Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Безличные глаголы»
Казахстан,Акмолинская область,город Степногорск
Многопрофильная школа — лицей им.С.Сейфуллина
Учитель русского языка и литературы
Туякова Анар Назымбековна
Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.
Задачи урока:
Образовательная:
- дать понятие безличных глаголов, их лексическое значение, формы употребления,
- привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
- закрепление навыков синтаксического разбора
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
Развивающая:
- развитие речи;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
- обогащать словарный запас школьников.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Раздаточный материал .
Ход урока.
1.Организационный момент на уроке.
Здравствуйте, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола.
Но прежде, давайте вспомним, что мы узнали о глаголе на предыдущем уроке.
- Повторение пройденного материала
С какими понятиями мы познакомились?
Сколько наклонений у глагола? Назовите их. Приведите примеры.
Сейчас декабрь месяц — конец года, и первый месяц зимы.
Я вам предлагаю послушать зимнюю песню и назвать глаголы повелительного и изъявительного наклонений, которые встречается в тексте песни.
________________________ ( Проверка) ( формат.оценивание)
Разогрелись, а теперь послушаем песню «Кабы не было зимы» и назовем глаголы условного наклонения, но будьте внимательны, песня очень живая, исполняется в быстром темпе, постарайтесь назвать все глаголы условного наклонения
______________________( Проверка) ( формат.оценивание
3.Формулирование темы и целей урока.
Сегодня мы вновь обращаем свои взоры к глаголу.
Оказывается, в русском языке есть такие глаголы, которые мы с вами еще не рассматривали.
И прежде чем приступить к их изучению, посмотрим небольшую сценку.
А вы подумайте, как она соотносятся с нашей темой урока.
Заболела бабушка.
– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.
– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовался внук
– Никто, просто знобит.
– А разве так может быть?
– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
________________________
Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны– пока секрет, который нам с вами предстоит разгадать.
— Открываем свои рабочие тетради, пишем сегодняшнее число, «классная работа», тему урока –« Безличные глаголы»
Наша цель с вами познакомиться с термином безличные глаголы, узнать что же обозначают безличные глаголы, в каких формах грамматических употребляются безличные глаголы.Выработать умение употреблять безличные глаголы в роли главного члена предложения
4.Объяснение нового материала.
Давайте представим себе картину зимнего леса.
Чтение под музыку ( по цепочке)
- Морозит.
2.Потеплело бы скорее
- Мы выходим из дома.
- Нам легко дышится.
- Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.
- Стоит тишина.
- Вдруг тишину нарушил снег.
8.Он упал с еловой ветки .
- И снова стихло.
- Хорошо прогуливаться по зимнему лесу
-Давайте теперь поработаем с данным текстом. (Листочки с текстом лежат на парте. ) Подчеркнем в каждом предложении грамматическую основу.
( 1уч. у доски)
-Распределите предложения на две группы (принцип определите сами).
Работа в тетради.( запись только односоставных предложений)
Проверка – устно
-По какому принципу вы распределили предложения?
— Что вы можете сказать о грамматической основе 1,2,9 и 10 предложений?
(грамматическая основа представлена только сказуемыми, выраженными глаголами. )
-Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
-Давайте вспомним определение глагола. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?)
— Обозначают ли глаголы 1 группы действие какого-нибудь предмета или лица?
Кто – то или что – то совершает данные действия?
-Есть ли здесь действующее лицо, подлежащее?
(Нет).
Оказывается, в русском языке есть глаголы, которые обозначают действие, которое происходит само по себе без действующего лица.
-Как же можно назвать глаголы без лица? (Безличные).
-Сформулируйте определение безличных глаголов?
Глаголы, обозначающие действие, которое происходит само по себе, без действующего лица, называются безличными.
Если перед нами в роли сказуемого выступает безличный глагол, то подлежащего в таком предложении просто быть не может! Такие односоставные предложения, в которых нет не может быть подлежащее, называются безличными
Появление безличных глаголов находит объяснения в глубокой древности. Вокруг человека всегда было много чего-то необъяснимого и непонятного. В древности люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: знобит, лихорадит, светает, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди даже боялись назвать. Поэтому при подобных глаголах действующее лицо не употреблялось.
Посмотрите, ребята, на предложения и определите, в каких формах глагола употребляются безличные глаголы. ( устно)
- Морозит. – изъяв. накл. наст.вр.-3-лицо, ед.ч
- Потеплело бы скорее – услов.накл , ср.род, ед.ч.
- Нам легко дышится.
- И снова стихло – изъяв.накл, прош.вр., 3л., ед.ч., ср.р
Хорошо прогуливаться по зимнему лесу- неопределенная форма глагола.
Безличные глаголы употребляются лишь в некоторых формах
- В неопределенной форме глагола
Смеркаться, темнеть
- В изъявительном наклонении (Они изменяются по временам)
в настоящ.вр. -светает
будущ.времени будет светать
прош.времени – светало
В настоящем и будущем времени Они употребляются только в форме 3 лица ед.числа
В прошедшем времени безличные глаголы стоят в форме среднего рода ед.числа
сильно похолодало
- В условном наклонении рассвело бы скорей, оттаяло бы.
Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и по родам! Не имеют форм повелительного наклонения
Безличные глаголы не могут употребляться в повелительном наклонении, потому что человек, как считали древние не в силах побуждать к действию сверхъестественное существо
Исследовательская лаборатория.
— Давайте посмотрим, каково лексические значение безличных глаголов, что же они обозначают?
А узнаем мы это, выполнив следующее задание.
-Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы?
- Похолодало. 2.Смеркается. 3.Нездоровится. 4.Вечереет. 5. Взгрустнулось. 6. Думается.
-Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и составьте с каким-нибудь глаголом простое предложение ( работа в тетради)
Безличные глаголы чаще всего обозначают явления природы и окружающей среды:
По ночам подмораживало. С моря веет прохладой.
состояние человека: Лодырю всегда нездоровится.
Зачитываются составленные предложения.
Синтаксический разбор самого лучшего предложения.
- Закрепление
А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы, изобразите на одной стороне листа безличный глагол, а на другой стороне личный глагол так, как вы его представляете.
— Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам сейчас потребуются.
1.Немой опрос.
Зачитываются предложения.
При помощи рисунков показать используется в предложении личный или безличный глагол. (используются рисунки — на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные).
- Солнце начинает спускаться.
2.Вечерело.
3.Приближался рассвет.
4.Как быстро рассвело!
5.Весь день идёт снег.
6.В лесу легко дышится
7.Мне долго не спалось.
8.Позвонили в дверь
9.Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух
10.Сегодня все хорошо работают!
- Преобразование личных глаголов в безличные глаголы
Следует отметить что собственно б\л глаголов в русском языке мало, поэтому в роли безличных могут выступают личные глаголы
Сравните предложения:
В значении безличных глаголов нередко употребляются и многие личные глаголы. Сравните: | |
Мы не хотели уходить из леса | Нам не хотелось уходить из леса. |
С утра был мороз | С утра морозит |
Есть подлежащее – личный глагол | нет подлежащего – личный глагол в безличном употреблении |
Волшебник
Через несколько дней наступит Новый год.
В Новогоднюю ночь все ждут какого-то чуда, волшебства
И накануне Нового года я вам предлагаю возможность стать настоящим волшебником.
– Превратите личные предложения в безличные, употребив личные глаголы в роли безличных.
Личные глаголы | Личные глаголы в роли безличных |
Ветер дует в окно. | В окно сильно дует. |
Ветер вырвал дерево с корнем | |
От волнения мы долго не спали |
- Проверка усвоения теоретических знаний
Тезисы (Утверждения)
Работа с перфокартой. Я буду читать вам утверждения, если вы согласны со мной, то в первой строке перфокарты, в соответствуем столбике нарисуйте снежинку. а если вы не согласны с утверждением, то снежинку нарисуете во второй строке в соответствующем номере утверждению столбике .
- Безличный глагол изменяется по родам, числам, лицам
- Смеркается – это личный глагол.
- Личный глагол может стать безличным.
- Безличный глагол обозначает действие предмета или лица.
- Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.
- Безличный глагол употребляется в предложении без подлежащего
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
ДА | ||||||
НЕТ |
6 б.- «5»
5 б.- «4»
4-3 б — «3»
- Домашнее задание
На оценку «4»- 1. Составить 5 безличных предложений, употребив в них все возможные формы безличных глаголов
- Найти в художественных произведениях предложения с безличными глаголами
«5» — 1.Сочинить стихотворение о зиме, используя безличные глаголы.
- Придумайте рассказ, где бы было больше безличных глаголов, начав его со слов
« С вечера стало морозить ещё сильней»
- ИТОГ урока
Игра «СНЕЖКИ»
Ученик, называя одноклассника, бросает ему «снежок». Тот должен сказать то, что касается изученной темы «Безличные глаголы». Затем ответивший ученик бросает «снежок» другому ученику и т.д.
9. Оценивание