Использование дискуссий на уроках литературы
Правильно проведенная дискуссия позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения, что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни.
Мерсер (2005) доказал, что взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют «равноправно», в сравнении с беседой, в системе взаимодействия «учитель — ученик», и потому имеют различные возможности для формирования обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Автор различает три типа беседы в которые, зачастую, вовлечены обучающиеся субъект:
Беседа – дебаты, в который существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
Исследовательская беседа, в которой идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию, участники задают друг другу вопросы, стремясь достигнуть согласованности;
Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники, беседа используется для обменазнаниями, но участники беседы терпимы по отношению к другим.
Возвращаясь к дискуссии, нужно сказать, что, как правило они представляют собой комбинацию перечисленных типов беседы. Мерсер утверждает, что самыми продуктивными дискуссиями, как правило, являются те, которые основаны на высоком уровне исследовательская беседа.
Что же предлагает нам дискуссия как формы работы на уроке:
— ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
-поощрение разных подходов к одному явлению;
Сосуществование различных, даже противоположных мнений;
— вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
— побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.
Кроме того, ребята думают над тем:
-как убедительно изложить информацию;
-как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
— как рассмотреть все подходы к проблем;
— как попробовать решить ее
Из своего опыта работы мне хочется сказать, что как начнется дискуссия зависит многое. Чтобы дискуссия прошла успешно необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Обычно я использую методику «Градусник», она позволяет всем ученикам обозначить свое мнение по предложенной теме перед началом обсуждения. Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных и несколько промежуточных мнений. Например, обсуждая спор Пьера Безухова и Андрея Балконского на пароме, предлагаю найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайниие позиции: «полностью согласен с Пьером» и «полностью согласен с Андреем». Затем объединяя детей в 3 группы, а третья группа – это ставшее посередине, занявшие «нейтральную» позицию, можно начинать саму дискуссию.
Когда дискуссия проводится в свободной форме, а это бывает чаще всего, т.е. говорят все, кто хочет высказаться. Я использую прием «Голоса». Этот прием подходит для классов, где есть несколько активных ребят, которые обычно подавляют остальных. Выдаются каждому карточки- одна карточка – одно высказывание.
При изучении повести Карамзина «Бедная Лиза» я проводила дискуссию по способу «Разговоры по кругу» с использованием приема «Цепочка».
Тема – Образ Лизы. Проблема: почему она совершила самоубийство? Ученики высказывались по кругу. Каждый должен во-первых, отреагировать на слова предыдущего ученика и, во-вторых, высказать свое мнение. Причем, сразу оговорка, принимаются только те аргументы, которые подтверждаются ссылками на текст повести.
Или, работая с началом текста любого произведения, ставлю себе целью – научить вчитываться в каждое предложение, вытаскивать из него максимум информации вопросами: «Что мы узнаем из этих строк?» Дети отвечают на этот вопрос по кругу, дополняя друг друга. Люблю использовать прием «Рабочий гул» при повторении домашнего задания при работе в парах, каждый участник поворачивается к своему соседу и за несколько минут обсуждают проблему вместе с ним, например, в форме интервью.
Очень часто на своих уроках использую форму «молчаливой дискуссии». Пишу на доске какое-то понятие, например сентиментализм и прошу написать свои ассоциации по этой теме, причем это могут быть и отдельные слова, рисунки, символические знаки, текст – комикс и т.д. Все одновременно пишут, соблюдая самое главное правило «говорить нельзя, нужно молчать». После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают соседи и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, предлагать встречные аргументы.
После прохождения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» я проводила «бинарную дискуссию». Это одна из форм диспута, ее задача – не только рассмотрение разных точек зрения на проблему, но и развитие коммуникативных, а затем и ораторских навыков. Бинарной она называется потому, что в ее основе работа с двумя противоположными мнениями по одному вопросу. На итоговом уроке по «Евгению Онегину» предлагаю экспертной группе вопросы «Онегин – положительный или отрицательный герой?» «Татьяна – любимая героиня Пушкина?». Эксперты выбирают один из вопросов, обосновывая свой выбор. Группы готовят ответы, исходя из тех установок, которые они получили. Не имеет значения, согласны ли члены группы с доставшейся им позицией – они обязаны подобрать аргументы и убедительно выступить .
Закончить статью хочу словами Д.Ондрошека: «Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой –то определенной формы, выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался в ход дискуссии, он все равно несет ответственность за эффективность. Он должен знать, когда начать, как закончить, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности».