Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования
Казахстан, г. Караганда
КГУ СОШ №13
Учитель начальных классов
Юдина Надежда Валентиновна
Современным детям предстоит жить и работать в информационном веке, который мы можем лишь представить. И помимо основных навыков детям потребуется широкий круг навыков более высокого уровня, который позволит им попасть в этот новый век и успешно в нём существовать. Использование ИКТ в начальных классах создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, развивает одарённость в различных сферах деятельности, а также позволит ему успешно учиться, адаптироваться и реализовывать свои возможности в дальнейшем.
Главная задача учителя увидеть в каждом ребенке его задатки, способности, интеллект и помочь развивать. Так как одаренные дети – будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково – знаниевой к личностно – ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентации, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.В этом может помочь
беспроводная охранная сигнализация. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
Что такое современные технологии на уроке?
Понятие «технология» (от греч. tehne –искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространённых в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники – предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решать задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Широкое внедрение педагогических технологий относится к началу 60 – х годов и связано с реформированием образования в странах Америки и Европы. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя.
Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:
- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
- обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
- возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.
По мнению В. П. Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифических, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя.
Что такое технология?
Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует понятие «технология» как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Вместе с тем, в современной педагогической науке существует множество определений понятия «педагогическая технология». Одна из таких технологий, используемых нами на уроке с КМ, педагогическая мастерская.
Актуальность.
Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – сокращенное название «Французской группы нового образования». (Groupe Francais d. Education Nouvelle) – добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. «Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20 – х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис. Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:
— обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;
— интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;
— свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией;
Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с её участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из её участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
Целевые ориентации
Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно- саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
Особенности образовательного процесса:
— создание атмосферы сотворчества в общении;
— включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
— необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
— совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися ( мастер равен ученику в поиске истины);
— подача необходимой информации учителем малыми дозами, исключение официального оценивания работы ученика;
— самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию.
Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия – включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, взглядов, миропонимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
- Г.Г. Левитас. Технология учебных циклов.–2-е изд., доп.–М.: «Илекса», 2002.
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.−М.: Народное образование, 1998.