Элизы с братьями
2). Что рассказал старший брат Элизе при встрече?
3) Что пригрезилось, приснилось Элизе? Прочитайте.
4) Встреча короля с Элизой. Найди отрывок.
5) Куда шла ночью Элиза и для чего?
6) Какое наказание присудил народ Элизе?
- Первичное усвоение новых знаний.
— А чем закончилась эта сказка, давайте мы посмотрим. (2 мин)
— добро победило зло?
VII. Синквейн (3 мин)(слайд 6)
— Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
— Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.
В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:
- Тема (сущ. – 1).
- Описание темы(прил. – 2).
- Описание действия(глагол – 3).
- Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
- Синоним(к первому).
Например: синквейн со словами: Элиза, сказка, лебеди.
VIII. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)
— Мы сегодня с вами познакомились со сказкой Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». Понравилась вам сказка?
— Перед вами лежат лебеди. Напишите на них. Чем вам понравился наш урок?