Статья «Развитие познавательной активности дошкольников с ОНР посредством дидактических игр математического содержания»
Пасичная Ирина Александровна,
воспитатель ГККП Ясли/сада №22 «Колобок»,
г.Уральск,Западно-Казахстанская область,Казахстан
«Математика всегда остается для учеников трудной работой» – утверждал Писарев почти полтора века назад. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
А дошкольники? Что говорят они? Я с полной уверенностью могу сказать, что они не знают, что математика для них трудная наука и считаю, что они не должны узнать об этом никогда, потому что наша задача – задача воспитателей детского сада – дать почувствовать ребенку, что он сможет понять и усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, а главное познать радость при преодолении трудностей.
Каждый ребенок – это уникальный мир! У каждого есть прекрасные задатки и таланты, которым надо помочь проявиться и развиваться в полной мере. Я считаю, что ребенок сможет достичь успеха в овладении математикой, если ему будет предложен не только содержательный, интересный материал, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать у него заинтересованность и познавательную активность.
Особенно это относится к детям с ОНР, поэтому игра для них выступает как средство всестороннего развития и воспитания личности, так как является ведущей в деятельности детей.
Содержание дидактических игр формирует у них правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.
Поэтому обучение математики детей дошкольного возраста с ОНР немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений с учетом их возрастных особенностей.
Занимательный материал, который я использую, очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Его можно разделить на 3 группы:
1.Дидактические игры и упражнения
2.Математические задачи и игры.
3.Развлечения и праздники.
Из всего многообразия математического материала наибольшее применение находят дидактические игры. Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи.
Место дидактической игры на организованной учебной деятельности определяется возрастом детей, целью и содержанием занятия.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные, и др.) являются эффективным средством и методом развития познавательной активности. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.
На мой взгляд, дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.
Математика – не отвлеченная наука. Поэтому в своей работе с детьми с ОНР я стараюсь усиливать практическую направленность занятий, прежде всего, при ознакомлении с математикой. Практическая направленность мне представляется следующим образом:
через ознакомление с новыми знаниями и закрепление уже имеющихся;
через вооружение практическими знаниями, потребность в которых осуществляется в повседневной жизни;
через обогащение представлений детей об окружающем, прежде всего, о живой и неживой природе (например, знакомство с азами математики через растения и аквариумные рыбки, фрукты, овощи);
через развитие речи, мышления.
Художественное слово обогащает математическое образование дошкольников, поэтому я самостоятельно определяю объем и степень включения его в свою работу. Это стихи, считалки, загадки, физминутки, вопросы-ловушки. Я использую художественное слово, чтобы с его помощью подводить детей к размышлению, руководить и направлять поисковую деятельность, подводить детей к нахождению ответа (например, использование математического театра).
через углубление коммуникативных способностей – этому способствует дидактическая игра (например, в «День открытых дверей» дети приглашают своих родителей поиграть в любую дидактическую игру).
Мои наблюдения показали, что детей дошкольного возраста с ОНР больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием. Музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
Неотъемлемой частью организованной учебной деятельности является использование музыкального сопровождения, проведение музыкальных физкультминуток с математическим содержанием. Именно музыкальная форма, в которую обличено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, способствует познавательной активности.
В заключение хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.
Так что начинайте заниматься с ребенком с детства, играйте в дидактические игры, причем, чем раньше, тем лучше.
Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.