Хозяйственная оценка природных ресурсов
Цели урока:
- дать понятие ресурсообеспеченности;
- формирование умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов;
- продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять планы, географические конспекты.
Оборудование:
политическая карта, карта «Природные ресурсы мира», атласы, таблицы.
Тип урока: урок-практикум (выполнение практических заданий учащимися по ходу краткой лекции учителя).
Цель проведения практикума: способствовать развитию умений интеллектуальных, оценочных, практических, общеучебных, коммуникативных.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы:
А) Понятие о ресурсообеспеченности, географической ресурсообеспеченности, природно-ресурсном потенциале территории.
Задание: приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.
Б) Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?
Задание: используя статистические материалы, рассчитайте, на сколько лет хватит угля, нефти, железной руды. Какие проблемы возникают в связи с этим у человечества. Назовите страны, с крупнейшими запасами угля, нефти.
В) настоящее время идут поиски полезных ископаемых «вглубь» и «вширь». Опишите характерные признаки этих двух направлений.
В) Земельные ресурсы: два противоположных процесса.
Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами составляет 13,1 млрд.га. Задание: Составьте схему «Структура и размеры мирового земельного фонда». Проанализируйте рисунок 7, карту « Мировые земельные ресурсы» и таблицу 5 в приложении и сравните обеспеченность стран и регионов пахотными землями. Приведите примеры мало- и многоземельных стран. Установите причины таких различий.
Г) Водные ресурсы суши: обеспеченность пресной водой.
Задание: по карте «Водные ресурсы мира» сравните обеспеченность крупных регионов ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.
Д) Биологические ресурсы: необходимость предохранения от оскудения.
Задание: используя соответствующие источники, охарактеризуйте два лесных пояса мира; дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран, выделите очень богатые ими и бедные.
Е) Ресурсы Мирового океана:
Задание: по тексту пункта составьте опорный конспект материала; используя источники, докажите, что Океан «болен» сегодня. Как используются воды океана человеком?
3. Итоги урока, рефлексия, самооценка, оценка учащихся.
4. Домашнее задание: подготовить сообщение «Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма».
Республика Казахстан, Карагандинская область
КГУ «Средняя школа №15 села Трудовое» акимата Осакаровского района
Учитель географии
Куковская Светлана Анатольевна
Разработка поурочного плана по географии в 11 классе (естественно-математическое направление)
Тема «Турция»
Тема: Турция
Цели:
- формирование представления учащихся о государстве Азии — Турция;
- отработка умений учащихся добывать знания самостоятельно в ходе работы с различными источниками информации по инструктивной карточке;
- развитие навыков групповой работы.
Ожидаемый результат:
должны знать общегеографическую характеристику государства Турция (по стандартному плану); должны уметь работать самостоятельно с различными источниками информации и добывать знания и умения; должны уметь работать в группе.
Оборудование:
политическая карта, комплексная карта Турции, атлас для 11 класса и 10 класса, инструктивная карточка «Турция».
Содержание урока:
1. Сообщение темы урока, подведение к цели урока, мотивирование учащихся на продуктивную работу. (1 минута)
- Вступительное слово: общая краткая характеристика региона. (3 минуты)
- Деление на группы, инструктаж по выполнению работы по инструктивным карточкам. (2 минуты)
- Самостоятельная работа учащихся. (35 минуты)
- Подведение итогов урока, самооценка, рефлексия.(3 минуты)
- Домашнее задание: творческое задание: составить кроссворд на тему «Турция». (1 минута)
Инструктивная карточка «Турция»
Площадь территории – 779,4 тыс. кв.км
Население – 73,6 млн. чел (2010)
Столица – Анкара
Государственное устройство – республика
Глава государства – президент
Законодательный орган – Великое национальное собрание
Государственный язык – турецкий
Денежная единица – турецкая лира
В состав Турецкой республики входят 75 вилайетов (провинций). День провозглашения республики – 29 октября 1923 г.
Вспомните все, что вам известно о Турции. Достаточно ли вам этих знаний? Давайте расширим твой кругозор путем самостоятельного добывания знаний!
1. Найдите на политической карте Турцию. На каком материке расположена эта страна, какому региону принадлежит? Используя карту и нижеприведенный план, составьте характеристику экономико-географического положения Турции.
План характеристики ЭГП страны
А. Положение объекта на территории материка.
Б. Положение по отношению к соседним странам.
В. Положение по отношению к главным сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным базам.
Г. Положение по отношению к главным транспортным магистралям.
Д. Вывод о возможности влияния ЭГП на развитие хозяйства страны.
2. Ознакомьтесь с историей формирования Турецкого государства и геополитическим положением страны, используя пункт 2 параграфа 30.
3. Используя карты атласа нужного содержания, составьте краткую характеристику природно-ресурсного потенциала Турции. Сделайте вывод о благоприятности ПРП для развития хозяйства страны. Проверьте ваши выводы по пункту 3 параграфа 30.
4. Хотите узнать подробнее о населении Турции? Воспользуйтесь нижеприведенным планом, картой атласа «Плотность населения и народы» и пунктом 4 параграфа 30, составьте краткую характеристику населения Турции.
План характеристики населения страны
- Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
- Возрастно-половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами.
- Национальный состав населения.
- Основные черты размещения населения. Влияние миграций на это размещение.
- Уровень, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.
- Сельское расселение.
- Перспективы роста населения и трудовых ресурсов.
Вопрос: что повлияло на высокий уровень урбанизации населения и появление больших городов?
До 70-ых годов 20 века Турция была преимущественно аграрной страной. В настоящее время она является индустриально-аграрной страной с развитой тяжелой промышленностью. Становление турецкой экономики началось с промышленной переработки сельскохозяйственного сырья. И в настоящее время большая часть трудоспособного населения работает на предприятиях легкой и пищевой промышленности. Какова же экономика Турции сегодня?
5. Используя параграф 31, назовите отличительные особенности современного хозяйства Турции.
Какие отрасли являются ведущими в промышленности страны?
Заполните таблицу в тетради:
Отрасли промышленности | Сырьевая база, особенности производства | Центры
размещения |
Добыча угля | ||
Добыча нефти | ||
Электроэнергетика | ||
Черная металлургия | ||
Цветная промышленность | ||
Машиностроение | ||
Химическая промышленность | ||
Легкая, пищевая промышленность |
|
Используя нижеприведенный план, составьте краткую характеристику сельского хозяйства Турции.
План характеристики сельского хозяйства
- Значение отрасли и объем производства.
- Агроклиматические ресурсы территории.
- Особенности аграрных отношений.
- Структура отрасли.
- География растениеводства и животноводства; сельскохозяйственные районы.
- Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.
- Перспективы развития отрасли.
Вы проделали большую работу! Молодцы!
Подведите итоги: что нового вы узнали, что было интересным для вас? Что осталось непонятным? Уточните у учителя данные моменты.