Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

Имя существительное

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Жамбылский район, с. Жамбыл
КГУ «Жамбылская средняя школа»
Учитель русского языка и литературы
Жакина Татигуль Берликовна

Цель: на основе лексического материала познакомить учащихся с именами существительными

Задачи:

  • углубить знания об имени существительном;
  • развивать умение критически мыслить;
  • воспитать у школьников уважение к человеку с ограниченными возможностями.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: повесть С.Баймухаметова «Победитель»,карточки с текстом

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте, мои дорогие ребята! Обычно с такого приветствия мы начинаем уроки русского языка, а как же иначе? Ведь целых 45 минут вы будете моими верными помощниками.

А теперь посмотрите на гостей, улыбнитесь им.Улыбнитесь друг другу и внимательнее посмотрите на своего товарища, подругу; посмотрите попристальнее: перед вами не просто Карина, Меруерт, Айдана, Даурен.Перед вами, прежде всего человек, человек со своими мыслями, привычками, характером, желаниями. Догадались ли вы, ребята, о ком мы поведем речь сегодня на уроке?

— О человеке.

-Правильно.Это и будет лексической темой нашего урока.

Человек — кісі -.man

I этап: Побуждение

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «человек»»?

Сегодня, ребята, мы поведем речь о человеке, который оставил о себе добрую память. Мы будем учиться у него мужеству, любви к ближнему, человечности, чуткости. А познакомит нас с человеком необычной судьбы писатель Сергей Баймухаметов в повести «Победитель».

Победитель – жеңімпаз

II этап: Осмысление

  • Чтение учителем предисловия.
  • Беседа по прочитанному.

1.О ком пойдет речь в повести С. Баймухамедова «Победитель»?

— О Шамиле.

2.Кто он?

— Человек, волейболист.

3.Какие вопросы у вас возникли по прочитанному отрывку?

— Где живет Шамиль? Какую фамилию носит?

4.Как вы думаете, ребята, какая жизнь его ждала? А он знал об этом?

  • Чтение отрывка повести учащимися.
  • Кривощеков-Шакшакбаев
  • Всю жизнь я — Шамиль Тауфикович Шакшакбаев, сын своего отца, называюсь казахом и считаю себя казахом.  Но в метриках до 16 лет я значился как Александр Кузьмич Кривощеков. Моя русская мама Надежда Кузьминична Кривощекова и мой казахский папа Тауфик Ертаевич Шакшакбаев и по условиям жизни-она в селе оставалась, а он в город уехал работать- и по беспечноости своей никак не удосуживались официально оформить отношения. И потому в метрику меня записали на фамилию мамы, а отчество от ее отца – моего деда. Получилось, что мама- Кузьминична и я – Кузьмич. Нет, в школе-то я звался и был Шамилем Шакшакбаевым, а в документах – Саша Кривощеков. И лишь к шестнадцати годам, к паспорту, мама с папой спохватились и оформили меня по отцу – Шамиль Тауфикович Шакшакбаев.
  1. Что вы можете добавить еще о Шамиле?

Вернемся к нашей первой схеме ассоциации и дополним ее.

 

*Краткий рассказ учителя о жизни Шамиля Шакшакбаева.

-Ребята, заинтересовала ли вас судьба Шамиля Шакшакбаева? Что вы о нем хотели бы узнать? Что бы вы хотели ему сказать при встрече?

-Ребята,к какой части речи мы отнесем слово «человек»?

-Правильно, мы с вами сформулировали тему нашего урока: «Человек – имя существительное».

* Вместе с учащимися составляем кластер по теме «Части речи».

—  Назовите части речи.

Учащиеся  знакомятся с теоретическим материалом учебника /стр./

Совместными усилиями продолжаем составлять кластер по теме «Имя существительное»

III этап: Рефлексия

Ребята, вернемся мысленно к повести С.Баймухамедова.Какие слова, которые нам встретились в повести, мы можем отнести к именам существительным?

  • победитель, любовь, человек, Шамиль, инвалид
  • Молодцы!
  • Давайте,ребята, вспомним какие слова мы называем антонимами?
  • Подберите антонимы к словам:

Любовь – ненависть,  добро – зло,  герой – трус

*Итог урока.

О ком мы говорили сегодня на уроке?

О каком человеке?

Чему мы учились у Шамиля?

О чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?

С какой частью речи познакомились на уроке?

Как звучала тема нашего урока?

Человек – имя существительное.

Вывод:существует два мира: мир добра, любви, мужества ;  мир зла, ненависти, трусости .Шамиль Шакшакбаев выбрал мир добра, любви, мужества.А нам, ребята, самим решать в каком мире жить, какой мир строить.

IV этап: Домашнее задание: напишите письмо Ш.Шакшакбаеву

Литература:

1.С.Баймухамедов.Победитель.Журнал «Нива», 2002 год

2.Журнал «Русский язык» за 2014 год

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/k9m0QGJf3ANLXp


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *