Использование ИКТ на уроках в начальной школе
Казахстан, Атырауская область, г. Атырау
Средняя школа №8 им. У. Атамбаева
Учитель начальных классов
Минакова Любовь Владимировна
Введение
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности. Успех реформы российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности являются главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества.
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Подчеркну, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ.
Цифровые образовательные ресурсы
- Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация Power Point — классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.
Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
- наглядно представлять материал;
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
- Использование электронных образовательных ресурсов:
С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к ВОУД и ЕНТ.
В своей работе использую следующие готовые программные продукты (тренажеры):
- «Математика. Устный счет. Интерактивные тренажеры» (компакт-диск) – Волгоград, «Учитель», 2012г.
- «Русский язык 2 класс. Универсальный мультимедийный тренажер» — Екатеринбург, «Экзамен», 2012г.
- «Окружающий мир 3-4 классы. База дифференцированных заданий» — Волгоград, «Учитель», 2012г.
Помимо тренажеров можно использовать для подготовки к урокам следующие компакт-диски:
- Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс» — Москва, «Просвещение» 2011г.
- Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс» — Москва, «Просвещение» 2011г.
- Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика 2 класс» — Москва, «Просвещение» 2011г.
- «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- «Уроки рисования»
- «Большая энциклопедия живописи»
- «Шедевры архитектуры» (рассказы, иллюстрации и видеофрагменты о шедеврах мировой культуры)
- «Природоведение для самых маленьких» (подборка из 7 фильмов о растениях, животных и внешней среде).
- Использование интернет-ресурсов
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:
- Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
- Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
- Дает возможности для профессионального роста;
- Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
На слайде я выставила наиболее часто мною посещаемые сайты. Кроме того, у многих педагогов есть персональные сайты, на которых они делятся своим опытом работы. У меня есть своя страничка на портале «Социальная сеть работников образования»
Документ-камера
Документ-камеры — это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран.
Ведь довольно типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.
Какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся?
Первое и, наверное, основное – её технические возможности.
Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.
К одной из эффективных технических характеристик документ-камеры можно отнести способность увеличивать демонстрируемый объект, давая тем самым возможность рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые даже при реальном просмотре плохо различимы. Так она может превратиться в «электронную лупу», которая всегда находится у вас под рукой.
Одно из свойств документ-камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. При этом документ-камера служит средством динамической визуализации естественных процессов. Примером реализации этой функции документ-камеры может служить обзор объёмного текстового материала (например, учебника или альбома с иллюстрациями, энциклопедиям или словарям), требующий обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – несопоставимо более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.
Кроме того, это свойство документ-камеры позволяет учителю демонстрировать сложные учебные действия, состоящие из нескольких этапов или операций. Особенно это необходимо, когда работа происходит не «на пустом месте», а с опорой на сложную форму учебного материала, представленного в «бумажной» форме (иллюстрацию, текст, упражнение) или в виде реальных объектов не очень большого размера, например, обучение работать на клавиатуре компьютера, вышивать гладью или «крестиком», накладывать штриховку, рисовать сложные узоры и пр.
При обучении сложным учебным действиям может быть пример выполнения письменного задания (письмо, подчёркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда), визуальная работа с текстом, когда требуется найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Причём различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ-камеры.
Следующее важное свойство документ-камеры – это её помощь учителю и учащимся в динамической презентации результатов их работы. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные учащимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных учащимися при изучении предмета (особенно это касается информационных и материальных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран создаёт эффект вовлечённости аудитории в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.
Функция записи стационарных и динамических объектов, которой обладает документ-камера, позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации изучения.
Каковы же основные достоинства документ-камеры?
Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.
Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников. Это происходит, например, во время анализа только что выполненной контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени с комментариями учителя. Причем в этом процессе принимает участие весь класс.
В-третьих, устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала, одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.
Конечно, все бы это было невозможно без интерактивной доски.
Заключение
Итак, при использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
К результативности работы можно отнести:
- Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
- Повышение уровня использования наглядности на уроке;
- Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
- Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
- Рост качества знаний.
Литература
- Анатольева Э.В «Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе» cap.ru
- Бирюкова Ю. В. « Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС»http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir
- «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе» firsschool.ucoz.ru
- Нестеров А. «Документ-камеры в школьной практике», № 16, с. 18-19 http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad…d=9&app=ikt ;
- Нестеров А. «Документ-камеры для школ», № 18, с. 16-17 http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad…=13&app=ikt;
- Нестеров А. «Новые возможности документ-камеры для педагогов», № 22, с. 22-23 http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad…=22&app=ikt .