Имя существительное
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Жамбылский район, с. Жамбыл
КГУ «Жамбылская средняя школа»
Учитель русского языка и литературы
Жакина Татигуль Берликовна
Цель: на основе лексического материала познакомить учащихся с именами существительными
Задачи:
- углубить знания об имени существительном;
- развивать умение критически мыслить;
- воспитать у школьников уважение к человеку с ограниченными возможностями.
Тип урока: интегрированный
Оборудование: повесть С.Баймухаметова «Победитель»,карточки с текстом
Ход урока:
- Организационный момент
— Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте, мои дорогие ребята! Обычно с такого приветствия мы начинаем уроки русского языка, а как же иначе? Ведь целых 45 минут вы будете моими верными помощниками.
А теперь посмотрите на гостей, улыбнитесь им.Улыбнитесь друг другу и внимательнее посмотрите на своего товарища, подругу; посмотрите попристальнее: перед вами не просто Карина, Меруерт, Айдана, Даурен.Перед вами, прежде всего человек, человек со своими мыслями, привычками, характером, желаниями. Догадались ли вы, ребята, о ком мы поведем речь сегодня на уроке?
— О человеке.
-Правильно.Это и будет лексической темой нашего урока.
Человек — кісі -.man
I этап: Побуждение
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «человек»»?
Сегодня, ребята, мы поведем речь о человеке, который оставил о себе добрую память. Мы будем учиться у него мужеству, любви к ближнему, человечности, чуткости. А познакомит нас с человеком необычной судьбы писатель Сергей Баймухаметов в повести «Победитель».
Победитель – жеңімпаз
II этап: Осмысление
- Чтение учителем предисловия.
- Беседа по прочитанному.
1.О ком пойдет речь в повести С. Баймухамедова «Победитель»?
— О Шамиле.
2.Кто он?
— Человек, волейболист.
3.Какие вопросы у вас возникли по прочитанному отрывку?
— Где живет Шамиль? Какую фамилию носит?
4.Как вы думаете, ребята, какая жизнь его ждала? А он знал об этом?
- Чтение отрывка повести учащимися.
- Кривощеков-Шакшакбаев
- Всю жизнь я — Шамиль Тауфикович Шакшакбаев, сын своего отца, называюсь казахом и считаю себя казахом. Но в метриках до 16 лет я значился как Александр Кузьмич Кривощеков. Моя русская мама Надежда Кузьминична Кривощекова и мой казахский папа Тауфик Ертаевич Шакшакбаев и по условиям жизни-она в селе оставалась, а он в город уехал работать- и по беспечноости своей никак не удосуживались официально оформить отношения. И потому в метрику меня записали на фамилию мамы, а отчество от ее отца – моего деда. Получилось, что мама- Кузьминична и я – Кузьмич. Нет, в школе-то я звался и был Шамилем Шакшакбаевым, а в документах – Саша Кривощеков. И лишь к шестнадцати годам, к паспорту, мама с папой спохватились и оформили меня по отцу – Шамиль Тауфикович Шакшакбаев.
- Что вы можете добавить еще о Шамиле?
Вернемся к нашей первой схеме ассоциации и дополним ее.
*Краткий рассказ учителя о жизни Шамиля Шакшакбаева.
-Ребята, заинтересовала ли вас судьба Шамиля Шакшакбаева? Что вы о нем хотели бы узнать? Что бы вы хотели ему сказать при встрече?
-Ребята,к какой части речи мы отнесем слово «человек»?
-Правильно, мы с вами сформулировали тему нашего урока: «Человек – имя существительное».
* Вместе с учащимися составляем кластер по теме «Части речи».
— Назовите части речи.
Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом учебника /стр./
Совместными усилиями продолжаем составлять кластер по теме «Имя существительное»
III этап: Рефлексия
Ребята, вернемся мысленно к повести С.Баймухамедова.Какие слова, которые нам встретились в повести, мы можем отнести к именам существительным?
- победитель, любовь, человек, Шамиль, инвалид
- Молодцы!
- Давайте,ребята, вспомним какие слова мы называем антонимами?
- Подберите антонимы к словам:
Любовь – ненависть, добро – зло, герой – трус
*Итог урока.
— О ком мы говорили сегодня на уроке?
— О каком человеке?
— Чему мы учились у Шамиля?
— О чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?
— С какой частью речи познакомились на уроке?
— Как звучала тема нашего урока?
— Человек – имя существительное.
Вывод:существует два мира: мир добра, любви, мужества ; мир зла, ненависти, трусости .Шамиль Шакшакбаев выбрал мир добра, любви, мужества.А нам, ребята, самим решать в каком мире жить, какой мир строить.
IV этап: Домашнее задание: напишите письмо Ш.Шакшакбаеву
Литература:
1.С.Баймухамедов.Победитель.Журнал «Нива», 2002 год
2.Журнал «Русский язык» за 2014 год
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/k9m0QGJf3ANLXp